9 июля 2014

Охотники за гладиолусами

Попрошайки и жаждатели легкого заработка дважды перепродают цвет, возложенные у рязанских памятников

Антон Евгеньев |
Охотники за гладиолусами

Эту уличную сценку хоть раз, да наблюдал каждый из тех, кто бывает в районе площади Победы. У некоторых гостей города она вызывает недоумение. Рязанцы же к ней привыкли.

 

…Вознесшаяся ввысь бетонная стела. Барельеф с именами павших Героев. Вечный Огонь. У мемориала собралась очередная свадебная процессия. Неподалеку припаркован кортеж перетянутых шелковыми лентами иномарок, по ступенькам, весело щебеча, цокает каблуками табунок дам в праздничных платьях. Тут же тихо гудит пчелиный рой одетых в нарядные костюмы мужчин, во главе с женихом. В центре группы белеет платье невесты. Радостные возгласы, хлопки пробок шампанского, крики «Горько!». И цветы, множество роскошных букетов с гладиолусами, розами, гвоздиками… Возлагать цветы на свадьбах к Вечному Огню — добрая традиция. Однако в последние годы в нашем городе появилась еще одна «цветочно-свадебная» традиция — мягко говоря, не совсем красивая.

 

Гвоздичная "мафия"


Оглянитесь вокруг повнимательней, и вы сразу заметите их. Спрятавшись в скверике за памятником, сбившись в табунок, кучкуются разношерстные и неряшливо одетые граждане. Это — истинные «хозяева» здешнего праздника жизни, а все остальные, включая молодоженов и их пышной свитой, всего лишь гости.


Свадьбы приезжают и уезжают, а вот эта компания помятых и потрепанных жизнью личностей остается стоять, словно часовые. Состав табунка разнороден: тут и 2-3 поддатых и бедновато одетых мужичка, и несколько беспризорного вида пацаненков а ля «По приютам я с детства скитался…», ничейная бабушка-попрошайка, угрюмый бомж в зимней ушанке. Каждый час «караула» на площади приносит им ощутимую выгоду. В иные дни доход каждого достигает нескольких сотен целковых. Что же до способа заработка, то он на редкость прост и на редкость же циничен. Своеобразную методу в народе уже окрестили «круговоротом цветов».


Едва от мемориала Победы отъезжает очередной свадебный кортеж, как со стороны сквера начинается странная «движуха». «Бомж-массовка», до этого скромно мелькающая на заднем плане, оперативно подтягивается с задворок к бетонной стеле. Воровато озираясь, вся гоп-компания приближается к заветной цели — свежевозложенным на бронзовую Звезду свадебным букетам. «Стервятники» приближаются сперва нарочито неторопливой походкой, но как только с площади отъезжает последняя «молодоженовская» машина, тут же, словно по сигналу, вся разношерстная компания дружно срывается с места и мчится к цветам.

Воздух сотрясается от целого града «милых» сентенций:

— Эй ты, залетный дед, даже не суйся вон к той гвоздике! Она моя, я ее первый застолбил! Кыш отсендова, старый бомжара!

— А ты сам-то, откуда здесь нарисовался, шкет зеленый? Я на этом месте уже полгода работаю. А ну, кому сказал, не лезь к цветам поперек батьки.

— Ребята, розы — чур мои! Гладиолусы себе забирайте, а розы не трогать, а то рога всем поотшибаю!

 

Дуэль на букетах

Разгорается настоящее сражение.

Вот почтенный дедушка с сединой, видимо, вспомнив лихую кавалерийскую юность («Нас водила молодость в сабельный поход») наотмашь и с оттяжкой лупит букетом захваченных в бою гвоздик своего 12-летнего конкурента-«Гавроша». Но за подростка заступаются его товарищи, завязывается нешуточная битва. В воздухе витает трехэтажный мат и цветочные лепестки. Баталия происходит в самом сердце мемориального комплекса. Матерящиеся «стервятники» топчутся в двух шагах от Вечного Огня. Исход схватки решает молодость: пацанята быстро удаляются через дорогу, сжимая обеими руками охапки трофейных роз, их пожилой противник угрюмо ковыляет в другую сторону. И лишь припозднившаяся пенсионерка, согнувшись в три погибели, собирает жалкие остатки — парочку сломанных тюльпанов.

По одному, по двое, «свадебные цветокрады» отправляются сбывать свою добычу. Цветы сбагриваются, в основном, по разным точкам на рынках и лотках уличных торговок-бабушек.

Самые нахальные попросту ходят по «Прио-Ленду», предлагая цветы прогуливающимся парам.

 

Мнение специалиста

Наталья Осинина, продавец цветов:

Нам эта «публика» хорошо известна. Каждую субботу, когда свадьбы, нам притаскивают ворованные цветы. В основном, носят уличные ребята, лет 12-15. Есть и взрослые бомжи. Многих из этих граждан мы уже в лицо знаем. Они, так сказать, уже «профессионально» этим занимаются. Нашему киоску покупать у них цветы строго-настрого запретил хозяин, да и я сама не стала брать такой грех на душу. 

А вот некоторые не совсем добросовестные лоточницы берут краденные розы с удовольствием… Навар небольшой, но многие льстятся и на такую прибыль.

Кстати, многие цветы успевают проделать несколько таких кругов по схеме « свадьба-воры-продавцы-свадьба». Ведь многие гости, приглашенные на бракосочетание, приезжают и берут цветы на близлежащих к площади Победы рынках. Некоторые розы успевают «обернуться» даже по 2 раза за один день, пока не потеряют кондиционный вид. В шутку мы называем это «круговоротом цветов в природе».

 

Цветы второго сорта

— Милок, возьми цветочки-то! Гвоздички — первый сорт. По пятнадцать рубчиков всего каждую отдаю, почитай что задарма. Купи, не пожалеешь — подаришь девушке. — Дыша перегаром, горячо убеждал меня взять цветы алкогольный дедушка в рваных ботинках «прощай молодость».

— Да вы ж только что их с Вечного Огня сняли! При мне дело было. Неужто не совестно? Все равно, ведь, что у мертвых отобрали…

В ответ поддатый «цветокрад» лишь раздосадовано отмахнулся: дескать, а твое какое дело? И тут же поспешил к следующему прохожему, «впаривать» свою добычу.

Зато одна из бедно одетых пенсионерок, замеченная «на месте преступления» двумя часами позже, оказалась разговорчивей:

— Ну и что, что с памятника? Наше поколение еще помнит ту войну… В этом нет ничего стыдного, что я цветочек взяла, а с выручки на него куплю хлеба. Пенсия у меня небольшая, а продавать цветочки молодоженам все же лучше, чем бутылки собирать.

…Через сорок минут к площади Победы подъезжает уже другой свадебный кортеж. Хлопки шампанского, звон бокалов, заливистая трель баяна тамады. Гости уезжают, оставив у Вечного Огня очередную порцию цветов. К ним тут же бросается шустрая команда «стервятников». Прогуливающиеся гости города, заметив эти движения, впадают в изумленный столбняк. Коренные рязанцы лишь лениво скользят взглядом по уже привычной картине...

Антон ЕВГЕНЬЕВ

 

Между прочим:

1_8.jpg

В Древней Греции и Римской Империи, лица, уличенные в воровстве даров с жертвенников павших воинам (это могли быть фрукты, дорогие вина, яства) после народного суда лишались гражданства. Их изгоняли за пределы города, в одном рубище, и отныне они находились вне закона, были должны до самой смерти влачить нищенское существование.

А на их семейство и дом падало проклятье теней героев, смыть которое можно было лишь кровью. Для этого мужчины опозоренного семейства отправлялись на войну, смело сражались с врагом, совершая подвиги во имя Родину. Лишь в таком случае к семье вновь возвращалось благословление богов.

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 78