2 Апреля 2015

Светлана Крючкова - ловец колоритных домов

Работая в одном из рязанских интернет-СМИ, Светлана никогда не думала, что однажды станет героиней новостей почти всех региональных изданий

Екатерина Вулих |
Светлана Крючкова - ловец колоритных домов

Работая в одном из рязанских интернет-СМИ, Светлана никогда не думала, что однажды станет героиней новостей почти всех региональных изданий. Она просто гуляла по улицам родного города, выискивала дома «со своей индивидуальностью», фотографировала их и выкладывала в одну из социальных сетей. Начинала проект «для себя», но вскоре им заинтересовались многие рязанцы. Люди ежедневно заходили на ее страничку, любопытствуя, какой интересный объект недвижимости нашла вчера Светлана.

 

Проект завершился, рязанка запечатлела ровно 365 домов – по количеству дней в году. И в конце февраля избранные фотоработы Светланы Крючковой стали достоянием фотовыставки, которая открылась в областном художественном музее имени И. П. Пожалостина.

 

 

Неодушевленные герои

 

Появление цифровой техники превратило в фотографа чуть ли не каждого второго россиянина. Купил аппарат подешевле – уже начинающий ловец мгновений, приобрел технику подороже – «маститый» фотохудожник.

 

А можно даже не утруждать себя покупкой фотоаппарата: «щелкнул» себя на телефон – и готово дело, селфи нынче в особом почете. Как говорил всем известный почтальон Печкин, «вот до чего техника дошла». Правда, настоящие мастера фотографии придерживаются иной точки зрения и до сих пор носят на съемки по два фотоаппарата, по несколько объективов, а их опознавательным знаком и по сей день является тяжеленный потертый кофр. Они не считают, что фотография – дело быстрое, работа на 5 минут.

 

6gfeL1almtk.jpg
Проект Светланы


Не так давно Светлана без оглядки бежала от известного фотографа Владимира Кованова, потому что затекшие мышцы срочно потребовали движения, а глаза покраснели и заслезились от яркого света уже через 20 минут съемки. Вот такая нелегкая работа – как для фотографа, так и для живого героя фотографии.


Снимать неодушевленные предметы порой тоже непросто.

 

Светлана может долго рассказывать о нюансах любого вида фотосъемки. Говорит, что и в фотографировании обычных домов тоже имеются свои хитрости.

 

«Снимать нужно либо утром, либо ближе к вечеру, так как необходима определенная освещенность. Днем, когда солнце в самом зените, работать невозможно. Хорошо бы иметь специальную фототехнику и светофильтры, но сейчас выровнять перспективу и свет можно в фотошопе – уже легче. Еще нюанс: хочется взять в объектив все здание, но своеобразная “теснота” в городе не позволяет, так как отойти от объекта на приличное расстояние просто невозможно. Ну и самая главная беда для городского фотографа – это машины! Сначала я пыталась ждать, когда мешающие автомобили отъедут (порой они загораживают весь фасад дома). Потом поняла, что такое времяпровождение просто бессмысленно. Набралась смелости и стала подходить к водителям, просить, чтоб отъехали. Приходилось объяснять, чем я занимаюсь.

 

Но и это не сработало: как только отъезжал один автомобиль, тут же подъезжал другой! В общем, на нескольких фотографиях, увы, на переднем плане – машины, а не сам объект съемки», – вспоминает Светлана обо всех сложностях, которые пришлось преодолеть.

 

Зачем ей это? Для чего затевала проект, если даже и не мечтала об индивидуальной выставке? Говорит, что просто понравился проект в формате «365» и решила проверить саму себя: а хватит ли духу? Не отступит ли? Ну а чтобы уж наверняка, чтоб не было пути назад, объявила о своем проекте в Интернете.

 

«Предполагалось, что я буду снимать по одному дому каждый день в течение всего года. Не вышло. Не из-за лени – по объективным причинам. В самом начале работы сильно простыла, о прогулках с фотоаппаратом не могло быть и речи.

 

l9Gjy-F4xZs.jpg
Садовая, 21 - один из кадров проекта


Потом некоторые дни были настолько загружены, что никак не могла выйти на съемки. Я только в процессе поняла, насколько это трудно: каждый день одеваться, выходить и дома, куда-то ехать, да еще в определенное время, чтоб световой день не закончился, чтобы освещенность была “правильной”!

 

Проект немного затянулся, но закончила я его только потому, что работаю внештатно. Если б приходилось находиться в офисе полный рабочий день, вообще ничего не вышло бы. А если по-хорошему, то нужно быть свободной вообще ото всех обязанностей – только проектом и заниматься», – уверена собеседница.

 

Первая фотография была сделана 31 октября 2013 года, последний снимок этого проекта – в конце февраля 2015-го.

 

Хрупкая (и стеснительная, как выяснилось при встрече) рязанка выходила «на фотоохоту» и в мороз, и в дождь, и в снег. Вначале еще раздумывала: может, прекратить все это? Потом работа затянула так, что Светлана начала выискивать публикации с описаниями историй старых домов Рязани, выясняла, как правильно снимать фрагменты деревянного зодчества. Читала публикации о самом деревянном зодчестве, чтобы быть в курсе того, что фотографирует, насколько это ценная резьба. Говорит, что за эстетической стороной снимков не гналась, ведь она изначально не ставила себе целью поразить кого-то красотой и профессионализмом работ.

  

Фотопроект рязанской «шпиенки»

  

«Я так для себя решила: то, что делаю, это документальный фотопроект. Может, мне далеко до наших гуру фотосъемки, но в этом проекте я и не стремилась изобразить нечто эдакое», – признается собеседница.

 

Бывало, на своих «фотопрогулках» Светлана знакомилась с жильцами домов, попавших в объектив. Одни, проникшись ее идеей, рассказывали истории своих жилищ, какого года постройки дом, какие в нем имеются блага цивилизации, каких нет и в помине. Другие встречали с неприязнью. Вспоминает, как одна старуха выскочила из своего дома, что на Первомайском проспекте, и попросту накинулась на фотографа. «Кто разрешил снимать?! Иди мимо, шпиёнка, а то милицию вызову!» – разошлась престарелая дама, и Светлане пришлось ретироваться. В тот день она больше не снимала – настроение было окончательно испорчено, общаться с незнакомыми людьми расхотелось. Еще одна неудача поджидала ее на углу больницы имени Семашко.

 

«Я знала, что еще несколько лет назад там было некое подобие старинной усадьбы, но теперь все огорожено забором. Долгое время пыталась попасть внутрь, приходила несколько раз – караулила хозяина. Но когда наконец встретилась с ним, мужчина нахмурился и пробурчал что-то типа: “Ничего не знаю ни о каком старинном доме, нечего тебе здесь делать”. В общем, тоже расстроилась. Но ничего не поделаешь, не всем понравилась эта затея, не все жаждали показать мне свое жилье хотя бы с улицы. А уж о том, чтобы каждый приглашал меня на чай и рассказывал подробности из жизни дома, я и не мечтала», – смущенно улыбается собеседница.

 

Удался ли проект? Об этом могут судить сами рязанцы, ведь выставка работала до конца марта.

 

Председатель рязанского отделения Союза фотохудожников Сергей Романов оценил проект следующим образом: «Эта экспозиция невелика по размерам, но велика по смыслу – ведь это наш родной город.

 

В то время, пока делался проект, четыре дома были снесены, так что то, что делает Светлана, бесценно. Да и то, что она каждый день ездит, снимает – это дорогого стоит, это маленький фотографический подвиг».

  

«Зенит», «мыльница» и первый худсовет

 

В какой момент Светлана заинтересовалась фотографией? Может быть, когда выгуливала непоседливую собаку в лугах между автовокзалом и «Барсом», в пойме реки Павловки, и, по ее признанию, любовалась природными красотами центра города?

 

«Я подолгу там гуляла с подругами и моей собакой охотничьей породы. Чок был курцхааром, это очень подвижные собаки. Животное бегало по полям, мы с девочками забирались на деревья – сидели, мечтали о будущем, разговаривали о делах школьных. Кто ж думал, что это замечательное место скоро придет в упадок, его будут готовить под застройку?

 

А ведь я помню, что когда-то это был настоящий природный уголок. Кто-то бегом занимался, кто-то на лыжах ходил, семьи с детьми отдыхали, кто-то купался в реке!» – делится своими воспоминаниями Светлана.

 

rLP5gy4HGXM.jpg

Светлане приходилось выходить на съемку в любую погоду


Словом, она взяла в руки фотоаппарат. Сначала это был папин «Зенит». Именно отец научил ее азам фотографирования, юная рязанка узнала, что такое экспозиция и выдержка, объектив и штатив. Потом появились «мыльницы» с цветной пленкой «Кодак», Светлана переключилась на прогрессивные по тем временам технологии.

 

Говорит, что больше всего ей нравится снимать сценки из жизни, так называемые жанровые фотографии. А постановочные, напротив, не любит – слишком наигранно, зажато или напоказ.

 

«Если удается запечатлеть какой-то момент, выхваченный из жизни, считаю это удачей. Некое маленькое действие – такие фотографии смотрятся гораздо живее постановочных фото», – говорит она.

 

На вопрос, почему же главными героями в ее фотопроекте стали именно дома, а не люди или, скажем, деревья, Светлана отвечает: «Маленькие дома – это значимые объекты нашего времени, это красивое, но исчезающее лицо города.

 

q0WgICQ2zxY.jpg
Пока готовился проект были снесены 4 дома


Хотелось сохранить этот образ, успеть "поймать" их существование. Особенно нравилось фотографировать дома на Радищева, Салтыкова-Щедрина, возле Рязанского кремля. Это такие тихие, уютные улицы, что не хочется оттуда уходить».

 

В 2007 году Светлана впервые приняла участие в одной из рязанских фотовыставок. Но прежде ее фотоработы прошли серьезный отбор.

 

«Меня подруга привела на собрание Союза фотохудожников, сама я, наверное, не осмелилась бы. Помню, когда впервые увидела всех наших гуру фотографии, первый худсовет – это такие сильные ощущения! Уже потом участвовала в фотопроектах “Сушка” и “Веревка”, чему-то училась у других рязанских фотографов, до чего-то сама “доходила”».

 

Моя визави вспоминает, как удивились индивидуальной выставке ее друзья и родные, удивились – и очень обрадовались за Светлану. А поддержка молодой рязанке ох как нужна! Ведь она собирается найти место для полноценной выставки (на которой будут продемонстрированы все фото), сделать альбом «365», создать сайт для проекта... и приступить к новым значимым фототемам.


Екатерина Вулих

"Дом. Строй" от 1.04.2015


Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 73