26 ноября 2014

Последний губернатор империи

Рязанский губернатор царской России Николай Кисель-Загорянский добросовестно исполнял свои обязанности с августа 1914 года до Февральской революции 1917-го. Несмотря на столь короткий срок своего властвования, этот человек оставил после себя добрую память.

Евгений Данилин |
Последний губернатор империи

Рязанский губернатор царской России Николай Кисель-Загорянский добросовестно исполнял свои обязанности с августа 1914 года до Февральской революции 1917-го. Несмотря на столь короткий срок своего властвования, этот человек оставил после себя добрую память.

 

Летом 1914 года, после на­чала Первой мировой войны, рязанцы готовились к самому главному из провинциальных развлечений межпланетного масштаба — наблюдению со­бытия, которое заранее было разрекламировано местны­ми СМИ. «Сегодня — солнеч­ное затмение, — сообщала ут­ром 8 августа одна из рязан­ских газет, — в течение 2-х ча­сов луна, проходящая между солнцем и землёй, будет за­слонять от нас солнце. В Ря­зани затмение начнётся в 2 часа 17 минут дня. Понижение силы дневного освещения прохо­дить будет постепенно; наи­большее потемнение будет в 3 часа 22 минуты. В это время солн­це будет в виде узкого серпа и на улицы опустится полусу­мрак, как бывает после захо­да солнца. В 4 часа 25 минут за­тмение закончится. Необхо­димо при наблюдении затме­ния позаботиться, чтобы гла­за не попортить, для этого на­до смотреть на солнце только через густо закопчённое стек­ло (очки-консервы для этого не годятся)».


Наблюдал за солнечным за­тмением и прибывший недав­но из других краёв новый ря­занский губернатор — Нико­лай Кисель-Загорянский. Он, убеждённый сторонник пра­вославной веры, будучи со­всем не суеверным, полагал тем не менее, что для России через затмение солнца пере­даётся недобрый знак. И это убеждение история подтвер­дила в ближайшие годы.

 

Отпрыск легендарного рода


Последний из рязанских гу­бернаторов Российской импе­рии принадлежал к польско - украинскому дворянскому ро­ду Киселей. Имеющаяся ле­генда о происхождении пер­вой части этой фамилии повествует о том, что некий ко­роль или царь со спутниками случайно обнаружил во вре­мя охоты находящуюся в лес­ной глухомани избушку лес­ника. А тот уставших охотни­ков накормил тёплым молоч­ным киселём, сваренным для себя. После этой встречи лес­ник получил от благодарного властителя не только прозви­ще Кисель, но к тому же и об­ширные земельные владения в собственность. Вторая часть фамилии соответствует гео­графическому термину (посё­лок Загорянский и по сей день существует в Подмосковье, в районе Щёлкова). А Николай Николаевич Кисель - Загорян­ский, сын отставного майора, родился в Москве в 1871 го­ду. Окончил юридический фа­культет Московского универ­ситета, а после этого с лёгко­стью продвигался по ступеням карьерной лестницы. Служил сначала в Московской судеб­ной палате, и всего через два года после начала своей тру­довой деятельности он пере­шёл в ведомство Министер­ства внутренних дел. Был на­значен земским начальником в Богородский уезд Москов­ской губернии, с которым на последующие восемнадцать лет и связал судьбу. Николай Николаевич избирался земским гласным Московского губернского земства, был уезд­ным предводителем дворян­ства, председателем уездной земской управы, почётным ми­ровым судьёй. С 1910 года он был председателем Москов­ского губернского санитарно­го совета и уездного отделе­ния Общества попечительст­ва о тюрьмах.


Непосредственное окруже­ние императора талантливого молодого управленца подме­тило. И в январе 1910 года он получил звание камер-юнке­ра, а в декабре 1912 года — камергера. В январе 1914 го­да Кисель-Загорянского про­извели в действительные тай­ные советники, после чего его назначили тверским вице-гу­бернатором. В том же году он стал губернатором Рязанщи­ны, сменив на этом посту кня­зя Александра Оболенского, назначенного градоначальни­ком Петербурга.

 

Путь монархиста


2 августа (15 августа по но­вому стилю) 1914года Николай Кисель-Загорянский приехал в Рязань. Поезд прибыл около шести часов вечера. Со свитой встречавших его местных чи­новников Николай Николаевич прямо с вокзала направился в Успенский собор, где, как пи­сали в то время газеты, «бла­гоговейно к рязанским святы­ням прикладывался».


Новый начальник сразу раз­вил активную деятельность по управлению губернией. И уже 3 августа по настоянию Нико­лая Николаевича состоялось экстренное заседание особой городской думской комиссии, где обсуждался вопрос об от­крытии в Рязани нового лаза­рета. А ещё через два дня Кисель-Загорянский добился уч­реждения в Троицкой слобо­де яслей для детей из тех се­мей, отцы которых были при­званы в войска.


В том же самом августе Ни­колай Николаевич в губерна­торском доме (ныне это улица Свободы, 79) проводил сове­щания представителей город­ских общественных управле­ний. На них в основном обсу­ждались способы сокращения городских расходов. Кисель-Загорянский также уже в пер­вый месяц своего пребывания на Рязанщине добивался рас­ширения площадей для лаза­ретов, способных принять ра­неных. А вообще за недолгий срок губернаторства Кисель-Загорянского (2 года и 7 ме­сяцев), несмотря на войну, в Рязани был открыт первый в стране женский учительский институт, а также официально начал свою работу городской художественно-исторический музей имени Ивана Петрови­ча Пожалостина.


По своему же личному ми­ровоззрению Николай Нико­лаевич считался ярым монар­хистом. И потому такой чело­век находиться у власти после Февральской революции ни­как не мог. 3 марта 1917 года, когда реализовывалось реше­ние о создании в Рязани вре­менного исполнительного ко­митета, поддержавшие новую власть горожане и войска по­тянулись к зданию городской управы. Губернатор же лично объезжал на автомобиле ули­цы города, призывая народ к спокойствию. Однако уже бы­ли выпущены из заключения арестованные, а вечером того же дня попал в тюрьму и сам Кисель-Загорянский, который был арестован бывшими сво­ими подчинёнными.


В дальнейшем ему удалось всё-таки эмигрировать. Скон­чался Николай Николаевич в Турции 8 февраля 1953 года. Было ему 82 года. Приходи­лось слышать мнения истори­ков, которые утверждали, буд­то властитель Рязанщины пе­риода Первой мировой войны оказался последним губерна­тором, пережившим начальни­ков остальных губерний Рос­сийской империи.

 

Евгений Данилин­

"Панорама города" №48 от 26 ноября 2014 года

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 78