22 Октября 2015

Голливудский волшебник с улицы Соборной

Отец современной декоративной косметики, голливудский волшебник, обладатель «Оскара», создатель крупнейшей в мире косметической империи свои изобретения начал продавать именно в Рязани, на Соборной. Здесь он и прославился на всю Россию. Мах Fасtor его станут называть спустя 10 лет в Америке.

Наталья Макагонова |
Голливудский волшебник с улицы Соборной

Этот косметический бренд и спустя сто лет хорошо известен миллионам женщин. Но мало кто знает, что легендарный основа­тель фирмы свой первый магазин открыл в центре Рязани, тогда еще небольшого про­винциального городка.


Отец современной декоративной косме­тики, голливудский волшебник, обладатель «Оскара», создатель крупнейшей в мире косметической империи свои изобретения начал продавать именно в Рязани, на Со­борной. Здесь он и прославился на всю Рос­сию. Мах Fасtor его станут называть спустя 10 лет в Америке. В Рязани его звали Мак­симилиан Абрамович Факторович.


Историк и краевед Ирина Кусова во вре­мя экскурсий любит рассказывать про Мак­са Фактора - человек он был очень нео­бычный. А его судьба выписывала такие зигзаги, что кажется вымыслом голливуд­ского киносценариста.


Из гримеров - в бизнесмены


Родился Максимилиан Абрамович в польском городе Здуньская-Воля, тогда входившем в Российскую империю. Его отец трудился простым рабочим, Максимилиан был одиннадцатым ребенком в семье, денег катастрофически не хватало. Работать бу­дущий миллионер начал с раннего детства, и тут его судьба совершила первый виток: в 7 лет он продавал конфеты в театре, через год прислуживал аптекарю, в 9 лет стал под­мастерьем изготовителя париков, уже в 13 учеником знаменитого берлинского па­рикмахера. В 14 (!) он самостоятельно пере­ехал в Москву и поступил в Большой театр помощником гримера. Казалось бы, жизнь вышла на ровную накатанную дорогу. Но тут молодого гримера забрали в армию. Отслу­жив 4 года, он приехал в Рязань и поселился в доме купца Алексеева. Там же в 1895 году Факторович открыл свой первый космети­ческий магазин.


AAOPOKKbvd4.jpg


На этой старинной фотографии запе­чатлена та самая парикмахерская, в кото­рой начался крупнейший рязанский стартап позапрошлого века. Собственно сам мага­зин был побочным бизнесом - там прода­вали косметику, которую изобретал и делал хозяин!


В краеведческом отделе библиотеки им. Горького хранятся многочисленные издания того времени, а значит, в них Макс Фактор вполне мог бы давать рекламу. На пожел­тевших хрупких страницах сплошь новомод­ные «гаджеты» эпохи: велосипеды, грам­мофоны. Рекламы одной из 4 рязанских парикмахерских найти не удалось.


Впрочем, известно, что кремы и пари­ки Факторовича пользовались у рязанских модниц огромной популярностью.


Косметолог при царском дворе


Максимилиану Абрамовичу всегда уда­валось выбрать на редкость удачное место для своих магазинов. Неподалеку от этого, первого, находился театр. Данный фактор и сыграл решающую роль в жизни Макса Фактора и превратил обычного рязанско­го парикмахера в долларового миллионера и лучшего друга кинозвезд. Когда в Рязань на гастроли приехала труппа императорско­го театра, именно сюда случайно забрели актеры. Купленная косметика так им понра­вилась, что уже через несколько лет Макси­милиан Факторович стал специалистом по косметике при дворе русского царя и в им­ператорских театрах и ввел моду на косметику среди знати! Довольно быстро он получил звание поставщика двора Его Императорского Величества. Карьера стремительно набирала обороты. «Все мое время занимало индивидуальное консультирование, я показывал им, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки их лиц», - спустя много лет напишет сам Макс Фактор.


0_6b73a_ced5e5aa_L.jpg

Мак­симилиан Абрамович Факторович


Свой первый «счастливый» рязан­ский магазин он сохранил и после того, как переехал в Москву и стал придвор­ным косметологом. За короткое время Максимилиан был так популярен сре­ди знати, что сам император не разре­шал ему выезжать за границу - из опасения, что тот эмигрирует.


Американская мечта


И все же Фактор сбежал из России (помогла потрясающая интуиция) за год до революции 1905 года и еврей­ских погромов, прокатившихся по всей стране... Ему пришлось пойти на хи­трость. Чтобы выпросить у высоко це­нившего его императора разрешение выехать на лечение в Карлсбад (ны­нешние Карловы Вары), Максимили­ану Абрамовичу пришлось изобрести себе специальный грим, напоминаю­щий желтуху.


Из Европы он перебрался к брату в Америку. Там сменил имя на более лег­кое для американцев и начал все сна­чала. За годы работы в России он ско­лотил приличный капитал - порядка 40 тысяч долларов. Сначала семья посе­лилась в Сент-Луисе, но потом пере­бралась в Лос-Анджелес. Свой новый магазин Фактор открыл неподалеку от другого стартапа того времени - Гол­ливуда и опять не прогадал!


Чарли Чаплин, Бастер Китон, все голливудские дивы стали его клиен­тами. Именно Макс Фактор в 1920-м году ввел в широкий обиход термин «мейк-ап» - нарисовать, сделать лицо. А самое главное - изобрел абсолютно новый киногрим, за который и получил «Оскар»! До него пудру разбавляли во­дой и наносили на лицо как сырую шту­катурку. Когда она подсыхала, на лице образовывалась маска, которая дава­ла трещины. Для театра вполне подхо­дило, а вот в кино выглядело ужасно!


USLpL7dzV1U.jpg

Макс Фактор за работой


Фактор изобрел первый в мире то­нальный крем на жирной основе, кото­рый было не видно на коже. Его глав­ный принцип звучал так: «Грим нельзя считать удачным, если он заметен. Он хорош, только если посторонний не может догадаться, что вы загрими­рованы». С именем его и его сыновей, продолживших семейное дело, связано многое из того, без чего не мыслит жизни любая женщина: водостойкая тушь, блеск для губ, кисточка для нане­сения пудры и губной помады, расче­ска для бровей, тюбик с кисточкой для туши, устойчивая помада, стойкий лак для ногтей, жидкий тональный крем и многое другое.


В поисках идеала


Голливудские звезды мигом оце­нили косметику Макса Фактора: новый макияж давал полную свободу мими­ки в кадре. А вскоре он совершил на­стоящий прорыв. Все дело в том, что тогда косметика считалась крайне не­приличной: ее использовали только ак­трисы и женщины легкого поведения.


Однако благодаря Максу Фактору и Голливуду мода на косметику начала проникать во все слои населения. Мак­симилиан считал, что каждая женщина должна стать красавицей, и придумал, в общем-то, все культовые образы кинодив золотой эры Голливуда!


max21.jpg

Устройство, помогающее корректировать нанесение грима

Например, губная помада вошла в моду только благодаря Фактору. Имен­но он придумал губки в форме сер­дечка а-ля «лук Купидона». Образ, созданный для актрисы Клары Боу, мгновенно ушел в народ. Другая зве­зда, Грета Гарбо, потрясла всех маки­яжем глаз и ввела моду на тени и тушь от Макса Фактора. Он же придумал и ту самую «платиновую блондинку»! Впер­вые в мире он сделал такой образ для Джин Харлоу, лично покрасив ей воло­сы в этот цвет. Вскоре находка Макса Фактора завоевала весь мир практи­чески без боя.


Поиски идеала красоты, стремле­ние изучить ее природу привели его к изобретению «калибратора красо­ты». Этот чудо-аппарат измерял чер­ты лица с точностью до миллиметра, чтобы понять, насколько оно отклоня­ется от идеала. Так Фактор понял, как использовать нюансы и тени, чтобы с помощью косметики создать идеаль­ное лицо. Это же изобретение и прове­денные с его помощью исследования женских лиц привели Макса Фактора к неожиданному выводу: идеала не су­ществует. Он напишет: «Роскошными женщинами не рождаются, роскошные женщины создают себя сами». «Если вы думаете, что можете быть актером, обратитесь к мистеру Фактору - он и обезьяну сделает красивой», - пел в 1937 г. Джонни Мерсер в песне Ноогау fог Ноllуwood. За вклад в развитие ки­ноискусства в 1928 году Макс Фактор получил «Оскар».


57_big.jpg

Дом, в котором находился магазин Макса Фактора сохранился по сей день


А в далекой Рязани между тем про­катились волны еврейских погромов, совершилось несколько революций, в конце 20-х годов прошлого века всех предпринимателей поставили вне за­кона, а про человека, оказавшего ве­личайшее влияние на представле­ния мира о женской красоте, забыли. И по сей день мало что напоминает, что именно в этом скромном старинном доме на Соборной зародилась амери­канская империя и началась космети­ческая революция, изменившая облик современных женщин...

Подготовила Наталья Макагонова

«Дом. Строй» № 41 - 21.10.2015


От редакции:

В Рязани, в 2011 году стартовал проект «Историческая остановка – исторический плакат»». Его организовали при содействии ИА «Малая Родина», фонда «Хранитель» и других партнеров. 


Основная цель акции - историческое просвещение детей и всех горожан. Проект направлен на защиту от забвения славных событий и фактов из истории русского народа. Его суть - создание оригинальных, содержательных, красочных плакатов, на каждом из которых развернута или целая битва: описан ход сражения, есть картины боя, имена полководцев, карты, портреты, даты, иллюстрации, или интересные исторические факты. Один из плакатов, вызвавших интерес у членов жюри, был посвящен карьере Макса Фактора.


Вот его макет:


РГУ_Димитрова_Макс-Фактор.jpg




Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 74