Все началось в далёком 1940 году, когда приказом Наркома обороны от 18.09. 1940 г. на аэродромном узле Дягилево-Ряжск была образована Первая высшая школа штурманов ВВС РККА. Появление школы стало результатом анализа кровопролитной финской кампании, который показал недостаточно эффективную работу бомбардировочной авиации.
Сложные метеоусловия, слабая обученность авиационных специалистов, отсутствие достаточной практики боевого применения сказались на поддержке наших наземных операций с воздуха. А ведь прицеливается и бросает бомбы в цель штурман экипажа, поэтому сложно переоценить его роль в бомбометании. Вот почему было принято решение о создании сети штурманских школ для повышения эффективности боевого применения бомбардировочной авиации.
Начальником рязанской школы был назначен прославленный военный штурман, Герой Советского Союза, доктор географических наук генерал Беляков А.В. Для него рязанская земля была не чужой, ведь именно здесь в 1915 г. он окончил девятилетнее обучение в мужской гимназии.
Александр Васильевич прибыл в Рязань из Монина, где он был заместителем начальника военно-воздушной академии по научной работе. Учебную программу подготовки будущих штурманов взяли именно оттуда практически без изменений, почему и рязанская школа имела наименование «высшей», кстати, единственной среди всех подобных учебных заведений.
Формирование было закончено к 1 января 1941 года, и начался интенсивный учебный процесс. Планомерную подготовку специалистов нарушила Великая Отечественная война. Уже в июле на базе школы был сформирован Первый дальний разведывательный авиационный полк Главного Командования, который снабжал высшее руководство страны самой оперативной и достоверной информацией о положении дел на фронте. Кроме налаженной работы по обучению штурманов, Беляков А.В. получает задание срочно сформировать и подготовить 15 авиационных полков на самолетах МИГ-3. И в сентябре 1941 г. она была выполнена.
Положение на фронте осложнялось, и осенью 1941 г. школа перебазируется в город Карши Узбекской ССР. Оттуда в 1943 г. она переезжает в город Троицк Челябинской области, а в 1944 году возвращается в Рязань. Не передать словами тот огромный объем работы, который выполнял личный состав и его руководители. В 1942 году школа вошла в состав Авиации Дальнего Действия, которой командовал генерал Голованов А.Е.
Вновь сформированная структура подчинялась непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования и выполняла особо ответственные задания. Для нее было очень важным бесперебойно получать хорошо подготовленные летные кадры, что значительно повышало ее боевую эффективность.
За годы войны школа подготовила и дала фронту 440 экипажей бомбардировщиков, 15 полков истребительной авиации, 338 летчиков, 940 штурманов, 860 воздушных стрелков-радистов. О высоком качестве этой работы говорит тот факт, что двадцать выпускников школы стали Героями Советского Союза, 186 человек награждены орденами, а 2661 – медалями. В 1945 г. начальник школы Беляков А.В. был переведён на должность флаг-штурмана 16-й воздушной армии, принимал активное участие в Берлинской операции, а после войны долгие годы возглавлял штурманский факультет военно-воздушной академии. Базовыми самолетами для обучения были ДБ-3, ДБ-3ф (Ил-4), Ли-2, которые стояли на вооружении АДД.
В послевоенный период штурманская школа была преобразована в Центр боевого применения и переучивания лётного состава Дальней авиации, и стала главной кузницей высокопрофессиональных специалистов-дальников. Eё начальниками были генералы Беляков А.В., Волков Н.А., Подоба Г.Е., Горделовский В.А., Козлов М.Д., полковник Крейнин Д.М., генералы Балихин Б.В., Вялков В.Г., Константинов В.Л., Довалго В.П., Красильников И.С., Коновалов А.С., полковники Нагаев Ю.В., Костометов Д.В., Кувалдин С.Г., Варпахович Н.Н., Хабаров А.И.
Открытое акционерное общество «360 авиационный ремонтный завод», расположенный в Рязани, на сегодняшний день является крупнейшим предприятием по ремонту, модернизации, техническому и сервисному обслуживанию самолётов Дальней авиации и гражданских воздушных судов.
История создания завода уходит своими корнями в далёкий 1940 год, когда на станции Укурей Забайкальского военного округа были сформированы пятисотые стационарные мастерские в составе 45-й Воздушной Армии. Они обслуживали довоенные истребители И-15, И-16, бомбардировщик СБ, знаменитые У-2 и двигатели к ним. В годы Великой Отечественной войны специалисты ремонтных предприятий обеспечивали не только надёжность самолётов в боях, но и господство нашей авиации в небе – 1200 самолётов и около 500 авиадвигателей были возвращены в боевой строй только 500-ой авиамастерской.
В 1946 году Укурейские авиамастерские были переформированы в 287-ю авиационно-ремонтную базу. Коллектив авиабазы внёс большой вклад в укрепление обороноспособности наших дальневосточных рубежей. С появлением реактивных самолётов, фронтовых бомбардировщиков ИЛ-28 был освоен их ремонт и техническое обслуживание.
В соответствии с приказом командования ВВС от 30 октября 1958 года 287-я авиаремонтная база войсковой части 23546 была передислоцирована в город Рязань. По прибытии к месту назначения, в ноябре 1958 года, личный состав сразу же приступает к ремонту самолётов ТУ-16. Предприятие росло и совершенствовалось вместе с отечественной военной авиацией.
После распада СССР предприятием успешно решались задачи по освоению ремонта всех типов самолётов, стоящих на вооружении Дальней Авиации России (Ту-95МС, ИЛ-78, Ту-22М2 и Ту-22М3). Сегодня предприятие имеет мощную производственно-техническую базу.
Отработанные технологии, высококвалифицированный персонал, огромный опыт выполнения ремонта и глубокой модернизации современной авиационной техники, что позволяет решать любые задачи по ремонту воздушных судов с высоким качеством.
Открытое акционерное общество «360 авиационный ремонтный завод» более 30-ти лет служит делу укрепления обороноспособности России.
Личный состав успешно осваивал новую технику, поступающую на вооружение полков и дивизий: самолеты Б-25, Ту-4, Ту-16 , Ту-95, Ту-22 во всех модификациях. Ту-95МС. Следует отметить особую роль центра в подготовке командиров кораблей. Практически все старшие офицеры Дальней авиации заканчивали эти курсы в Рязани.
С 1959 по 1980 годы здесь проводилось обучение военных лётчиков из Китая, Индонезии, Ирака, Ливии, Египта. Всего за свою 85-летнюю историю центр подготовил и переучил более 80 тысяч специалистов. Своего расцвета центр достиг в конце 80-х годов, когда в его состав входили 13 учебных циклов (боевой подготовки, тактики, штурманский, воздушно-огневой и тактической подготовки, радиоэлектронной борьбы, средств связи и РТО, разведки, ЕС УВД, общественных дисциплин, СД, АО, РЭО и вооружения), тренажеры, учебный отдел и три исследовательских отдела (боевой подготовки, боевого применения, безопасности полетов).
Преподавательский состав насчитывал 122 опытных офицера, 53 офицера и прапорщика технического состава, 25 лучших летчиков и штурманов из исследовательских отделов своей высокопрофессиональной работой значительно повышали эффективность боевого применения самолетов Дальней авиации. Учебная работа полным ходом шла на аэродромах Шайковка, Белая Церковь, Тамбов, Зябровка, Орск, Канск, Каменск-Уральский, Рязань.
В 1992 году офицер отдела подполковник Оськин В.С. совершил подвиг в небе Белоруссии, уведя горящий бомбардировщик от города Гомеля. Посмертно ему было присвоено звание Герой Российской Федерации. В середине 90-х годов из-за известных политических событий центр пережил несколько структурных изменений, и сегодня, хоть и в меньшем масштабе, продолжает выполнять поставленные задачи. Офицеры центра неоднократно выполняли особые задания командования в Сирии, а также в зоне специальной военной операции. Личный состав встречает 85-летний юбилей напряженной работой, успехами в боевой подготовке, высоким уровнем дисциплины и ответственности.
Поздравление Центру Боевого применения Дальней авиации
от ветеранов к 85-летней годовщине его образования
В особый день собрались мы
И каждый, здесь служивший, знает:
Сегодня Дальняя страны
Свой Центр Рязанский поздравляет.
Здесь начат был большой полёт
Тот, что творили наши деды.
Рождённый в предвоенный год,
Центр внёс достойный вклад в Победу.
Промчались годы и опять,
Здесь мастерство куётся Дальней.
«Учить летать и побеждать» –
Девиз всё так же актуальный.
Пусть ставят нам сердца года,
Но ветераны все по праву
Гордятся тем, что навсегда
Себя вписали в Книгу славы.
18 сентября 2025 г.
Борис Осокин, председатель ветеранской организации «Авиатор»
Фото: ИА «Малая Родина»