4 Декабря 2013

Памяти Бориса Алексеевича Мельника

Эта статья о яркой личности, талантливом летчике, человеке, сумевшем стать достойнейшим примером для своих учеников, сослуживцев и детей. К сожалению, таких людей мало во все времена.

Марина Левина |
Памяти Бориса Алексеевича Мельника

21 августа ушел из жизни человек редких личностных качеств, живший в дягилевском военном городке, − Борис Алексеевич Мельник. Он сумел не только создать достойную репутацию на службе, но и воспитать благодарных детей, оставить добрые воспоминания у друзей и соседей и даже собрать объемный творческий багаж.

Детство Бориса Алексеевича пришлось на военное время. Он родился в 1938 году и вместе с семьей пережил войну, а затем своими глазами увидел празднование первого Дня Победы 9 мая.

Решение стать летчиком пришло случайно, когда в 1952 году одноклассник предложил ему поступить в 10-ю Ростовскую спецшколу ВВС. Несмотря на спонтанность в выборе профессии, Борис Алексеевич ни разу не пожалел об избранном пути и всегда гордился службой в ВВС Советской Армии.

После окончания спецшколы юношу в числе всего 30 человек пригласили продолжить учебу в Балашовском военном авиационном училище. Там он освоил транспортный самолет Ли-2, но уже вскоре пришлось изучать самолеты Ил-28 и Ил-14. Воспоминания о первом полете на учебно-тренировочном самолете Як-18, Борис Алексеевич хранил всю жизнь.

В звании лейтенанта он отправился на службу в подмосковный поселок Остафьево. А под новый год, 30 декабря 1957 года, совершил первый самостоятельный дальний перелет до Берлина с посадкой в Вильнюсе. Позже многочасовые путешествия стали привычны.

Ни насыщенная учеба, ни напряженная служба не лишали Бориса Алексеевича страстной тяги к самообразованию. Он штудировал книги гарнизонной библиотеки, при каждой возможности посещал выставки и спектакли.

Вскоре Мельник прошел переучивание на новейший по тем временам стратегический бомбардировщик Ту-16. Заочно окончил Московский авиационный институт. Служил в Заполярье, на Кольском полуострове, а в 1967 году оказался в числе членов десяти экипажей Ту-16, направленных СССР в Египет во время войны Израиля и Объединенной Арабской республики. Один из самолетов, на которых летал Борис Алексеевич, сегодня является самой узнаваемой достопримечательностью дягилевского военного гарнизона – это памятник Ту-16 на въезде в городок.

Имея огромный опыт (более 2 000 часов в небе), в 1973 году переучился на командира корабля. К этому моменту Мельник уже стал отцом. Его собранность и ответственность проявились и на семейном поприще. Вот как вспоминает о нем сын Павел Борисович:

Отец, при всей кажущейся внешней незатейливости, всегда был многогранным человеком. Летчик и педагог от бога. Педант и методист до мозга костей, талантливый командир, бесконечно преданный Родине и военной службе. А в повседневной жизни любящий и заботливый муж и отец, прекрасный хозяин в самом хорошем житейском смысле, а кроме этого фотограф, художник, поэт, романтик и многое, многое другое… Несмотря на занятость, отец уделял нам с сестрой максимум свободного времени. Именно благодаря ему я стал тем, кто есть сейчас. Помимо каких-то мелких, но совершенно необходимых жизненно вещей, отец заложил в мое сознание некие «краеугольные камни», базовые понятия и принципы, опираясь на которые, мне удалось выстроить цельное, прочное здание взрослой самостоятельной жизни.

С 1973 года Борис Алексеевич жил и работал в Рязани, обучая молодых летчиков тонкостям своего дела. Был командиром отряда, заместителем командира эскадрильи, старшим преподавателем по практической аэродинамике, занимался наукой. Повлиял на профессиональное становление более 100 стажеров, из которых выросли известные командиры современных авиационных частей.

Даже уволившись из армии, Борис Алексеевич не оставил работу − стал учителем военно-прикладных предметов в школе. Его с теплом вспоминают сослуживцы, коллеги, дети, ученики и соседи.

Редакция выражает соболезнования всем близким.

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 73