Не так давно в психологии появился новый термин – буллинг. Что же кроется за этим модным словом? За ним кроется обыкновенная жестокость. А применительно к школе – это травля ребенка другим ребенком или группой детей. Термин новый, а явление старое, но обросшее в сегодняшний день новыми возможностями из-за появления почти неограниченных возможностях в киберпространстве интернета.
Внимательные родители однажды заметили, что их сын или дочь собирается в школу как на «плаху», ищет любой повод (голова болит, живот болит и пр.), чтобы туда не идти. Приходит из школы подавленным, молчаливым. О школьных делах не говорит, никому из товарищей не звонит, чтобы, например, узнать, что задано на дом. К нему никто не приходит, чтобы позвать вместе погулять. Плохо спит и ест. Или рассержен и раздражен после «сидения» и общения со сверстниками в интернете. Родителям стоит насторожиться, а не стал ли их ребенок жертвой насмешек или еще хуже жертвой травли в классе. Поговорив с ребенком, убедились, что, к несчастью, это так. Главное – не спешите его в этом обвинять, на повышенных тонах выяснять, почему именно он (она) стали предметом насмешек и издевательств, а не кто-то другой.
Какие же дети чаще всего становятся жертвами, «козлами отпущения», мишенью для физической травли (пинки, щипки, толчки, порча одежды, тетрадей и пр.) психологической травли-обзывание, присвоение унизительных прозвищ, глумление над внешним видом, физическим недостатком, или, наоборот, красивой внешностью. Здесь нет предела выдумки и совершенству: «жирная свинья, трусливый заяц, хиляк, слабак, красавчик, подлиза, вонючка» и так далее.
И самое тяжелое испытание, которое нередко приводит даже к суициду – это игнор. По сговору зачинщика травли, у которого могут быть личные мотивы расправиться с жертвой (зависть к его учебным успехам, материальному достатку родителей, одежде, а так же демонстрация своего превосходства и лидерства в классе). Вашего ребенка перестают замечать, не разговаривают с ним, никто не садится рядом на парту. Ребенок становится изгоем.
Внимательные родители, выяснив, что их ребенок стал такой жертвой, задумаются, в чем же здесь дело, в чем причина атаки. Нередко учителя сами дают удобный повод для насмешек: «бестолочь», «лентяй», «в чем ты ходишь в школу?», «что за прическа?» и пр. Все это вслух, при всех.
Но, главное, здесь в другом – дети наблюдательны сами и легко вычисляют жертву по следующим признакам – физическая слабость, робость, низкая самооценка, стремление быть поближе к учителям («прилипала, любимчик»), одежда не по «школьной моде» (неправильные кроссовки, куртка, джинсы ) и другим вербальным и невербальным знакам.
Уважаемые родители! Не спешите обвинять своего ребенка! Он, может, виноват, как тот ягненок из басни Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» Вот захотелось «покушать» агрессору в классе, и он стал пробовать на вкус ваше дитя.
Что делать, когда мы выяснили, кто виноват? Во-первых, похвалите ребенка, что он рассказал вам о происходящем. Посмотрите другим взглядом на его внешний вид в смысле гигиены, прически, одежды. Все, что надо, – исправьте. Сходите к классному руководителю и без наезда, конечно, поговорите с ним. Далее, с этого момента, постарайтесь найти время для участия во всех общественных делах класса, постарайтесь вместе с классным руководителем, чтобы ваш ребенок был максимально задействован в них.
Далее, найдите повод (дни рождения, праздники), для контакта вашего ребенка с одноклассниками у вас дома. Приглашайте их в гости.
Помогите ребенку найти свое хобби, увлекательное дело. В котором он может преуспеть-музыка, шахматы, спорт. Это однозначно повысит его авторитет в классе. Старайтесь, чтобы ваш ребенок был спортивным и сильным физически, что укрепит его самооценку и оценку сверстников.
Учите его на житейских примерах отвечать обидчику с юмором и не отвечать на насмешки агрессией, ведь этого-то и ждёт агрессор.
Компьютер ребенка должен быть так расположен в комнате, чтобы вы, занимаясь делами, могли незаметно наблюдать, где он «бродит» в соцсетях, почему после сеанса стал раздражен и мрачен? Что он там получил? Найдите эти «комплименты» в его адрес, скопируйте для доказательства травли. И в школу – к психологу, если нужно, к директору. Не отпускайте ситуацию на самотек. Защищайте! И обязательно молитесь за него постоянно, молитесь и за обижающих его, они, скорее всего, тоже по-своему несчастны.
Нина Погонина
Советы психолога: как распознать школьную тревожность ребёнка