21 Сентября 2017

Заблуждения о соборовании

С таинством соборования связано много заблуждений и недоразумений. Попробуем разобраться, каким утверждениям стоит верить, а на какие не стоит обращать внимания.

Заблуждения о соборовании

Елеосвящение (более привычно для слуха слово «соборование») — это одно из семи таинств Церкви. Это древнее таинство со временем приобрело в на­роде оттенок мистичности, возникло множество заблуждений, граничащих порой с суеверием.

1. Если человека соборовать, то он вскоре умрёт

Болеем мы сами или родственник, и на вопрос в храме: «Чем можно по­мочь?» священник отвечает: «Соборо­вать». Многие в этот момент пугаются, отказываются, а порой и уточняют.

«Нет, умирать ещё рано!». Такое пред­ставление о соборовании связано часто с тем, что сведения об этом таинстве люди получают от некомпетентного че­ловека, вспоминая суеверия и истории о том, как после совершения елеосвя­щения тяжелобольные люди умирают.

- Соборование не «призывает» к больному человеку смерть - наоборот, мы молимся об исцелении, - поясняет священник Павел Коньков, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица». - Поэтому в случае бо­лезни соборование может быть только во благо. Но на практике, если человек давно и тяжело болеет и находится при смерти, после совершения соборования Господь может послать ему облегчение страданий и скорую кончину как избав­ление от мук. В этом случае лучше все­го, если есть возможность, сочетать со­борование с двумя другими таинства­ми — исповедью и причастием, чтобы в любой момент человек был готов  к встрече с Небесным Отцом.

2. После соборования обязательно исцелишься

Другое, прямо противоположное мне­ние: после соборования болезнь обяза­тельно пройдёт, будь то насморк или рак. Оно также ошибочно.

- Все мы хотим быть здоровыми, и в первую очередь телесно, - говорит протоиерей Владимир Игнатов, ключарь Христорождественского собора. - Можно вспомнить, как после соборова­ния в человека буквально вливались си­лы, — это, конечно, особая милость Бо­жия. Но молимся мы в первую очередь об исцелении души и о помощи в борь­бе с грехами, поэтому не стоит каждый раз ждать именно чуда телесного исце­ления. Если будет на то воля Божия, Он обязательно пошлёт нам и выздоровле­ние, но в первую очередь стоит думать о душе.

3. Во время соборования проща­ются все грехи

Мы действительно молимся о проще­нии грехов во время таинства елеосвя­щения, но не тех, о которых постесня­лись сказать на исповеди или специ­ально умолчали. Церковь учит, что прощаются лишь забытые грехи — те, о ко­торых человек не знал или не думал, что это грех, а после уже забыл о них и не исповедался. Это тоже одна из при­чин, почему христиане перед смертью стремятся не только исповедаться, но и пособороваться, - чтобы как можно лучше «очистить» свою душу перед кон­чиной.

4. Собороваться можно только во время Великого поста

Во время Великого поста во всех хра­мах действительно совершается собо­рование, и многие именно в этот пери­од прибегают к таинству. Но соборо­ваться можно (и даже нужно) и в любое другое время, если человек болен. Кстати, во время Великого поста собо­руются не только те, кто болеет. Это таинство необходимо и здоровым лю­дям, ведь болеть можно не только те­лесно, но и духовно, при этом ошибоч­но полагая, что наша душа полностью здорова.

- Церковь рекомендует прибегать к этому таинству здоровому человеку не чаще одного раза в год, а больному — не чаще одного раза во время болезни (это общие рекомендации). Иначе мы искушаем Бога, как бы заставляя Его нас исцелить, — поясняет протоиерей Владимир Игнатов.

5. Соборование должны совершать семь священников, иначе таинство не подействует

По уставу, соборование совершается несколькими священниками (т. е. собо­ром — отсюда и появилось это второе название таинства), традиционно — се­мью. Но не запрещено и меньшее коли­чество человек. Более того, на дому больных людей соборует один священ­ник, и для этого был даже составлен более короткий чин, чтобы успеть со­вершить его над умирающими.

- Через таинства действует сам Гос­подь, и «не помочь» они могут лишь по одной причине — нашей недостаточной вере, - говорит священник Павел Конь­ков.  - Именно вера - самое главное, что приближает нас Богу. И видя наше искреннее стремление к Нему, Господь обязательно нас примет.

 

Светлана Исаева

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 73