Top.Mail.Ru

Спорт и психология

Сегодня мы поговорили с доцентом кафедры профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС (ПОиППС) Рязанского института развития образования, кандидатом психологических наук, спортивным психологом Центра спортивной подготовки Рязанской области Светланой Елгиной.

В 2024 году  планируется к изданию книгу Бориса Невского и Ларисы Комраковой о боксе. В этой книге авторы постараются развеять все мифы о боксе, показать, в чём его преимущества, и что он собой представляет. Также расскажут об истории рязанского бокса, о судьбе спортсменов, их опыте и тех, кто любит бокс. Книга будет представлять большой интерес для широкого круга читателей: для молодёжи, их родителей, людей занятых в различных сферах деятельности. Мы продолжаем цикл интервью.

Фото: Лариса Комракова

Ректор РИРО Андрей Анатольевич Кашаев, предваряя разговор с доцентом кафедры профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС (ПОиППС) РИРО, единственным спортивным психологом в Рязанской области Светланой Владимировной Елгиной, отметил: «Очень рад, что высококвалифицированные специалисты Рязанского института развития образования помогают формировать и совершенствовать систему физкультурно-спортивного направления региона.

Сегодня над этим работают несколько структур, в том числе подведомственных Министерству спорта и Министерству образования Рязанской области. И синергетический эффект, который в итоге происходит, способствует тому, что Рязанская область, зачастую впервые в Российской Федерации, реализует очень важные проекты».

Безусловно, одним из таких значимых проектов является развитие спортивной психологии, о которой мы и поговорили со Светланой Елгиной.

– Светлана Владимировна, хочу спросить, может, кому-то вопрос покажется банальным, но, тем не менее – что такое в наше время спорт для детей?

– Это отнюдь не банальный вопрос. Спорт для детей – это альтернатива девиантного и делинктвенного правонарушенного поведения.

Немного поясню термины.

Девиантное поведение – это поступок человека, его действие, которое не соответствует общепринятым и формальным нормам и стандартам в обществе.

Делинквентное поведение – это асоциальное, правонарушенное поведение человека, которое проявляется в его поступках. Это может быть и какое-либо действие, и бездействие в отношении сложившейся ситуации. Делинквентные поступки могут наносить вред отдельному человеку, группе или всему обществу в целом.  За делинквентные поступки в рамках законодательства устанавливаются разные виды социальной или уголовной ответственности.

Через спорт идёт развитие уверенности в себе, укрепление физического и нервно-психологического здоровья. Бич нашего времени: неврозы, психозы, депрессии. Поэтому те дети, которые с малых лет занимаются спортом, начинают правильно развиваться. Они учатся, как справляться в сложной жизненной ситуации с негативными эмоциями. Узнают, как конструктивно разрешать конфликт, для того чтобы продолжать совместную деятельность на пути достижения цели, например, в командных видах спорта.

– А как правильно выбрать вид спорта ребёнку?

– В выборе вида спорта со стороны родителей должна быть очень правильная поддержка детей.

Есть дети рационального типа. Они, как и взрослые, раз и навсегда влюбляются в какой-то вид спорта. Например, шестилетняя девчушка хочет пойти только на художественную гимнастику, а мальчик – играть исключительно в хоккей. И если они туда пошли, то, значит, дети нашли себя через этот спорт, и спорт нашёл их.

А есть дети иррационального типа. У таких ребят много интересов. У них блестят глаза, они горят попробовать всё. Помните, как в знаменитом стихотворении Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота»? И вот здесь родителям стоит позволить ребёнку найти себя. Вначале чуть-чуть позаниматься одним видом спорта. Если сын или дочь поняли через несколько тренировок – не моё, значит – попробовать в другом виде. И так до тех пор, пока ребёнок себя не найдёт.

Как правило, попробуют два-три вида спорта и находят свой. Самое главное, чтобы был настрой заниматься.

Здесь важно решение и желание ребёнка, а не родителей. Ведь зачастую бывает так, что мамы и папы отправляют дочку или сына заниматься тем видом спорта, о котором сами мечтали, но по каким-то причинам не сложилось. Необходимо присмотреться к своему ребёнку. И только исходя из его индивидуальных особенностей, типа темперамента, характера, интересов, увлечений выбирать вид спорта. Иначе можно сломать ребёнка и навсегда отвратить от спорта.

Есть девочки, которые выбирают силовые виды спорта, в которых из различных способностей важнейшими будут волевые процессы. И в данном случае, даже если мама против, всё-таки дочку надо отпустить. Значит, это боевая девчонка маскулинного типа гендерного поведения. И если она выбирает заниматься тхэквондо, каратэ, дзюдо, боксом – значит, это её. Мама должна понять, принять и благословить.

Министр образования Рязанской области Ольга Щетинкина награждает Светлану Елгину. Фото: из архива Андрея Кашаева

– А кому, прежде всего, надо заниматься боксом?

– Заниматься боксом надо тем, кто по типу темперамента – холерик, смелый, упорный, но взрывной, неуравновешенный, агрессивный. Такой ребёнок не умеет эмоционально сдерживаться. Неразвитая в полной мере саморегуляция проявляется как агрессия. Это сильный тип темперамента. И вот им надо идти в спорт, в частности – в бокс, в другие виды единоборств.

– Что такие дети получают через спорт?

– Они получают хороший, нормальный, социально приемлемый способ применения своему темпераменту. Дети учатся самоорганизации, с тем чтобы направить себя на дальнейшее правильное личностное развитие. Они получают возможность видеть, усваивать и в будущем применять модели конструктивного поведения и взаимодействия между людьми.

Мальчишки и девчонки, идущие в спорт, начинают вести здоровый образ жизни. У них перед глазами пример тренера и тех, с кем они вместе занимаются в секции. У детей формируется свой круг общения. Здесь у всех одинаковые ценности, интересы, цели. Они подпитывают друг друга позитивным отношением к жизни.

В первую очередь в группе риска по нарушению поведения находятся дети с холерическим типом темперамента. Именно через спорт, в частности – через бокс, происходит установка и корректировка поведения на правильное. Ребёнок встаёт на естественный путь развития гармоничной личности, уверенной в себе и способной к саморегуляции.

Уже давно известно, что, когда драчун-мальчишка приходит в бокс, он… перестаёт драться. У него просто отпадает желание проявлять агрессию на улице. Во-первых, он так набоксируется в зале, что сил на задирание других уже не остаётся. А во-вторых, появляется мужская уверенность, что он всегда, если потребуется, сможет постоять и за себя, и за других, так как уже обладает мастерством, знает приёмы, у него поставлен удар.

Тренер Борис Невский со своими ребятами. Фото: из архива Бориса Невского
Тренер Борис Невский со своими ребятами. Фото: из архива Бориса Невского

– Ребёнок и родители определились с видом спорта. Что дальше?

– А дальше очень важна слаженная работа тренера во время тренировок и родителей в сопровождении и поддержке, для того чтобы помочь ребёнку развиваться, реализоваться через спорт.

– Чем могут помочь родители своему ребёнку-спортсмену?

– Следить за образом жизни, распорядком дня, режимом питания, водным балансом. Физическая нагрузка обеспечивается тренировками. А вот сон должны контролировать родители. Тут должно быть мягкое, корректное, но постоянное настаивание на правильном режиме дня. Через внушение, убеждение, личный пример. Это поможет ребёнку быстрее освоиться и принять то лучшее, что даёт спорт.

Режим дня способствует тому, что спортсмен не выгорает, не перенапрягается, полноценно спит и питается. Благодаря этому в большей степени человек может проявить свои спортивные способности.

– А как правильно выбрать спортивную секцию?

 Выбрав вначале вид спорта, а далее – секцию, нужно обращать внимание на тренера. Бывает так: и тренер сильный, и у ребёнка хорошие задатки, но отношения не складываются. Почему? Потому что существуют разные психологические типы и разные интертипные отношения. Так может получиться, что лучше сменить тренера. И тогда всё пойдёт, как надо. Бояться этого не нужно. Если ребёнок очень хочет заниматься и способный, но отношения совсем не складываются – это не всегда про то, что тренер невнимателен или не нашёл подход. Иногда это просто конфликтный тип отношений. И лучше изменить тренеру, чем бросить спорт навсегда.

Нужно помнить о том, что ребёнок должен быть в позитиве. Вот как у взрослых: работа – дом, работа – дом, а у него: дом – школа – секция. Необходимо, чтобы ребёнок не утратил своей непосредственности, радости жизни, счастливости. Нужно, чтобы, помимо тренировок, были другие интересы и друзья.

Есть такое выражение: не кладите все яйца в одну корзину. В спорте бывают проигрыши, неудачи. И случается так, что не с кем поделиться. В секции может быть очень конкурентная среда, что является нормой для спорта. Поэтому очень важно, когда есть поддержка семьи и друзей. Тогда, несмотря на трудности и поражения, всё в дальнейшем получится.

– Каким образом родителям лучше поддерживать детей? На что нацеливать?

– Родителям не стоит нацеливать ребёнка исключительно на победу, причём любой ценой. Нужно понимать, что победа зависит от многих факторов. Возможно, что недостаточна подготовка к определённому уровню соревнований. И не страшно, что проиграл. Наоборот – нужно проанализировать, что произошло, найти ошибки. И уже исходя из этого опыта, вместе с тренером наметить дальнейшие пути решения возникших проблем.

Необходимо ставить реалистичные цели, чтобы ребёнок, участвуя в соревнованиях, не боялся проиграть. Но, с другой стороны, чтобы он был мотивирован, а лучше, чтобы была внутренняя самомотивация. Он должен настроиться на то, что неважно сможет победить или нет. Самое главное – он побеждает себя, свой страх, свои волнения, свои сомнения. Растёт и развивается. Раз от разу к каждому соревнованию улучшаются показатели и возможности. Вот это очень важно – сделать то, что могу.

Чтобы у ребёнка было перспективное видение своего развития, хорошо бы, чтобы взрослые рассказывали ему о жизни выдающихся спортсменов. Просматривали вместе или предлагали документальные киноленты, художественные фильмы спортивной тематики. Растущий ребёнок должен видеть примеры, как справлялись с трудностями знаменитости, как они, невзирая на травмирование и неудачи, шли дальше к победе, верили в себя.

Порой даже в клубных соревнованиях многие спортсмены очень сильно волнуются. И у них из-за сильной тревоги не получается сделать настолько хорошо, насколько могли бы.

Тренеры умеют вдохновлять и поддерживать, а вот родители – не все. И здесь важно понять, что не должно быть родительской критики. Необходимо говорить о том, что: неважно победишь ты или проиграешь, ты всё равно будешь любимой дочкой, любимым сыном. Мы всегда с тобой, и мы гордимся тем, что ты занимаешься спортом и достигаешь результатов. Пусть это не так быстро, как ты бы хотел. Нам это не важно. Нам важно, чтобы ты был счастливым и здоровым человеком.

Необходимо понимать, что существует определённый субъективный уровень важности. И если этот уровень значимости зашкаливает чрезмерно, то появляется высокий уровень тревожности, даже панические атаки, которые приводят спортсменов к поражению, так как они не могут с справиться с волнением во время соревнований.

– Как готовиться к соревнованиям?

– Ну, во-первых, обязательно проводятся клубные соревнования. И здесь важна не победа, а именно участие. Очень ценный опыт – уметь достойно проигрывать. А после того, как проиграл, активизироваться, чтобы проигрыш мотивировал на дальнейшую серьёзную работу над ошибками.

Во-вторых. Очень важно и тренеру, и родителям обучаться методам работы с эмоциями у детей дошкольного возраста и младших классов. У детей в этом возрасте ещё нет достаточного развития волевых процессов, чтобы они, как мы взрослые, могли регулировать своё эмоциональное состояние. Ребёнок не может.

Поэтому им должна оказываться поддержка: «Молодец! Ты справишься. Я в тебя верю. Я буду рядом и помогу в любую минуту».

Помимо этого, сейчас достаточно много в интернете информации, как помочь себе справиться с эмоциональным состоянием: это дыхательные техники, аутогенные тренировки, аффирмации, то есть фразы для самонастроя. Это упражнения, которые легко могут освоить даже дети. Умение владеть такими навыками и применение таких техник, помогает оставаться в тонусе во время соревнований.

Психологическая работа с футбольной командой из СШОР «Олимпиец». Тренер П.А. Крапивин. Фото: из архива Светланы Елгиной
Психологическая работа с футбольной командой из СШОР «Олимпиец». Тренер П.А. Крапивин. Фото: из архива Светланы Елгиной

Многие боксёры говорят, что для мальчика выйти на ринг – это уже психологическая победа над собой, даже если он проиграет бой. Не каждый доходит до ринга.

– Проблема публичного выступления неодинаково воспринимается по разным психотипам. Те, кто у нас экстравертированные – холерики и сангвиники по темпераменту, по психодинамике – им легче справиться с волнением публичного выступления.

Для интровертированных меланхоликов и флегматиков, которых много в боксе, – это действительно остро стоящая проблема. И здесь одна из задач тренера и родителей научить преодолевать именно интроверту свой страх публичного выступления. Создавать ситуацию успеха, напоминать о том, что есть уже в опыте позитивные результаты. Например, ты же выступал в школе перед классом и замечательно справился.

Тренеру необходимо подходить индивидуально к спортсменам, у которых есть страх публичного выступления. Именно таким детям необходимо давать возможность постепенного вхождения в это состояние, когда то, что он делает – видят много людей. Чтобы не было негативной реакции на присутствие публики во время соревнований.

– Когда юный боксёр выходит на ринг – он один на один с соперником. В командных видах спорта в определённом смысле легче. Например, футболист промахнулся по мячу, но товарищ по команде подхватил и забил гол. А в боксе ты рассчитываешь только на себя, здесь тебе никто не поможет.

– Юный боксёр должен понимать, что он не один. С ним тренер, родители, друзья.

Те, кто идёт в командный вид спорта – это дети, направленные на взаимодействие с другими людьми. Они по психотипу – командные игроки. Им нравится взаимодействовать, они умеют это делать, замечают других людей, постепенно учатся планировать совместные действия. Они считывают информацию: ожидать ли мне здесь и сейчас передачи мяча. Быстро принимают решения, кому из товарищей передать мяч, у кого более выгодная позиция.

Но есть также те, кто идёт в бокс, в единоборства – это индивидуалисты. Это не менее трети людей, которые с интернальным локусом контроля. Человек с внутренним локусом контроля считает, что контроль над жизнью принадлежит только ему. Если что-то не получается, интерналы ищут причину в себе, а не в обстоятельствах. Они оценивают своё внутреннее состояние, способности. Человек сам ставит себе задачи и научается очень быстро, ещё в предподростковом возрасте, брать на себя ответственность за результаты своих действий.

Они не настолько остро и не в таком объёме нуждаются в совместных действиях, а направлены на то, чтобы полностью решать вопросы самому. И это делает их хорошими бойцами. Таких детей надо видеть и приглашать в бокс.

– Получается, по характеру ребёнка уже можно определить в какой вид спорта его отправлять?

– По крайней мере – направленность. Боксёр – это логик. У нас врождённая межполушарная мозговая ассимметрия. Если у правши доминирует левое полушарие, отвечающее за вербально-логическое мышление, то вот они – логики, по Павлову: мыслители.

А есть этики, чувствующий тип или по Павлову: художники. У них лучше развито наглядно-образное мышление. Они ближе к людям, им больше нужна поддержка окружающих. Этики меньше доверяют себе, больше ориентируются на оценки окружающих, их поддержку, тепло и участие. Это не боксёры по большому счёту.

Логики, которые выбирает бокс, меньше проявляют эмоций, волнений и больше сконцентрированы на задаче.

Другая проблема, вытекающая из этого. Определить: логик ребёнок или этик — можно только с возрастом. Психологи только в начальных классах могут заметить признаки того, что человек логического типа. Раньше просто нет оснований для этого. Понять психотип ребёнка в 6-8 лет, даже если он в будущем будет логиком, сложно.

В таком возрасте логика, проявляющего эмоции, легко принять за этика. Логику тоже не чужды эмоции, просто у него нет широкого спектра эмоций. Решения логика принимаются в здравом уме и твёрдой памяти, холодным разумом.

Если говорить о боксе, то тренер может заметить признаки логика. Это ребёнок, который задаёт вопросы определённого характера. Он заточен на аналитическое мышление, то есть сравнение, сопоставление, анализ поступающей информации. Такие качества проявляются уже порой в старшем дошкольном возрасте и начальных классах.

А этиков, или художников по Павлову, мы заметим по тому, что их поведение очень зависит от того, в какой они находятся эмоции. Их реакции очень эмоциональны, их эмоции бескрайние, многогранные и очень сильно проникают внутрь. Эмоции этиков очень сильно влияют на их поведение и на результат их деятельности.

Если в спорт приходит эмоциональный, правополушарный ребёнок, значит, много нужно прилагать воспитательных усилий. Они будут не напрасны, но это длительный период. Взрослые должны помочь такому ребёнку развить умение регулировать свои негативные эмоции.

Если это логик, здесь гораздо меньше будет работы и времени затрачиваться на овладение техниками саморегуляции. Логики легче и быстрее учатся это делать.

Курсы подготовки для молодых тренеров в РИРО. Фото: из архива Светланы Елгиной
Курсы подготовки для молодых тренеров в РИРО. Фото: из архива Светланы Елгиной
Наверняка, нужен и разный подход к логикам и этикам?

 

– Конечно. Дети этического типа – это примерно половина человечества и чуть поменьше – логического.

Детям этического типа нужно внушать, их нужно вдохновлять, воодушевлять и большое значение будет иметь авторитет тренера. На авторитете и на эмоциональной подаче можно получить конструктивный результат воздействия на юного спортсмена.

Если это логик, здесь не пройдёт внушение. Улыбайся – не улыбайся – это не будет иметь вообще никакого значения.

Что здесь важно? Здесь важно убеждение, то есть расклад ситуации и чёткое понимание поэтапного алгоритма выполнения каких-то действий тренировочного процесса, предсоревновательных действий, действие на соревновании.

И логик усваивает эту последовательность, просчитывает варианты, которые могут быть. Он последовательно решает задачи, которые перед ним стоят. У него меньше эмоций.

– Но ведь не только юные спортсмены, а и тренеры разделяются по психотипам. Как это сказывается на тренировочном процессе?

– Если тренер логик, значит, спортсменам логикам с ним будет лучше, между ними сложится взаимопонимание. У такого тренера ребёнок всё больше логически развивается, выстраиваются типы логических связей, информация хорошо воспринимается, усваивается и учитывается.

А вот спортсмены этики у тренера логика не дополучают эмоциональной подачи, того, что подбадривает их, несёт позитивный эмоциональный окрас. Этики в этом очень нуждаются.

Идеальная ситуация, когда в секции работают два тренера противоположных по психотипу. У одного тренера взрывной характер. Он холерик, быстро принимает решение. Резковатый, требовательный, жёсткий. Значит, ему надо заниматься со старшими детьми. Более корректный, спокойный, терпимый, терпеливый тренер может брать младших детей. Либо работают вместе. Друг друга закрывают спиной. Дополняют по тем функциям, которые должны быть активизированы для лучшего воздействия на юных спортсменов того или иного психотипа. Это очень хороший выход – такое сотренерство.

– Светлана Владимировна, о чём вы мечтаете?

– Я мечтаю о том, чтобы начиная с Рязанской области в каждой спортивной школе, в каждом спортивном клубе были хорошие, компетентные, любящие своё дело, спорт и людей, спортивные психологи. Чтобы они активно помогали тренерам раскрывать способности детей, развивать эти способности, эффективно помогать достигать спортивных целей. Сейчас, к сожалению, это только мечта. Я пока единственный спортивный психолог на всю Рязанскую область. А ведь спортивные психологи могут оказать очень серьёзную поддержку в развитии отечественного спорта.

Спортивным психологом в Центре спортивной подготовки Рязанской области я работаю всего лишь два года. Но занимаюсь этим видом деятельности намного дольше. Я работаю доцентом кафедры профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС (ПОиППС) Рязанского института развития образования, являюсь кандидатом психологических наук и уже на протяжении 9 лет участвую в разработке в РИРО программ по этой тематике. Преподаю спортивную и возрастную психологии, консультирую тренеров.

Вообще, моя работа спортивным психологом началась с того, что в Олимпийский резерв в Москву забирали одарённую в художественной гимнастике девушку из Рязани, победительницу соревнований. Им нужны были сопроводительные документы, в том числе психологическая характеристика. Стали искать, а спортивных психологов в Рязани нет. Обратились ко мне. Спортивным психологом на тот момент я не работала, хотя я была и спортсменом, и тренером по каратэ у девушек.

Выросла я в спортивной семье. Отец сначала занимался самбо, дзюдо, потом увлёкся каратэ, айкидо, джиу-джитсу. Тренировал и детей, и молодёжь, и взрослых. Поэтому я здесь человек не случайный. Работа спортивным психологом мне очень нравится. Не понаслышке знаю, как она важна. Ведь даже опытным тренерам порой трудно найти подход к спортсменам. Компетентный психолог помогает решить возникшие проблемы и, соответственно, достичь высоких спортивных результатов.

Психологом я работаю почти 37 лет. Много лет работала школьным психологом. И до сих пор я – практик, семейный психолог-консультант.

Встреча научно-исследовательского отдела Центра развития тренерско-преподавательских компетенций ГАУ РО «ЦСП» с тренерами-преподавателями. Фото: из архива Светланы Елгиной

– Психологическое сопровождение различается по видам спорта?

– Конечно.

Если это единоборство, в том числе и бокс, то работа идёт индивидуально. Когда приходят бойцы, то направленность не идёт на то, чтобы развивать смелость, отвагу, мужество, уверенность в себе. Если этих качеств изначально нет, то в единоборствах – делать нечего. Но бывает, что у спортсменов происходит перекос – чрезмерные отвага, уверенность в себе. Тогда возникают конфликты, недопонимание с тренером, с другими спортсменами. Появляется негативная психологическая обстановка в коллективе.

Поэтому здесь упор делается именно на понимании: какой я, и почему у меня такие реакции, откуда они идут, из-за чего происходят? Это не я плохой, я ужасный, не я хулиган, а я такого психологического типа. Это другая сторона отваги – драчливость.

В таком случае необходимо постепенно учиться регулировать негативные эмоциональные состояния, что позволяет без потерь минимизировать риски неудач и оптимизировать спортивную деятельность и её результативность.

Если это командные виды спорта, то соответственно, и работа коллективная. Ко мне обращались тренеры нескольких футбольных команд. Я провожу психологическое тестирование, потом по результатам делаю схему: расклад психотипов всех членов команды. Кто как распределяется, кто какую роль лучше может выполнять в командной работе во время соревнований, какого типа эти футболисты. И тренер при таком раскладе уже видит, кому и что нужно доразвивать, где потенциально капитан команды, где возможные риски конфликтов или жёсткой конкуренции. Как эту конкурентность направить на пользу, на результат для всей команды.

Иногда тренеры приводят очень перспективных ребят, у которых недостаточно уверенности, веры в себя.

Бывает, и другая история, когда чрезмерно уверенны. В таком случае работа ведётся над коммуникативными навыками, над доверием к тренеру, требовательностью к себе самому.

Иногда приходится консультировать и родителей, так как многие проблемы у нас родом из детства. От того или иного стиля родительского воспитания, родительских предписаний зависит, как складываются личность ребёнка, его сценарий жизни и картина мира. Тренер получает уже на 90-95% сложившийся характер, который для каких-то ситуаций, вида спорта подходит, а для каких-то – нет.

– У нас в Рязани не готовят спортивных психологов?

– Процесс этот долгий. Нужно набраться терпения. Решение должно приниматься на министерском уровне. Вначале смотрят отчёты психолога. Сколько провёл консультаций, тренингов. Потом изучают конкретные результаты, которых достигли те спортсмены, с которыми работали. Решены ли проблемы? Действительно, спортсмены начинают достигать высоких результатов? И так далее, и так далее…

Я мечтаю, чтобы спортивная психология развивалась. И мы готовы развивать. У нас есть знающие люди, умеющие писать программы, имеющие опыт преподавательской работы, которые могут подготовить ну хотя бы изначально группу 15-20 человек.

Два года подряд мы в Центре спортивной подготовки проводим крупное массовые исследования, в которых участвует более 600 одарённых спортивно детей и подростков Рязанской области. Проводили антропологическое и физиологическое исследования. Этим занимается преподаватель РГУ, кандидат педагогических наук Татьяна Анатольевна Сидорина.

А для психологического сопровождения юных спортсменов я подбирала психодиагностические методики. Перепробовала всё, что можно. И составила блок из тестов, которые помогают находить одарённых детей и видеть, какой потенциал и какие есть проблемы индивидуально у каждого. Потом мы выходим с результатами нашего исследования на индивидуальную консультативную работу с тренерами.

Психологический вебинар для тренеров-преподавателей Рязанской области. Фото: из архива Светланы Елгиной

В прошлом году я провела девять обучающих вебинаров для тренеров и инструкторов-методистов Рязанской области, в том числе по следующим вопросам: повышение спортивной мотивации и самомотивации, как с этим работать; конфликт в спортивных группах, методы профилактики и разрешения конфликтов; как учитывать в работе тренера индивидуально-психологические особенности юных спортсменов; как проходит становление личности и как те или иные личностные качества помогают в достижении высоких спортивных результатов и так далее… Мы очень активно работаем всем коллективом.

Чтобы работать спортивным психологом, мало знать общую или возрастную психологию. В спортивные психологи должны идти или тренеры, или спортсмены. Потому что человеку со стороны трудно понять всю специфику и учесть все нюансы в своём психологическом сопровождении спортсменов или тренеров.

Очень надеюсь, что спортивная психология в Рязани будет активно развиваться.

Лариса КОМРАКОВА

Леонид Ретинский: бокс – матрица жизни

Борис Невский: боксёр, тренер, историк

Александр Глазунов: с боксом по жизни

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Малая Родина