В аллеях Ерлинского парка
Немногие знают, что у нас в области есть уникальный дендрарий

Немногие знают, что у нас в области есть уникальный дендрарий
Внутренний туризм сегодня переживает расцвет. Правда, «дикий». Это когда люди находят в пределах досягаемости что-то любопытное, едут туда в выходные, а потом выкладывают фотоотчёты на своих страничках в соцсетях. Раньше бытовало мнение, что в Рязанской области, кроме Константинова, смотреть нечего. Однако теперь выясняется, что интересных мест у нас много, и одно из них — Ерлинский парк.
О Сергее Худекове, прославившем парк, вспомнили, когда памятники стали устанавливать не одним только воинам и поэтам. Хотя он тоже в армии служил и оставил творческое наследие: «Баядерку» и теперь ставят с его либретто, а четырёхтомная «История танца» — это библия для пишущих о балете. Но главное — он был успешным предпринимателем и экономом. Сочинцы чтут его как одного из основателей города, знаменитый сочинский дендрарий — детище Худекова. Подобный он вырастил и в Ерлине Скопинского уезда (сегодня Старожиловский район). Здесь же создал передовое хозяйство, за достижения в котором получал награды во Франции на Всемирной выставке.
Памятник основателю парка С. Н. Худекову
НЕУЖТО ФАЗАН?
В память об этом человеке и был образован региональный историко-культурный природно-ландшафтный музей-заповедник «Усадьба С. Н. Худекова». Парк в Ерлине охранялся государством и раньше. Ему в 70-е присвоили статус памятника культуры республиканского значения, а потом обобщили до памятника природы. В 80-х планировали заняться его реконструкцией, но руки дошли только в 2007-м. К этому времени аллеи парка превратились в чащу, сквозь которую замысел уже практически не просматривался.
Если сравнить с тем, какая картина наблюдалась в нулевых, и учесть, как финансируется культура вообще, сегодня можно сказать, что в музее виден прогресс. Сразу за шлагбаумом ухоженная полянка с указателем, дальше основная дорожка ведёт к двум историческим зданиям: поварской- прачечной, в ней с 60-х годов прошлого века находится ерлинская школа-девятилетка, и жилому флигелю, где расположилась постоянная экспозиция музея. По левую сторону от входа в парк стоит храм Михаила Архистратига. Красивое здание XVIII века почти всё укутано строительными лесами и сеткой — это значит, реставрируется, работы лишь на время приостановили. А если пойти по тропинке мимо церкви, можно попасть на плотину, с которой открывается прекрасный вид на каскад прудов. Точнее, на их пустые чаши: воду слили, когда пруды чистили. Справа виднеется новый мост, а если идти прямо, то впереди будет собственно парк, который теперь не чаща, но всё ещё похож на лес. Однако в нём уже видны аллеи: дубовая, кленовая, липовая, лиственничная... Вдруг среди деревьев на осеннем солнышке блеснула огненнорыжая птица. Неужто фазан? Во времена Худекова они запросто прогуливались в здешних местах. И тут же подумалось: ну это вряд ли. Сельская курица, наверное, забежала. До фазанов однако нынешнему музею ещё далеко.
ДЕРЕВЬЯМ НУЖНА ВЛАГА
На площадке рядом со зданием музея шла интерактивная игра. Младшие школьники собирались рисовать парк, по которому уже нагулялись и прошлись с экскурсией. Интересно, а кроме них сюда кто- нибудь приезжает?
- Разумеется, и не только дети, — на мой вопрос отвечает главный хранитель музея Светлана Илюшина. — Бывают туристы из Москвы, Питера, Рязани... И из-за границы приезжают. В этом году были гости из Германии.
Видно, здесь совсем не скучают. Жизнь идёт своим чередом: проводятся встречи, литературные вечера. Приветливо встречают в музее даже самые малочисленные туристические группы. Откуда начать экскурсию — с осмотра экспозиции или парка, — решают сами экскурсанты. Кому интересны личность Худекова и история парка. Кто больше увлечён живыми экспонатами (это, как правило, биологи). А кому хочется узнать побольше о целебных свойствах редких растений — воздух там действительно изрядно насыщен фитонцидами. Светлана Алексеевна получила культурологическое образование и всего полгода работает в музее, но уже хорошо ориентируется в парковой зоне: где произрастает лжетсуга мензиса (у этого редкого вида хвойных шишечки необыкновенно красивые — с хвостиками), а где в парке единственная плакучая ель (жаль её, подсыхает ёлка, скорее всего, погибнет). Знает Илюшина и о том, чем отличается сосна Веймутова от сосны крымской. Коллеги из сочинского дендрария утверждали: мол, не может в ваших широтах расти южная сосна. Но вот растёт!
В дубовой аллее приятно отдохнуть от городской суеты
А вещественная экспозиция музея продолжает пополняться. Недавнее приобретение — большущий парковый вазон, который нашли благодаря ерлинцам. Они сообщили, что на территории Скопинского психоневрологического диспансера стоит раритет из усадьбы Худекова. Вот, вернули на место, в центр Троичной поляны, где когда-то были веранда на 300 танцующих плюс духовой оркестр. Отсюда открывался вид на мост через пруд и барский дом. От дома сохранился лишь фундамент, за которым сегодня стоит памятник Сергею Николаевичу.
В открывшийся музей, люди из окрестных сёл стали приносить вещи, которые были похищены в 1918 году из худековской усадьбы. Сухарница, супница, кувшины, самовар и стул из итальянской соломки. Их, конечно, немного, но они подлинные. Да, кстати, директор музея Евгений Филатов с
полной уверенностью заявляет: жители Ерлина в разграблении имения Худекова участия не принимали.
- У деда было восемь детей, и четверо из них работали здесь, мальчикам платили пять копеек, а девочкам три, — рассказывает Евгений Борисович. — Тогда это были приличные деньги. За что ж местным было не любить Худекова? Он работу давал.
В советское время старшие здесь рассказывали младшим о былом процветании усадьбы. И всегда неодобрительно отзывались о тех, кто её разрушил. Возрождение местными приветствуется. Пруды бы поскорее снова заполнить водой. Естественным осадкам с такой задачей не справиться. Нужна артезианская скважина, а это специальное оборудование, водопровод и постоянные расходы на электричество. Для бюджетной организации суммы заоблачные. Но в плане развития усадьбы до 2025 года даже строительство барского дома заново предусмотрено. Значит, есть надежда, что вода в прудах заплещется раньше. Это и с экологической точки зрения важно, ведь деревьям нужна влага.
Наталия Терлеева
"Панорама города" №39 от 24 сентября 2014 года