12 Мая 2014

Храм Рождества Богородицы

Множество людей, наших предшественников, молились в этом храме и получали просимое. И мы, молимся и верим, что Господь воздаст и нам, по вере нашей и своему милосердию

Малая Родина |
Храм Рождества Богородицы
Множество людей, наших предшественников, молились в этом храме и получали просимое. И мы, молимся и верим, что Господь воздаст и нам, по вере нашей и своему милосердию.

 Приходя в храм Рождества Богородицы, что в п.Дягилево,мы молимся пред Тихвинской иконой Божией Матери, свт. Николая Чудотворца и Серафима Саровского, иконой Божией Матери « Всецарица», св. Царственных мучеников и множеством других икон. Свои прошения мы возносим пред частицами мощей св. блж. Любови Рязанской, свт. Петра Великодворского, свт.Милетия, свт. Феодорита, мч.Евпла.

А именно: установлены окна и двери, возведена колокольня, в которой разместились иконная лавка и библиотека, уложен капитальный плиточный пол, проведено газовое отопление, водопровод; возведены три резных иконостаса, расписано внутреннее помещение храма и многое другое.

В 1996 году была организованна Воскресная школа. В настоящее время в ней насчитывается более 20 человек детей.
Указом №145 от 10.06.1996 г. Архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном настоятелем храма Рождества Богородицы п. Дягилево был назначен прот. Сергий Соколов.
 
Храм в Дягилево был закрыт в 1927 г. Из храма сделали клуб. Но народ в клуб не пошел. На некоторое время разоренный храм снова открыли. До 1933 г. в нем служил отец Иоанн. В 1937 году отец Иоанн (Перов) был репрессирован и сослан в Архангельскую область, там и умер.
Началось строительство элеватора. Строили его заключенные. Жили они в храме. Последней старостой была Кирилина Анна, она жила в доме старой больницы, напротив церкви. Когда церковь разрушали, она долго не давала ключи. Иконы сжигали в овраге.

В 1937 году храм снова закрыли, превратили в склад, где хранили зерно, мясо. Пол, когда-то уложенный красивыми плитами, был продавлен машинами и тракторами. Во время Великой Отечественной войны там содержали некоторое время военнопленных немцев. 
 
Прошли годы. Стали понемногу восстанавливаться разрушенные храмы. После многочисленных обращений местных жителей в государственные органы, усердием Т.С. Тарасовой, ставшей впоследствии старостой возрожденного храма, 11 февраля 1992 года храм был передан церковной общине, и началось его возрождение.
Первым священником во вновь открывшемся храме был иерей Владимир Ефремов. 
 
19 апреля 1992 года по благословению Архиепископа Рязанского и Касимовского Симона игуменом Александром (Чернавцевым) был освящен престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Правый предел, в в честь иконы Божией Матери Тихвенская, освящен 2 февраля 1997 г. Архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном. Левый предел, в честь Святителя Николая Чудотворца, освящен 10 февраля 1999 г. протоиереем Николаем Соколовым, благочинным Шиловского округа по благословению Архиепископа Рязанского и Касимовского Симона.

Незадолго до открытия храма, внутри помещения был пожар. За годы, прошедшие со дня открытия храма, благодаря помощи благотворителей, попечителей и усердием клира и всех прихожан, было сделано очень многое.
крепко слежавшейся глины, и потом мог служить вполне надежной основой для будущей церкви. 
 
24 июля 1902 г. было объявлено о постройке нового храма в с. Дягилево на избранном месте. Усердием прихожан и содействием попечителей строительство храма было закончено в 1916 году. 13 декабря того же года его преосвященством, преосвященнейшим Димитрием, Епископом Рязанским и Зарайским в селе Дягилево, Рязанского уезда был освящен новый каменный храм в честь Рождества А1ресвятой богородицы (акт от 18 дек 1918г). Пока новая церковь строилась, прихожане молились в старой деревянной. 
 
30 августа 1918 г. Освящены два предела: Николая Чудотворца и иконы Божий Матери Тихвинской.
Согласно описи, составленной в декабре 1916 года, здание храма разделяется на 2 части: алтарь и настоящую церковь. Три алтаря располагаются в ряд. Иконостас выполнен из соснового дерева с резьбою и позолотою. Царские врата из липового дерева и также покрыты позолотою.

В центре храма - замечательное трехъярусное позолоченное паникадило,
увенчанное крестами, внизу небольшое «яблоко», в которое вставлены иконки четырёх Евангелистов.
Но недолго пришлось местным прихожанам, жителям с. Дягилево, любоваться на свой красавец-храм и возносить молитвы на сем святом и олагодатном месте. 11 июля 1919 г. зав. отделом Юстиции при Рязанском I убисполкоме был подписан документ о закрытии храма в с.Дягилево и о ликвидации церковного имущества.

Роль храма во времена репрессий

В 1790 году обветшавшая церковь была сломана, и на том же месте построена новая в тоже наименование, с приделом в честь иконы Божией Матери Тихвинская. В 18-м столетии в притче при Богородицерождественской церкви состояли: священник, диакон, дьячек и пономарь, но в 1803 году диаконская вакансия по малоприходству была уничтожена. По штату 1873 года при ней положено только два лица.

К началу 20 столетия деревянное здание храма пришло в негодность. В феврале 1901 года было подано прошение на имя его преосвященства,преосвященнейшего Аркадия, епископа Рязанского от крестьян двух обществ о постройке нового каменного храма вместительносью не менее 1200 человек. В нем говорилось: «Средства для постройки прихожане обязуются с текущего 1901 года до окончания постройки ежегодно вносить по 700 руб., устроить на свои средства кирпичный завод, доставлять бесплатно подводы для подвозки необходимых материалов; нашелся надежный благотворитель, которой обещал при закладке первого камня внести не менее тысячи рублей».
1 февраля 1902 г. Было осмотрено место для постройки каменной церкви Ладыженским, губернским инженером. В акте осмотра отмечено, что предполагавшееся раньше для строительства место около старой деревянной церкви, признается менее удобным, так как на этом месте находится старое кладбище и поэтому грунт является измытым и разрыхленным. При том там находится достаточно близко, не более двух сажень, лощина, весной наполненная постоянно водою, вследствие чего является возможным проникновение сырости и в саму церковь. Так же и осложнялась закладка фундамента, так как его бы пришлось углублять на три аршина, а местами и на четыре, чтобы сровнять его с глубиной лощины. Так же пришлось бы снести здание школы, дома псаломщика и трех соседних крестьян, дабы расширить территорию церкви не менее чем на 20 аршин со всех сторон. И для церкви было выбрано место совершенно свободное. Грунт состоял из миссионерско-проповедническую деятельность, но и среди крестьян и колхозников сел Дягилево, Никуличи, Хамбушево и Голенчино. Теперь в своих проповедях он призывал православный народ не забывать Бога и Церковь, почитать церковные праздники, несмотря на гонения. Так как средств к существованию у него в тот момент не было, ему тайно помогали верующие этих пригородных сел. По благословению священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого, хождение по селам, как правило, сопровождалось совершением церковных треб в домах верующих, тем самым продолжала теплиться сокровенная жизнь Церкви.
Архимандрит Мина, кроме того, имел благодать исцелять болящих, поэтому к нему обращались страждущие. Этот данный ему Богом дар впоследствии стал одной из статей обвинений. 5 января 1936 года, в числе 27 священно-церковнослужителей, архимандрит Мина был арестован. И определен для отбывания срока наказания в Сусловское отделение ИТЛ Западно-Сибирского края, где был расстрелян в ноябре 1937 г.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года архимандрит Мина (Шелаев) прославлен как пренодобномученик.

В петровское время Дягилево обезлюдело и пришло в упадок,поскольку много мужиков было отправлено в армию. Согласно осмотру подьячего Ивана Морозова, посетившего село в январе 1711 года в остатке приходу села Дягилева насчитывалось 29 дворов, причем, дворы эти оставляли желать лучшего.

Медленное возрождение села началось при империатрице Елизавете Петровне,во времена которой среди владельцев дягилевских земель значится стольник Лаврентий Михайлович Полонский. От последнего часть селения перешла к Андрею Меньшому Семеновичу Кропотову, при котором, в 1744 году был отремонтирован храм: перекрыта кровля и поправлены рундуки.


Преподобномученик Мина (в миру Иван Власович Шелаев) родился 15 сентября 1882 года в с. Пересветово Дмитровского уезда Московской губернии. Благодаря глубоко верующей и смиренной матери, он был воспитан в истинной любви к Богу и Церкви. 5 апреля 1915 года, Иван Власович был определен в число указных послушников Рязанского Спасского монастыря. Затем, был пострижен в монашество с именем Мина, и был рукоположен во иеромонаха. Основное его служение заключалось в миссионерской деятельности.
Розные и смутные события 1917 года нисколько не отразились на характере деятельности Епархиального миссионера. Он с тем же усердием продолжает свое церковное послушание. После 1921 года иером. Мина поселяется в Рязани, в сторожке Николо - Ямской церкви, уже в сане игумена, а затем и архимандрита время от времени служит как священник на приходах сел Дягилево, Березники и Никуличи. 

История Богородицерождественской церкви села Дягилево

Государево дворцовое село Дягилево в XVII веке располагалось в 8-ми верстах от города Рязани и причислялось к Окологородному стану Рязанского уезда Рязанской губернии. Жители Дягилева за несколько столетий неоднократно были «москвичами», так как зачастую то входили, то выходили из состава московского княжества, губернии, области.

В качестве села Дягилево упоминается в Рязанской платежной книге за 1628 год. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Дягилево значится в регистрационной книге за 1676 год, где указано, что при храме состоит 2 священника и 2 дьячка, а также 86 приходских крестьянских дворов.

Священнослужителями Богородицерождественской церкви были:
1. 1628 г. Поп Сидор, дьяк Сергей Матвеев, дьячок Гришка Михайлов, в келье Митка Ульянов;
2. Иоанн упоминается с 1676 - 1706 гг.;
3. Прокопий Иванов рук. в 1706 году марта 25;
4. Дмитрий упоминается до 1744 года;
5. Кирилл Димитриев рук. в 1744 году апреля 17;
6. Евфимий Тимофеев упоминается в 1760 году;
7. Петр Димитриев рук. в 1802 году;
8. Гавриил Герасимов Яблоков упоминается с 31 мая 1844 - 1867 гг.;
9. Павел Васильевич Киркинский (Кирекинским) рук. в 1870-1914 г.г. (возможно, и более).
10. Игумен Мина (Шелаев Иван Власович) - упоминается с 1921 г.

DQ5-RgvYc80.jpg
Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 74