24 Ноября 2015

«Отчаянная» тема

О чём трубит слон в рязанском дворе? Если попросить местных старожилов припомнить достопримечательности областного центра, то наряду с обязательными музеями и улицами казаковской застройки всплывёт и этот, на первый взгляд, неприметный адрес - Куйбышевское шоссе, дом 9...

Михаил Колкер |
«Отчаянная» тема

О чём трубит слон в рязанском дворе?


Если попросить местных старожилов припомнить достопримечательности областного центра, то наряду с обязательными музеями и улицами казаковской застройки всплывёт и этот, на первый взгляд, неприметный адрес - Куйбышевское шоссе, дом 9...


Здесь, в окружении двухэтажек, построенных в начале 50-х годов прошлого столетия, стоит гипсовый слон. Как его занесло на Шлаковый поселок, никто точно не знает. Версии есть разные...


- Мама рассказывала, когда посёлок только застраивали, в этих домах дали квартиры руководящим работникам Рязанской чаеразвесочной фабрики, - вспоминает многолетний житель «Шлачки» Сергей Артюхов. - Во дворе хотели поставить гипсовых пионеров. Но тогдашний директор фабрики был большой фантазер… Лично ездил на Саратовский завод садово-парковых скульптур, и заказал вот этот самый памятник слону.


Почему слону, наверное, объяснять не нужно. Любителям чая по всему СССР был прекрасно известен знаменитый цейлонский чай рязанской фасовки со слоном на этикетке. Простой в бумажных пакетиках и подарочный в жестяной коробке. Вот и решил директор поставить под собственными окнами популярный символ родного производства. По словам Сергея Артюхова, главный рязанский «чаёвник» долго на Шлаковом не задержался. Через несколько лет получил соответствующую статусу квартиру в центре. А вот слон остался...


x_3fe95f6e.jpg

Откуда появился слоник на "Шлачке" - доподлинно неизвестно


Вторую волну популярности «индийский гость» пережил в лихие 90-е. Как в своё время рассказывал автору этих строк следователь по особо важным делам областной прокуратуры Дмитрий Плоткин, шлаковский слон стал своеобразным тотемным символом для отдельных представителей «слоновской» преступной группировки. К дому № 9 приезжали фотографироваться, и даже оставляли у постамента ритуальные подношения в виде сигарет и стаканчиков с водкой, чем несказанно радовали местных любителей выпить и покурить. Впрочем, данное обстоятельство имеет к теме нашего сегодняшнего рассказа опосредованное отношение, поскольку разговор у нас пойдёт не о слонах, а о чае...


О чём попьём чайку?


«Отчаянная публика» - автор этого каламбура наш земляк, знаменитый русский журналист, балетоман и создатель сочинского дендрария Сергей Худеков. Сергей Николаевич был поражён обычаем рязанского купечества выпивать по 20 стаканов чая кряду. Да уж, российское купечество толк в этом напитке знало... Тот же Худеков в своих воспоминаниях пишет, что знаменитая династия рязанских купцов Рюминых считала плохим тоном угощать гостей широко рекламируемым, но низкосортным (по их мнению) чаем Высоцкого, а отдавала предпочтение продукту английской обработки.


И всё же для нас сегодняшних, даже учитывая качество продукта, 20 стака­нов - явный перебор. Прав­да, если вникнуть в тради­ции российского чаепития, то можно понять эту страсть на­ших предков.


Ну, во-первых, как в Гру­зии бытует древняя традиция многочасового застолья, так и в России чай садились пить часов в шесть вечера и, чаще всего, не вставали из-за стола до полуночи.


Во-вторых... Ведётся очень много споров по поводу того, с чем предпочтительнее пить чай. Оказывается, это не ме­нее важно. На Руси издавна со­перничали две чайные школы. Приверженцы одной полно­стью отвергали употребление сахара и советовали варенье и мёд (лучше липовый). Их оп­поненты сахар к чаю допуска­ли, но исключительно вприку­ску. Примечательно, что оба направления чаёвников кате­горически отрицали чай «вна­кладку» (когда сахар в чае размешивают).


401afe6d6b39.jpg

Традиционное купеческое чаепитие


Ну и, наконец, главное... Особенно ценилось в этом чайном марафоне, поми­мо качества продукта, искус­ство беседы... Даже поговор­ка такая родилась: «можно чай пить «с чем», а можно «о чём». А под хороший, содержатель­ный разговор и 20 стаканов чая - это не водохлёбство, а сплошное удовольствие.


Для начальника и секретарши


Но вернёмся к временам не столь от нас отдалённым. В СССР хороший чай всегда был продуктом если не дефицит­ным, то более чем востребо­ванным. В магазинах купить свободно можно было только грузинский чай. А тот самый со слоном выбрасывали на прилавки исключительно пе­ред праздниками, и раскупал­ся он моментально. Подароч­ные же варианты в жестяных банках «Цейлонский», «Крас­нодарский», «Индийский», или, как он именовался в со­ответствии с ГОСТом, «Чай се­рии «Экстра», доставали толь­ко по великому блату. Цены на эту востребованную продукцию были самые демократич­ные: в середине 70-х стограм­мовый пакетик индийского чая стоил до копеек, а впол­не качественного грузинско­го - 70. Самыми дорогими бы­ли краснодарский - за рубль двадцать и цейлонский - за полтора рубля. Подарочный набор из четырёх сортов в красивой жестяной коробке стоил 4 рубля. А были ещё азербайд­жанский чай, купажный чай «Бодрость», элитный «Россий­ский»...


- Только четыре фабрики в Советском Союзе имели право украшать свою этикетку слоном, - объясняет бывший работник рязанской чаеразвесочной Николай Добычин. - Московская, иркутская, одесская и наша, рязанская. Этот своеобразный знак качества мы получили в начале 70-х. Кстати, и обычный знак качества у фабрики тоже был. В Рязани перерабатывали около 30% всего советского чая. Вы представляете, какие это объёмы производства?


Вся продукция проходила строгую проверку на соответствие ГОСТу. И то, что мы считали «индийским» чаем, на самом деле являлось таковым лишь отчасти...


- На самом деле это был купаж, - улыбается мой собеседник. - Если мне не изменяет память, в состав знаменитого чая со слоном входило 50% грузинского, 25% мадагаскарского, 15% краснодарского и только 10% индийского или цейлонского чая. Справедливости ради скажу, что это были самые лучшие и дорогие сорта.


Чай с рязанской чаеразве­сочной считался отличным подарком. И, отправляясь в ответственную командиров­ку в столицу, руководящие ра­ботники обязательно стара­лись запастись подарочным набором местного производ­ства. Наш рязанский слоник очаровывал суровых секре­тарш и открывал двери самых заветных кабинетов...


picfrdIeb.jpg

Чай со слоном - символ рязанской чаеразвесочной фабрики


К слову, простые смерт­ные также без рязанского чая не сидели. На фирменную упаковку рассчитывать было трудно, зато практически по­сле каждого рабочего дня не­далеко от фабричной проход­ной по сходной цене можно было приобрести знаменитый чай расфасованным в обыч­ные целлофановые пакеты...


Что развалило империю?


Наш сегодняшний быт ха­рактеризуется постоянным дефицитом времени. Утро: за­звенел тостер, запищал чай­ник, пожевали быстрораство­римую лапшу и бегом на ра­боту. Тут уж не до обстоятель­ного чаепития. И уж точно не имеет отношения к чайной культуре повсеместное употребление разного рода чая в пакетиках... В пакетик идёт чайная крошка, то есть заведомо чаи худшего качества. Кроме того, клееная бумага добавляет свой скромный, но вполне ощутимый вклад в его вкус. Приведу ещё такое соображение: англичане создали империю, в которой все пили превосходный крепкий и правильно заваренный чай... А разрушили её, когда начали употреблять чай в пакетиках! А теперь вспомните, с чего начался развал СССР? С того, что в конце 80-х с прилавков напрочь исчез качественный чай! Зато в широкую продажу выбросили низкокачественную турецкую заварку. Вспомнили? То-то же...


Однако, как сказано в Вечной Книге, «всё возвращается на круги своя». А если так, то когда-нибудь мы обязательно соберёмся с домочадцами в саду под липами, и на столе, покрытом белоснежной накрахмаленной скатертью, будет стоять не электрическое чудо-юдо, а бокастый красавец-самовар, и вишнёвое варенье рубиновыми каплями заблестит в последних лучах заката.


И вот тогда нальём из фарфорового чайничка ароматный, наш рязанский, «со слоником, в коробочке»... И стаканов по двадцать, как деды и прадеды. Под хорошую беседу. С вечера до полуночи.


И всё у нас наладится...



Михаил Колкер

«Вечерняя Рязань» № 47 – 24.11.2015

Фото взято из свободного доступа.


Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 73