22 Июля 2015

Тайник Гайдара

В 1930-х годах дом знаменитого художника-гравёра Ивана Петровича Пожалостина в Солотче стал настоящим литературным гнездом — местом отдыха и творчества известных московских писателей.

Александр Потапов |
Тайник Гайдара

В 1930-х годах дом знаменитого художника-гравёра Ивана Петровича Пожалостина в Солотче стал настоящим литературным гнездом — местом отдыха и творчества известных московских писателей.


ПРИСТАНИЩЕ ПИСАТЕЛЕЙ


Первым писательскую тропу в Солотчу проторил ещё в 1930 году Константин Георгиевич Паустовский. Спустя некоторое время он заманил в Мещёру Рувима Фраермана, а затем Аркадия Гайдара, книгами которого три десятка лет назад зачитывались мальчишки всей нашей страны. Постепенно друзья-писатели свили гнездо в Солотче. Они приезжали сюда летом и жили на природе до глубокой осени.


Увлечённые литературным творчеством, рыбалкой, походами по лесам Мещёры, они совершенно отвыкали от привычной городской жизни. Наведывались в Рязань только в редких случаях — когда их приглашали выступить перед читателями. А послушать известных писателей рязанцы любили! На стене здания детской музыкальной школы № 1, в котором ранее размещался Театр юного зрителя, установлены две мемориальные доски. И одна из них, с барельефом Паустовского, сообщает, что в августе 1938 года в этом здании состоялась встреча известного писателя с общественностью города. А на другой памятной доске значится, что в ноябре 1939 года в этом здании выступал перед школьниками А. П. Гайдар. Однако подобные встречи были единичны. Всё своё время писатели проводили в Солотче, на мещёрских озёрах, в сосновом бору, на кордоне 273...


25.png

Мемориальная доска на музыкальной школе № 1


Писатели, конечно, отразили солотчинские будни в своих книгах. Друзья снимали на лето старую баню в саду, обшитую тёсом. Паустовский и Гайдар обычно спали на широких лавках, подложив себе под голову что-нибудь из одежды или надувную резиновую подушку. Вставали, как правило, рано и сразу принимались за работу.


Паустовский любил писать на стандартных листах нелинованной бумаги, а позже, купив портативную пишущую машинку, строчил на ней длинными очередями. А у Гайдара манера писать была иная. Он делал свои записи в толстой тетради, которую свёртывал в трубочку и постоянно носил с собой в кармане шинели. Разумеется, он мог писать и за столом. Он во время работы в редакциях различных газет мог за несколько ночных часов написать рассказ, а утром отдать его в печать практически без правок. Но здесь, в Солотче, Гайдар работал по-иному. Он подолгу «вышагивал» свои произведения, то есть ходил взад-вперёд по саду, что-то бормоча себе под нос, словно пробовал на вкус каждое слово. Потом произнесёт фразу вслух — и запишет. И снова начинает ходить.


ШУТКИ ВЫДУМЩИКА ГАЙДАРА


Будучи человеком жизнерадостным, Аркадий Петрович любил безобидные розыгрыши. По словам Паустовского, «почти каждый день Гайдара был наполнен необыкновенными происшествиями, выдумками, шумными и интересными спорами, трудной работой и остроумными шутками». Гайдар поселится в Солотче у какой-нибудь старушки, а та уже через несколько дней на него поглядывает как на колдуна. То у писателя в невиданной посуде вода сохраняется тёплой даже в погребе, а то, глядишь, бросит он какой-то комочек в эту воду, а там уж и «хлёбово» готово. Откуда было знать этой старушке про термос и бульонные кубики?


0_7b227_e87e92fb_XL.jpg

Первым писательскую тропу в Солотчу проторил К.Г. Паустовский


А однажды лето в Солотче выдалось сухим, и известные писатели, заядлые рыбаки, никак не могли накопать червей для рыбалки. Тогда Гайдар повесил на воротах объявление: «Скупка червей от населения». Уже наутро от местных мальчишек с червями в консервных банках отбою не было... Пришлось даже с милиционером объясняться.


В Солотче Гайдар закончил повесть «Судьба барабанщика». И здесь он написал один из лучших своих рассказов — «Чук и Гек», здесь задумал повесть «Тимур и его команда», и вообще этот уголок Мещёры духовно обогатил писателя. «Всех я хороших людей на всём свете люблю, — писал Гайдар с юга Фраерману. — Восхищаюсь чужими домиками, цветущими садами, горами, синим морем, скалами и утёсами. Но на вершине Казбека мне делать нечего — залез, посмотрел, ахнул и преклонился, и потянуло опять к себе, в Нижегородскую либо Рязанскую. Дорогой Рува! Когда я приеду в Солотчу, буду тих, весел и задумчив».


Здесь, в саду пожалостинской усадьбы, Гайдар посадил в 1939 году яблоньку как символ своей привязанности к этой земле.


ПОД СТАРОЙ ЕЛЬЮ


Под Солотчей друзья-писатели оставили памятный тайник, о котором Гайдар поведал писателю Виктору Полторацкому в 1941 году. Позднее Полторацкий вспоминал:


2-9a.jpg

Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман


- А однажды он (Гайдар. — А. П.) рассказал о том, как, будучи в Мещёре, трое писателей - К. Паустовский, Р. Фраерман и он - возвращались с Глубокого озера, где удили окуней. «Мы шли оттуда по узкой лесной тропинке к деревне Ласково, - вспоминал Гайдар. - День был солнечный и жаркий. Сели отдохнуть под старой дуплистой елью. У нас было очень хорошее настроение. Я достал из полевой сумки блокнот, вырвал листочек и в каком-то творческом порыве написал на нём, сколько же радости дают людям тёплое лето, чистое небо, ясное солнце и верная дружба. Мы подписались под этими словами, потом свернули листочек трубочкой да и засунули его в пустую бутылку. Горлышко этой бутылки заткнули пробкой, залепили смолой и опустили бутылку в дупло. Когда кончится война и снова будет тёплое лето, чистое небо и ясное солнце, я поеду в те прекрасные лесные края и найду старую ель. Тогда я достану нашу записку из дупла, покажу её друзьям и мы будем вспоминать, как воевали за нашу советскую землю...»


К сожалению, Гайдару дожить до победы не довелось. И в послевоенное время никто не удосужился поискать писательский тайник — не до того было. Потом и вовсе о нём забыли. Поиски краеведов-любителей ни к чему не привели. Да и какую ель с дуплом можно найти в мещёрских лесах после ужасных пожаров 1972, 2010 годов? Тайна так и осталась тайной. А может, солотчинский тайник - просто выдумка шутника Гайдара?


Александр Потапов

"Панорама города" № 29 - 22.07.2015 г.


Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 74