22 Ноября 2017

Поспешили - людей разозлили

Администрация г. Рязани приняла постановление, повышающее с 1 декабря 2017 года стоимость проезда в общественном транспорте. Вместо 19 рублей каждый пассажир должен будет выложить 23. Вот только в законности, обоснованности и своевременности такого повышения возникают сомнения.

Поспешили - людей разозлили

БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ РЕШЕНИЯ

Неприятная новость содержалась в Постановлении администрации города Рязани от 13 ноября 2017 года № 4996, устанавливающем новые тарифы на услуги по перевозке пассажиров. Так, с 1 декабря каждая поездка в автобусе или троллейбусе обойдётся рязанцам на 4 рубля дороже. Проездной на месяц для граждан на один вид транспорта обойдётся в 1100 рублей (ранее 870), на оба — 1600 рублей (ранее 1290). За муниципальным транспортом подтяги­ваются и маршрутки: в некоторых уже появились объявления о повышении проезда с 1 декабря до 23 рублей. К слову сказать, частники могут повышать стоимость проезда, как пожелают, — ещё в прошлом году для них установи­ли нерегулируемые тарифы. А бот му­ниципальный транспорт — нет.

Согласно решению Рязанской гордумы от 28 июля 2011 года № 223-I «О регулировании тарифов на территории муниципального образования — город­ской округ город Рязань», тарифы на проезд в муниципальном транспорте не могут меняться чаще, чем один раз в год. Но вопреки документу в текущем году рязанцы наблюдают уже второе повышение: с 1 января 2017 года — на 1 рубль и с 1 декабря — ещё на 4 руб­ля. В итоге за год проезд в Рязани подорожает на беспрецедентные 28%, что не идёт ни в какое сравнение ни с ин­фляцией (с начала года — 2,3%), ни с ростом тарифов на электроэнергию (+4%) или стоимости топлива (+5%).

Городская Дума, похоже, более осве­домлена о собственных решениях пре­дыдущих лет. Именно поэтому стои­мость проездных для льготных катего­рий рязанцев депутаты предложили из­менить не с 1 декабря, а с 1 января, чтобы соблюсти все формальности. Так, с 1 января 2018 года стоимость проезд­ного для студентов может составить на один вид транспорта 570 рублей, на два вида транспорта — 800 рублей; для школьников — 300 и 400 рублей соот­ветственно; для студенческих семей с детьми, студентов из многодетных не­полных и малообеспеченных семей — 285 и 400 рублей; для школьников из малообеспеченных семей стоимость проездного составит 150 и 200 рублей; для пенсионеров и некоторых других льготников — 350 рублей, при этом ко­личество поездок по транспортной кар­те «Льготная» ограничат — до 40 в ме­сяц. Последнее решение тоже беспре­цедентное: ещё ни разу пенсионерам, которые нередко пользуются транспор­том, не имея физической возможности пройти две-три остановки, не вводили ограничения.

БАНКЕТ ЗА СЧЁТ ПАССАЖИРОВ

Зачем же нужно было так спешить с введением новых тарифов и ограниче­ний? Администрация города объяснила это тем, что и УРТ, и Автоколонна 1310 находятся в трудном финансовом поло­жении. Экономически обоснованный та­риф на поездку в троллейбусе, приве­дённый в том же постановлении, сейчас составляет 29,22 рубля, поездка в авто­бусе обходится дороже — в 35,79 руб­ля. Интересно, что в марте администра­ция обосновывала цену на проезд ины­ми цифрами: для троллейбуса экономи­чески правильная цена составляла 27,08 рубля, для автобуса — 28,69 руб­ля. Что же могло произойти с рязан­ским транспортом за 7 месяцев, чтобы тариф так увеличился?

В № 45 нашей газеты мы писали о проверках Контрольно-счётной палаты г. Рязани транспортных МУПов, что вы­явило многочисленные нарушения, в т. ч. факты неэффективного расходова­ния средств как УРТ, так и Автоколон­ной 1310, факты безвозмездного оказа­ния услуг (а это и есть упущенная при­быль, так необходимая МУПам), а также необоснованное списание ГСМ. После таких сообщений якобы экономически обоснованный тариф в 36 рублей за поездку выглядит уж очень подозритель­ным. Косвенно о вполне вероятной на­крутке обоснования говорит и тот факт, что при бешеном удорожании тарифа на проезд в Рязани стоимость проезда в автобусах пригородного сообщения той же Автоколонны 1310 почти не ме­няется: был тариф 2,36 рубля за пасса- жиро-километр, стал 2,4 рубля, при том что экономически обоснованный та­риф на поездку остался прежним — 3,96 рубля за пассажиро-километр.

Выходит, что автоколонне невыгодно возить исключительно горожан? Или только в Рязани предприятие терпит убытки? Все попытки администрации объяснить тариф плачевным состояни­ем городского транспорта не находят понимания у рязанцев. Каждый год по­вышение тарифов связывали с обнов­лением парка автобусов и троллейбу­сов, но на маршруты так и выходят хо­лодные «икарусы» и прогнившие «рога­тые». Срок службы автобусов, между прочим, 9 лет, троллейбусов — 14. А на рейс выходят ещё «подарки» из 90-х.

НАЗАД, В ПРОБКИ!

Резкое повышение тарифа вызвало волну негодования среди горожан. На сайте change.org была размещена пе­тиция, предлагающая установить стои­мость проезда на уровне 20 рублей — собственно, сколько и готовы платить горожане, в т. ч. и за обновление парка. За 6 дней петиция собрала почти 12 ты­сяч подписей, и ко­личество недоволь­ных растёт.

Если петиция не сможет воззвать к здравому смыслу и тариф останется без изменений, стоит предположить, что с 1 декабря количе­ство пассажиров в городском транспор­те уменьшится. По крайней мере, в му­ниципальном. Адми­нистрация давно и планомерно забива­ет гвозди в крышку гроба городского не­коммерческого транспорта. Сначала — пересадив льготников на маршрутки (и лишив тем самым МУПы основного кон­тингента пассажиров). Теперь — повышением платы за проезд и ограничени­ем количества поездок для льготников. Не секрет, что в основном пенсионеры использовали муниципальный транс­порт как пересадочный. Теперь ездить по льготному проездному с пересадка­ми станет невыгодно. И вновь выиграют коммерческие перевозчики, предлагаю­щие куда более длинные маршруты и удобный график движения. А городские автобусы и троллейбусы будут считать растущие убытки.

Это первое. А второе: все попытки пересадить автолюбителей на автобу­сы, троллейбусы и маршрутки и разгру­зить тем самым дороги явно пойдут прахом. При такой стоимости проезда выгоднее будет ездить на личном авто. Если взять средний расход топлива в городе (порядка 11 л на 100 км), то вы­ходит, что стоимость проезда в автобу­се превысит стоимость бензина, потра­ченного на 5-6 км пути. Это расстояние примерно 10-12 остановок обществен­ного транспорта, или дорога от больни­цы № 11 до Театральной площади, или от Южного, улицы Костычева до Перво­майского проспекта, или от Ворошиловки до ОКБ. Вместо возрождения обще­ственного транспорта эффект будет прямо противоположным: пассажиры муниципального транспорта пересядут на маршрутки, что заставит пассажиров маршруток, в свою очередь, пересесть на автомобили. И прибавит время стоя­ния в пробках.

 

Галина Смирнова

Панорама города №47 – 22 ноября 2017 г.

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 73