31 Августа 2017

Христианская этика

Что делать, если видишь «соринку в чужом глазу»? Как в этом случае поступить христианину: обличить или промолчать? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Христианская этика

О том, что «соринки» окружающих всегда видны гораздо лучше, чем наши собственные «брёвна», известно давно. И нет в этом ничего удивительного: чу­жие недостатки заметнее и сильнее бросаются в глаза. И чужие грехи со стороны тоже увидеть проще. Христос  словами Евангелия учит, что «если со­грешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердить всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник или мытарь» (Еванге­лие от Матфея, глава 18, стихи 15-17). Другими словами, настоящий христиа­нин, увидев явно неправильное поведе­ние близкого или знакомого человека, обязан указать ему на этот недостаток и указывать до тех пор, пока человек не исправится?

- В идеале, конечно, да, - отвечает священник Кирилл Власов, клирик Крестовоздвиженского храма в Дашково - Песочне. - Ведь, действительно, со стороны-то всё видно гораздо лучше. Представим, что я совершаю опреде­лённый поступок и по каким-то причи­нам не знаю, что это грех, - всякое бы­вает! Хотел бы я, как истинный христиа­нин, чтобы мне в этом случае указали на этот недостаток и тем самым не да­ли совершить или продолжать совер­шать грех? Безусловно, да.

И тут снова вспоминается фраза про «соринки» и «брёвна»: мы с лёгкостью видим недостатки других, а свои соб­ственные замечаем с трудом. А это как обоюдоострый нож: можно помочь и указать на недостаток другому челове­ку, а можно начать буквально выиски­вать «соринки» в поведении и поступках окружающих. В том же Евангелии от Матфея есть отрывок, из которого и было взято это крылатое выражение: «Как скажешь брату твоему: «Дай я вы­ну сучок из глаза твоего», а в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза и тогда уви­дишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 4-5).

- Совершенно ясно, что указывать на недостатки другого человека нужно очень аккуратно, деликатно, с огромной любовью, - поясняет священник Ки­рилл Власов. - Но, к сожалению, в силу нашей собственной греховности дели­катно и с любовью мы это делать прак­тически не умеем. Другими словами, забываем как раз прежде вынуть брев­но из своего глаза, а с удовольствием бросаемся спасать ближних. И то, что должно было бы быть христианской за­ботой о брате, становится банальным осуждением, то есть уже нашим соб­ственным грехом.

Можем ли мы, положа руку на серд­це, заглянув внутрь себя, сказать чест­но: «Да, я могу указать своему ближне­му на его грех с любовью, достаточной деликатностью, не обидев и не скатив­шись при этом в осуждение»? Лично я в себе таких сил не чувствую, хотя жела­ние сказать кому-то из окружающих: «Ну что же ты делаешь? Это же непра­вильно, так нельзя!» возникает доволь­но часто. И, признаться, позиция хри­стианского эгоизма мне ближе: следить нужно в первую оче­редь за собой, за сво­им поведением, своими «брёвнами». Забыть в какой-то мере об окру­жающих, их недостат­ках и проступках. Это в том числе помогает справиться со многими недоумениями, которые возникают у людей от­носительно спорных церковных вопросов вроде: «А почему у па­триарха такие часы?» или «Почему этот свя­щенник ездит на доро­гой машине?». Ведь и часы, и машина - это личные отношения с Богом другого конкретного человека.

Как могут они повлиять на наши отно­шения с Богом? Могут ли чужие поступ­ки меня как христианина приблизить к Богу или удалить от Него? Нет. Только моё собственное поведение определя­ет, ближе я становлюсь к Господу или иду в противоположную сторону. И если об этом помнить постоянно, то вся не­нужная мишура сама собой постепенно отсеется.

И ещё об одном, мне кажется, нужно помнить всегда: каждый отдельный хри­стианин формирует облик всей Церкви. Ведь, глядя на нас, наши пока ещё «не­церковные» родственники, друзья и просто окружающие люди делают выво­ды о том, что такое христианство и ка­ков Христос. Каждый наш шаг, каждое слово оцениваются ими как поведение в первую очередь члена Церкви. И наша задача - очень внимательно следить за всеми своими поступками, искренне, без лицемерия следовать христианским заповедям. И тогда сама наша жизнь для кого-то, возможно, станет невер­бальной проповедью и поводом изме­нить свою собственную жизнь.

 

Светлана Исаева

«Панорама города» № 34 - 23 августа 2017 г.

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 73