Top.Mail.Ru

Советы психолога: как распознать школьную тревожность ребёнка

Известно каждому, что школьная пора в жизни человека – это основное и основополагающее время  для формирования  физических, нравственных качеств его. Это время выбора последующего жизненного пути и владения  нормами социальной жизни. Роль школы в жизни ребенка огромна.  Значение этого периода известно и родителям, бывшим школьникам, поэтому можно понять их волнения, когда их ребёнок  поступает в первый класс.

Август перед началом учебы – сумасшедшее время особенно для родителей первоклассников. Как выбрать «порядочную» школу, как попасть к хорошему учителю, как умудриться все купить, как определиться с формой (нескончаемые дебаты быть ей или не быть).

Ну, наконец, все позади! Форма, ранец, букет, банты, линейка. Радостное возбуждение среди взрослых и детей. Опытный учитель наметанным глазом присматривается к своим будущим питомцам: вот эти – шумливы, очень подвижны, толкаются, стараются пробиться вперед, неугомонны. Не могут долго стоять на месте. А вот эта судорожно сжимает свой букет и прячется за маму. Такие все разные!

Буквально первые недели покажут это различие. Программа сейчас такова, что физически и психологически неподготовленному ребенку трудно с ней справляться.

Есть такое понятие в психологии – школьная тревожность, которая непременно возникает у части детей. У каких именно  детей?  Часто это очень «удобные» для учителя дети: они тихонечко сидят за партой,  на перемене жмутся по уголкам, тщательно выполняют все домашние задания. Явно пугливы, прячут взгляд от учителя.

Но, как ни удивительно, что в эту же проблемную по школьной тревожности группу входят и другие,  прямо противоположные по поведению дети – «неудобные» для учителя.  Они невнимательны, «неуправляемы», невоспитанны, ведут себя нагло и вызывающе. Но это только форма, а во внутреннем самоощущении ребёнка спрятана глубокая  тревожность. Если эту сформировавшуюся тревожность, у той и другой группы детей оставить без внимания, она перерастет в страхи перед обучением в школе и, как следствие – в неврозы.

На что же  должны обратить внимание  учитель и  родители в поведении и самочувствии ребенка – школьника:  он не может долго работать, не уставая, не может сосредоточиться на задании, постоянно беспокоится, что не выполнит это задание, постоянно напряжён и скован, часто смущается и краснеет, у него холодные и влажные руки, он жалуется, что видит страшные сны, плохо ест, у него расстроен стул (то понос, то запор), постоянно потеет, без повода слезлив, боится новых дел, не уверен, что их выполнит, боится любой работы.

Причин для этого может быть великое множество. Они в самой школе – не понравилось, как учитель с ним общается, не поладил с соседом по парте, появился «недруг», который  его дразнит и высмеивает.  Не понимает задание и не успевает его выполнить, как все. И много ещё всякого неприятного в этой нелёгкой школьной судьбе. Причины есть и дома – завышенные  ожидания родителей, их постоянное, озвученное беспокойство по этому поводу.

Заметили, что с ребенком что-то не так, что дальше? Ваши действия? Плохой вариант действий родителей – высмеять причины его переживаний, если он с вами ими поделился.

Очень плохой – сравнивать его поведение и успехи с другими. Вы утверждаете его в ощущении, что он нелюбим, и вы любите чужих. Обижает на всю жизнь. Еще хуже –давать ему понять, что он любим только за хорошие оценки и поведение. И уж хуже некуда – наказывать физически и морально, унижать, лишать своей ласки, прогулок, мучить игнорированием и осуждающим молчанием.

Правильный вариант – не паниковать самим, что успехи вашего школьника пока не соответствуют вашим ожиданиям. Трезво оцените его реальные способности и возможности в усвоении материала  (увы, у всех они разные ). У всех детей и взрослых разная память, логическое мышление и другие когнитивные (умственные) возможности.

Избавьте его от постоянных упреков и замечаний по поводу и без повода. Если уж надо наказать, делайте это обоснованно и без унижений. Попросите учителя, чтобы он временно не включал ребенка в задания на скорость, где он будет обязательно нервничать и переживать. Повышайте его самооценку, замечая его успехи, сравнивая их с его прежними показателями, хвалите его за них.

Родители должны знать, что в наше время стремительно растет количество детей постоянно испытывающих школьную тревожность и эмоциональное неблагополучие, связанное со школой. Это связано с глобальными проблемами всего школьного образования, которые отдельная семья решить не в силах. Мы живем в обстоятельствах, от нас не зависящих. В этой ситуации помогайте ребенку, исходя из своих сил,  возможностей, родительской интуиции и знаний.

Несколько практических советов, как помочь ребёнку освободиться от некоторых тревожных ощущений – предложите ему нарисовать то, чего или кого он боится, а потом вместе порвите эти рисунки. Очень часто это работает.

Можно вместе поиграть в «школу» , предложив ему разные роли участников школьной жизни. И, наконец, не стесняться как можно раньше обратиться к школьному психологу за советом, если не получается у самих справиться с его тревожным состоянием.

Считается, что самое тяжелое время –это первые шесть недель после начала учебного года. Поэтому после них обязательна передышка для всех учащихся – каникулы. Употребите это время с максимальной пользой для ребёнка. Как можно больше свежего воздуха, прогулок, экскурсий всей семьей. Верующие родители постараются посетить своего духовника и обсудят с ним возникшие школьные проблемы ребенка. Он,  в свою очередь, исповедует его, причастит, что непременно укрепит малыша Божьей помощью.
Успехов вам и Божьей помощи в нелегком, ежечасном родительском труде!

Нина Погонина

Источник фото

 


Новости партнеров


Поделиться с друзьями
Малая Родина