5 Сен 2012

Выставка «Мушкетерское знамя»

О подлинном русском величии и бессмертных произведениях искусства.

Выставка «Мушкетерское знамя»

О подлинном русском величии и бессмертных произведениях искусства.

В Рязанском художественном музее имени И.П. Пожалостина 31 августа открылась выставка, посвященная празднуемому в этом году 200-летнему юбилею Великой Отечественной войны 1812. Центральным произведением экспозиции стала картина П.И.Бабаева, принятое в музее название которой «Умирающий унтер-офицер Ипат Старичков передает спасенное им знамя своему товарищу по плену».

Представлено более полусотни произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства XIX века из фондов трех музеев: Государственного исторического музея (Москва), историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль» и Рязанского художественного музея имени И. П. Пожалостина, а также документы из фондов Государственного архива Рязанской области. Экспонаты выставки так или иначе связаны с сюжетом, историей создания и бытования картины. Хронологически охвачено почти столетие, полное для России и доблестных побед, и горестных поражений. Антинаполеоновским войнам начала XIX в. посвящены гравюры с портретами Наполеона и Александра I, сценами Аустерлицкого сражения из фондов ГИМ.

Бабаев

Центральный экспонат выставки – картина П.И. Бабаева.

Исторический аспект

В чем же особенная историческая ценность, заключенная в эпизоде, изображенном на картине? В день открытия в музее распространялись красочные буклеты, подробно рассказывающие об истории традиции передачи знамени, содержащие много фактического материала о некоторых экспонатах и богато проиллюстрированные. В них и была объяснена важность поступка Ипата Старичкова: «Вера в святость знамен была непоколебимой, так как знамя являлось олицетворением чести и достоинства войска и заменяло Евангелие в церемонии присяги. Потеря знамени, захват его неприятелем означали позор и подлежали суровому наказанию. Петр Первый, составивший первый воинский устав России, утвердил эту тенденцию: «Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен!» Эта важная деталь была озвучена на открытии выставки.

организаторы

Захват неприятельского знамени всегда считался высшей доблестью в бою. В схватках слава доставалась тому, кому удавалось пробиться к неприятельскому стягу, подрубить его и водрузить свое знамя. Такой поступок означал решительную победу над врагом».

 Российские войска таким образом можно справедливо назвать самыми доблестными, оперируя следующей статистикой:

- Ни одно государство мира не имело такого богатого собрания трофейных вражеских знамен, как Россия. Туда входило 360 знамен шведского короля Карла XII, 370 знамен Фридриха Великого, называемого «Непобедимым», и многие другие»;

- В 28 битвах, которыми руководил великий Суворов, было захвачено 609 знамен;

- Также в музеях Российской федерации хранятся более 200 знамен армии Наполеона.

 Тем не менее случались и поражения. При Аустерлице погибло  около 21 000 человек, было утрачено 30 знамен. Однако знамена возвращались! В 1909 году у гробницы Наполеона хранилось всего 10 знамен, и лишь одно из них было трофеем Аустерлицкого сражения. К сожалению, немногие подвиги русских солдат по спасению и сохранению своих знамен сохранились в веках. Все же один из таких подвигов оказался навсегда внесен в историю и запечатлен на главном экспонате выставки «Мушкетерское знамя». Это и есть подвиг знаменосца Азовского мушкетерского полка унтер-офицера Семена Старичкова, спасшего от поругания вверенную ему святыню. Это был один из первых случаев возвращения знамени после Аустерлицкого сражения, произошедший при обмене пленными через 10 дней после боя.

В рапорте генерала Михаила Илларионовича Кутузова Александру I  докладывается следующее:

« Бутырского мушкетерского полка подполковник Трескин, разменянный из плена от французов, представил знамя Азовского мушкетерского полка и при том донес, что получил оное, при выезде из Брюна, Бутырского же полка, роты его имени, от рядового Чайки, который, вручая оное, объявил : Азовского полка унтер-офицер Старичков, бывший в плену, покрытый ранами, умирая, отдал оному рядовому сие знамя, умоляя сберечь его, и скоро после сего умер. Рядовой Чайка, приняв оное с благоговением, сохранил при себе. Сей героический подвиг Старичкова, который при самой кончине жизни своей помышлял только о том, чтоб сохранить и доставить к начальству вверенное ему знамя, понуждает меня донесть о том Вашему Императорскому Величеству».

Судьба подвига Старичкова в искусстве и путь картины П.И.Бабаева.

В дальнейшем подвиг унтер-офицера стал широко известен и запечатлен во многих произведениях искусства. Многие из них не дошли до современности. Существовало несколько видов гравюр и лубочных картинок, изображающих быстро обретший известность сюжет. Наибольший же интерес вызывает именно картина Полидора ИвановичаБабаева, выполненная в 1846 году для конкурсной программы Академии художеств, где была удостоена сразу двух малых медалей – второй золотой и второй серебряной. В дальнейшем появились копии и воспроизведения этой картины в живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве. Будучи отмечена высочайшим вниманием, по повелению Николая I картина была передана в Чесменскую военную богадельню вблизи Петербурга. Директором богадельни с 1839 года являлся Иван Никитич Скобелев, родоначальник боевой генеральской династии георгиевских кавалеров и военный писатель. Имя генерала И.Н. Скобелева прочно связано с рязанской землей не только как командира Рязанского пехотного полка. Ему принадлежало имение в Рязанской губернии, селе Спасском. Здесь же захоронены его доблестные сын и внук. Имя «белого генерала» Михаила Дмитриевича Скобелева (1843-1882), третьего и наиболее знаменитого представителя династии, хорошо известно и любимо не только в России, но и за ее пределами. Существует легенда, по которой ему и принадлежала картина П.И. Бабаева, имеющая под собой весомые основания. Невозможно определить, как попало произведение на рязанскую землю, но можно предположить, что она была привезена сыном или внуком И.Н. Скобелева после его смерти в 1849 году в имение Спасское Ряз. губернии. Осенью 1917 года усадьба Скобелевых была разграблена местными жителями, на тот момент там жила сестра генерала Надежда Дмитриевна. В рязанской газете «Русское слово» 27 сентября 1917 года написано следующее:

«…разграблена дача-имение Спасское-Скобелево, принадлежащее княгине Белосельской – Белозерской. Разграбили дворец княгини со всеми драгоценностями, мебелью, чудными дорогими историческими картинами,…собранными покойным «белым генералом», родным братом княгини.»

скобелев

Портрет М.Д. Скобелева

В 1927 году в Рязанский государственный обл. музей поступила картина неизвестного художника «Умирающий солдат Стариков передает спасенное им знамя своему товарищу по плену», вывезенная из Ряжска в 1922 году, хранившаяся до революции у княгини Белосельской – Белозерской. Вероятно, семейная реликвия была сохранена княгиней и после ее смерти передана в музей. В 1982 году картина значится уже под установленным авторством П.И. Бабаева с полным названием «Умирающий унтер-офицер Ипат Старичков передает спасенное им знамя своему товарищу по плену». Ученые считают, что имя Ипат появилось ошибочно, так как изначально картина называлась «Умирающий солдат, передающий сохраненное знамя товарищу». Задолго до написания картины Бабаевым так изображался подвиг Семена Старичкова.

В связи с тем, что хранителем картины считается М.Д. Скобелев, один из залов выставки назван «скобелевским» и содержит экспонаты, связанные с личностью «белого генерала» и его семьи. Центральный экспонат этого раздела —подлинное Георгиевское знамя пехотного Волховского полка 1878 г. из фондов Рязанского кремля. Однако экспозиция выставки весьма широка и для подробного ознакомления с ней непременно стоит взглянуть на свидетельства доблести России своими глазами.

знамя

Георгиевское знамя пехотного Волховского полка 1878 г.

Выставка работает с 31 августа по 25 ноября 2012 г.

с 11 до 18 час. кроме понедельника и первой пятницы месяца

по адресу: ул. Свободы, 57.

Тел. 44-18-83

Материал подготовлен при использовании буклета, выпущенного Рязанским гос. обл. музеем им. И.П. Пожалостина, текст которого составлен Тороповой Г.И. 

Марина Левина
Читайте также
Об ограничениях в работе городского пассажирского транспорта
01.04.2020

Об ограничениях в работе городского пассажирского транспорта

31 марта дезинфекцию прошли 140 единиц муниципального транспорта и порядка 300 коммерческих автобусов

Для жителей Рязани фитнес-клубы проводят видео-тренировки
27.03.2020

Для жителей Рязани фитнес-клубы проводят видео-тренировки

Фитнес-клубы, спортивные студии и танцевальные школы с этой недели стали проводить онлайн-тренировки и вести п...

В Рязани сгорели два жилых дома
27.03.2020

В Рязани сгорели два жилых дома

Пожар произошел на 4-м Дягилевском проезде

ДТП на улице Новой – пострадали 3 человека
26.03.2020

ДТП на улице Новой – пострадали 3 человека

Дорожное происшествие произошло 25 марта в вечернее время

Пожар в Рязани – есть пострадавшие
23.03.2020

Пожар в Рязани – есть пострадавшие

Пожар произошел в субботу вечером

По улице Гоголя движение транспорта будет закрыто до 10 апреля
20.03.2020

По улице Гоголя движение транспорта будет закрыто до 10 апреля

Автомобилистов просят учитывать при планировании своего маршрута

В Дягилево прошел конкурс «Уверенный прием – 2020»
19.03.2020
В Рязани погиб 10-летний пешеход
16.03.2020

В Рязани погиб 10-летний пешеход

Трагическое ДТП произошло на улице Новоселов

Выставка «Край первозданной природы»
13.03.2020

Выставка «Край первозданной природы»

Выставка известного рязанского фотохудожника открывается 16 марта 2020 г. в Рязанском музее путешественников &...

В БСМП сотрудники проходят обучение на современном оборудовании
12.03.2020

В БСМП сотрудники проходят обучение на современном оборудовании

Рязанская городская клиническая больница скорой медицинской помощи, распахнула свои двери в новом здании

Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 1174