5 Декабря 2016

«Раннее развитие, или все - таки раннее обучение?»

Всегда с удовольствием наблюдаю за детьми второго года жизни, которые впервые перешагивают порог нашего  центра.  Любознательность, огромный интерес к исследованию  всего окружающего, людей, детей, материала, и такое сильное желание объять все!

Малая Родина |
«Раннее развитие, или все - таки  раннее обучение?»

- Прекрасный возраст!

- Прекрасные перспективы! - сказали бы специалисты раннего развития.

Знаю, что не первая, но все – таки заведу разговор о раннем развитии. Вред это или польза? Зачем? И стоит ли «лишать ребенка детства?»

Все мы уникальны, и каждый ребенок индивидуален. Он развивается только в своем темпе, осваивая собственные возможности, познавая постепенно, шаг за шагом…

А если, предположим, с ребенком не просто играть, читать книжки, рисовать, а начать заниматься по известным методикам раннего развития, то малыш начинает развиваться быстрее, чем мог бы. Но только, в сравнении с самим собой, а не соседом по песочнице! Вот это, пожалуй, и можно назвать  «ранним развитием».

 А теперь случай  из  моей практики:

 Мальчик, назовем его Федей, 7 лет – «завалил»  простое психологическое тестирование у школьного психолога, но в престижной школе. Мама в шоке! И вот они у меня на приеме. Мама: « Как же так, мы с 2 лет – посещали развивай-ку, столько сил и денег!». На мой  вопрос: « А чем они там занимались?», вижу еще большее удивление в глазах мамы!!! «Лепили, клеили, хороводы водили и буквы учили!». Пытаюсь объяснить маме, что лепка (развитие мелкой  моторики)  – прекрасно! А вот  буквы  – зря!

Как  человек, имеющий специальное образование, и постоянно отвечающий на одни и те же вопросы  родителей: «А когда нам уже буквы учить? И на английский записаться?», выскажу свое мнение, относительно раннего обучения грамоте и другим не менее важным наукам. Мозг каждого ребенка, как я уже говорила, уникален, и определенные отделы мозга  формируются согласно законам развития. И вдруг мы  (заботливые родители или очень умные специалисты), начинаем интенсивно стимулировать отдел мозга, отвечающий за чтение  -  в 3 года!!! (когда по закону природы, у здорового ребенка он  сформируется только в 6-7 лет).  В итоге ребенок читает, но совсем не тем отделом, каким должен, считает  до 100 и знает 40 слов на английском!  Родители счастливы! Бабушка в восторге, так как всегда  может  похвастаться  соседке, что у нее самый умный внук! Но поверьте мне, эта радость и гордость будет не долгой!

Такой важнейший процесс, как познание – загублен.  Много пробелов в базисных знаниях,  такой ребенок не всегда способен выделить «четвертый лишний»,  и не знает названия детенышей домашних животных, путается во временах года.

 А это база, фундамент, если хотите! Без него любая постройка – фикция! А еще очень сильно страдает самооценка, и не всегда только  у ребенка!

Развитие  ребенка должно быть своевременным, и если Вы замечаете, что Ваше чадо, с чем - то не справляется, испытывает определенные трудности, не поленитесь обратиться к специалисту и попросить помощи. 

При зачислении ребенка на курсы «Вместе с мамой» в наш центр, я всегда говорю родителям о том, что они большие молодцы, что решили ходить на такие занятия, но не стоит думать, что этого уже достаточно, и родительская миссия выполнена!  Родителям приходиться тоже учиться и ломать собственные «не всегда правильные» стереотипы в воспитании ребенка. Учите ребенка увлекаться любым полезным занятием! Учите искать и познавать! А результат обязательно будет!

Несколько рекомендаций, как найти свой центр развития:

1. Специалисты, занимающиеся с детьми раннего возраста, должны быть с высшим, желательно психологическим или педагогическим образованием.

2. Занятие не может длиться дольше 40 минут, ребенок 2 лет не в состояние удерживать внимание больше 10 мин. Частая смена деятельности и как можно больше игр на ковре!

3. Все задания по принципу «от очень простого, к простому».

4. Специально созданная развивающая среда,  пособия - дающие массу тактильных, зрительных, звуковых ощущений, предметы и игрушки с которыми можно играть! А не стоят «красивые» за стеклом!

5. Музыкальное сопровождение.

6. Ну и конечно педагог, способный  вызвать полное доверие  и у Вас, и у Вашего ребенка!

Я считаю, что раннее развитие, это скорее активная позиция родителей! Постоянная «включенность» в собственного ребенка, непрерывный кропотливый труд.

Живите сегодняшним днем и не делайте «запасы на завтра»! 

 

Руководитель центра семьи и ребенка «Пять Я», клинический психолог, и по совместительству - многодетная мама Голубева Наталья Владимировна.

 

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 74