17 апреля 2014

Паровоз для Вождя

В одном из коридоров административного здания рядом со станцией "Рязань-2" расположена комнтата со скромной дверной табличкой: "Музей".

Антон Сумин |
Паровоз для Вождя

Как рязанские железнодорожиники возили Сталина и Хрущева

- Когда товарища Сталина везли на Тегеранскую конференцию, были приняты беспрецедентные меры безопасности. Ничего подобного старые железнодорожники не припомнят! "Отца народов" на эту историческую встречу везли в спецсоставе. Машинисту из Рязани поручили ответственную задачу - управлять паровозом, который буксировал вагон со Сталиным и членами Политбюро. 

Свидетель великой эпохи

В одном из коридоров административного здания рядом со станцией "Рязань-2" расположена комната со скромной дверной табличкой: "Музей".

Внутри - яблоку негде упасть от многочисленных артефактов давно минувших времен. Макеты паровозов, бронзовые кубки победителей соцсоревнований, пожелтевшие грамоты за подписью наркома путей сообщения. Среди экспонатов попадаются и такие диковинки, как личные талисманы машинистов. Оказывается, машинисты - народ суеверный, и лет 30 назад у них было принято брать в дорогу какие-нибудь причудливый древесный корень с рожками или подкову - на счастье, чтобы рейс прошел без аварии.

Хранитель всех этих сокровищ - "железнодорожный аксакал" Игорь Данилович Миронов. Он - человек-легенда, один из старейших рязанских железнодорожников. Миронов начинал свой трудовой путь еще при Сталине, помощником машиниста. Затем служил машинистом, водил паровозы. Иной раз ему приходилось за одну поездку кидать лопатой в топку по 20 тонн угля! Суровое было время, промашки не прощались - чуть что, запишут во враги народа или вредители. И - поминай, как звали!

Выйдя на пенсию, Игорь Данилович не смог жить без родного депо. И устроился смотрителем при музее - на общественных началах. Этот живой свидетель давно ушедшей великой эпохи очень органично выглядит на фоне исторических стендов с экспонатами.

У меня было несколько встреч с Мироновым. Во время них он рассказал мне о том, о чем долгие годы было принято хранить обет молчания. И держать язык за зубами даже в кругу семьи и товарищей по работе...

Оказывается, рязанские машинисты участвовали в особо секретных операциях по перевозке высших лиц в СССР. Наши земляки возили партийных бонз с вершин Кремлевского Олимпа.

- Самым серьезным был рейс, когда Сталин ехал на Тегеранскую конференцию. Везти состав, где находился вагон "Отца народов" доверили моему товарищу, одному из лучших машинистов Михаилу Григорьевичу Байкову. - Вспоминает Миронов. - Все было строго засекречено. И лишь через 12 лет, после смерти Сталина, Байков рассказал мне о той знаменательной поездке.

 DSC03049.JPG

"Сухопутный линкор"

В Рязань Иосиф Виссарионович прибыл на специальном составе с бронированными стенками — местные путейцы тут же окрестили эту махину «сталинским сухопутным линкором». Ходили слухи, что армированная крыша вагона «Вождя народов» изготовлена из особого сплава может выдержать попадание авиабомбы. Впереди состава ехали 3 бронепоезда, еще 2 прикрывали сталинский поезд сзади. От возможных атак с воздуха поезд с "товарищем Кобой" был надежно защищен эскадрильями советских самолетов, прочесывающих небо. В конце спецсостава рязанские железнодорожники заметили открытую платформу, на которой стояли 10 или 12 бронированных лимузинов для членов Политбюро.

За неделю до поездки Сталина в Тегеран начались мероприятия НКВД по очистке трассы от потенциальных "террористов". В 10-километровой зоне от железнодорожного полотна, по которому пролегал путь "Отца народов" спецслужбы "прошерстили" каждый поселок и деревню. Под проверку попали все "неблагонадежные лица" - родственники раскулаченных, люди, заподозренные в связях с "врагами народа" и "шпионами", даже граждане с фамилиями, похожими на немецкие.

- Вдруг кому-нибудь из них взбредет в голову бросить пусть даже не бомбу, а обычный кирпич на рельсы! А мне потом отвечать. Лучше в превентивных целях забрать их, куда следует! - Примерно так рассуждали районные начальники НКВД, отправляя в ссылку тысячи "подозрительных элементов".

Когда встал вопрос о выборе машиниста, то местному железнодорожному начальству пришлось поломать голову. Человек, стоящий у рычагов "сталинского паровоза" должен иметь безупречную биографию и обладать блестящим профессионализмом. Выбрали Михаила Байкова. Его разбудили ночью, привели к начальнику депо, вручили новенький, с иголочки китель для поездки. Теперь этот исторический китель с наградами вист на почетном месте в музее. А за 10 часов до начала поездки заперли в комнате при депо. Почему заперли? Чтобы не было ЧП. Вдруг с машинистом в последний момент что-нибудь случится? Не дай Бог, он попадет под машину или подвернет ногу. Сталина вести будет некому. Возникнет заминка. А отвечат держать - железнодорожникам. Вот они и подстраховались. Вдобавок, на всякий пожарный, для Байкова предусмотрели дублера, чтобы он мог в случае самого невероятного ЧП - например, сердце откажет за 5 минут до рейса - заменить его. Словом, готовили совсем как Гагарина в космос...

 

Рейс особого назначения

- Готовили поезд под присмотром военных. Всю дорогу, что мой коллега Михаил Байков вел поезд со Сталиным, у него за спиной стоял человек в форме железнодорожника. Но это был не машинист, а НКВД-шник. У него была инструкция - если машинист вдруг станет осуществлять провокационные действия - стрелять на поражение и брать управление паровозом на себя. - Вспоминает хранитель рязанского железнодорожного музея. - Но, к счастью, рейс прошел без сучка и задоринки. Сталина доставили в Тегеран, где он подписал исторический документ с Рузвельтом и Черчиллем. А Байкову потом поручали водить другие важные поезда, иногда - с членами Политбюро.

Кстати, однажды на перегоне Рязань-Сасово произошла таинственная история. В вагоне поезда, который перевозил Лаврентия Берию (тот ехал по своим делам в командировку) неожиданно обнаружили постороннего человека. Произошел невероятный скандал! Сейчас сложно себе представить весь накал эмоций. Вагон Берии охранялся как секретный объект. Ведь везли самого Лаврентия Павловича, грозную "Тень Сталина"! Мышь не проскочит! И вдруг - спрятавшийся в тамбуре неизвестный! А вдруг он - агент иностранной разведки, проникший, чтобы осуществить теракт? Не сносить тогда головы и железнодорожникам, и охранникам, и даже членам их семей - всех в Сибирь отправят за милую душу! Выяснилось, что спрятавшийся в вагоне Берии был обычным рязанским крестьянином. Он решил проехать без билета, выбрал вагон попредставительней, и как-то ухитрился прошмыгнуть в тамбур. Когда незадачливый "заяц" узнал, что угодил в вагон к Берии, то чуть не упал в обморок от страха и трижды пожалел, что не пошел пешком по шпалам. По слухам, Берия распорядился крестьянина-"зайца" отпустить, зато начальника своей охраны отдал под суд за халатность.

В конце 1950-х годов один из товарищей Миронова вел поезд с Никитой Хрущевым. Он вспоминал, что у него за спиной также стоял вооруженный спеслужбист, а рядом находился офицер войск связи, который провел в кабину машиниста полевой телефон и дежурил при нем. А на протяжении маршрута (это несколько сотен километров) вдоль всего железнодорожного полотна каждые 100 метров стояла охрана.

DSC03038.JPG

Хранитель музея Игорь Данилович Миронов с кителем Байкова.

- Когда наши машинисты водили поезда с вождями, существовал такой момент. - Рассказал напоследок Игорь Данилович Миронов. - Впереди "кремлевского поезда" шел еще один состав. И в нем находилось местное путейское начальство. Они собственной головой отвечали за безопасный проезд первых лиц государства. Если существовала возможность аварии или теракта - то им бы пришлось принять удар на себя.

Антон СУМИН

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 78