Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всём. И это в полной мере относится к художнику, музыканту и поэту Владимиру Баркову. Три в одном — и везде ярко, самобытно, грандиозно. Словно могучий богатырь стоит на защите родных рубежей — России-матушки.
Владимиру Баркову повезло родиться в очень талантливой семье, а появился мальчик на свет Божий в 1966 году в Москве. Род Барковых уже насчитывает более 400 лет. Одним из его предков является знаменитый Иван Семёнович Барков, про которого Александр Пушкин писал: «Не смею вам стихи Баркова благопристойно перечесть и даже имени такого не смею громко произнесть». Но, кроме того, что Иван Семёнович писал фривольные стишки, он занимался серьёзной работой с Михайло Ломоносовым.
Мама Владимира — знаменитая арфискта Галина Владимировна Баркова, ученица гордости Московской консерватории — Ксении Александровны Эрдели.
Дед, Владимир Сергеевич Барков — известный художник. Учился в художественном училище (1922-1926) у Ф. И. Рерберга и в мастерской Б. А. Фаворского (1927-1929) . До 1940 года иллюстрировал журналы, рисовал карикатуры и плакаты, затем работал как театральный художник. С 1945 года — главный художник-технолог экспериментальной сценической лаборатории МХАТ. Работал художником в ТАСС, рисовал передовицы. Со Сталиным общался по прямому номеру телефона, даже советовался с вождём, что именно рисовать. Во время войны занимался фронтовыми театрами.
Бабушка Валентина Васильевна Баркова , урождённая Будильникова, училась у Станиславского и у… прабабушки — мамы дедушки. Была одним из лучших педагогов по вокалу. Дядя, родной брат дедушки, был химиком. Как шутит Владимир, хорошо, что дядя-химик жил отдельно, а то я мог бы ещё и химиком стать.
С самого детства бабушка, дедушка и мама спорили: кем же должен стать маленький Володя? Бабушка считала, что Володя должен быть артистом, дедушка спорил: «Какой артист — он прирождённый художник!», мама же отвечала : «Ничего вы не понимаете — это музыкант, композитор».
В результате, чтобы не спорить и не ругаться, решили развивать ребёнка по всем направлениям. В итоге — детская музыкальная школа № 1 имени Сергея Прокофьева с 5 лет по классу фортепиано, композиция и, естественно, арфа. Далее — Театральная студия при Малом театре, окончив которую можно было поступать без экзаменов в Щукинское училище. Первая роль Володи — вожак из «Оптимистической трагедии». А самое первое знакомство с Большим театром состоялось в двухлетнем возрасте, когда мама замещала Веру Георгиевну Дулову в оркестре. В тот раз давали утренний спектакль «Сказка о царе Салтане». Маленький Володя был жутко возмущён, что когда Гвидон натянул лук, то стрела упала рядом с его ногой. Вовка вскочил, выбежал в зал, громко, как только мог, заявив, что это неправда! Чем очень повеселил зал.
Юный Владимир обошёл все художественные вузы Москвы. Дед — художник, и у него все друзья — художники. Какие имена, какие мастера! Так что Володя, как принято сейчас говорить, занимался индивидуально — у деда да у частных преподавателей. Официально не учился ни в одном художественном вузе. У него были шикарные условия, которым позавидовал бы любой начинающий художник: куда Володе надо было, туда он и шёл: то в Суриковское училище, то в Строгановскую академию . Друзья-художники везде.
Эх, душа моя не ровная,
А рваная…
И дышу неровно,
А прерывисто…
Как люблю тебя,
О, боль моя желанная!
Потому что вот такой вот я, Россиистый
Владимир Барков
Но молодость не просто бурлит, а фонтанирует! Как кратко охарактеризовал тот период сам Владимир: «Девчонки, пиво, рок-н-ролл». Загримировались под знаменитую американскую группу Kiss, играющую в жанрах глэм-рок и хард-рок, и выступили в школе на дискотеке. Шума было много — и в прямом, и в переносном смысле. Пришлось даже «познакомиться» с сотрудниками КГБ. Только вмешательство знаменитых родственников позволило молодым повесам, как говорят, выйти сухими из воды. И всё равно рок перевесил академическую музыку.
«Рок переводится как судьба, как скала, как ритм. И если объединить все эти три понятия, то можно приблизительно понять, что такое рок-музыка», — отмечает наш собеседник. Владимир Барков не понимает и не воспринимает легковесность попсы, но безумно любит музыку «Могучей кучки», Баха, Бетховена, Грига, Моцарта, Рахманинова, Балакирева, Лядова, Чайковского. Слушая Прокофьева и Рахманинова — у него крылья вырастают, душа рвётся в полёт. И у Владимира возникла непреодолимая потребность объединить симфоническую, академическую музыку и рок. Но всему своё время…
Конечно, наступило и время любви.. Молодой, вдохновлённый, открытый всему миру талантливый юноша влюбился. Свою будущую вторую половинку он встретил в 1988 году в Москве, где Вера училась в Российском медицинском университете имени Пирогова. Любовь закружила, захватила, как ураган, и двадцатидвухлетний Владимир резко меняет свою жизнь. Он, коренной москвич, переезжает на родину своей жены Веры в Рязанскую область в тихий город Шацк.
Приехав из вечно спешащей, загазованной Москвы с её многолюдней и небоскрёбами, Владимир вдруг ощутил как вся жизнь здесь, в Рязанской глубинке, наполнена волей, воздухом, светом, простором, услышал зов Русской земли. Возникло чувство, что прирос к этой красивой земле, пустил корни. Внутренним взором увидел и почувствовал битвы рязанцев с татарами. Словно кожей ощутил их героический дух. И вот тут-то соединил рок с симфонической музыкой. Получилось грандиозное произведение, слушая которое, словно воочию видишь, как поднимается русская рать на бой с ворогами. Слушая музыку Владимира Баркова, начинаешь, без преувеличения, ощущать русский дух, мощь и силу Руси, России. Эта же мощь звучит, кипит в его стихах…
ПРОБУЖДЕНИЕ
Загудела, заиграла, завопила громом ярым,
Закипела, забурлила, занялась огняным жаром,
Закрутила небо в кольца, завязала звёзды в узел,
Ярость бьющегося Солнца — ярость бьющегося сердца…
Зазвенели струны Грома, и ветра зарокотали,
Боевые барабаны сквозь века загрохотали.
Русь Великая проснулась, распрямилась, потянулась,
И планета содрогнулась от могучего дыханья, Будет — смена Мирозданья…
Встали стяги боевые, посмотрели Ярым Оком,
Небеса вдруг заревели православным, русским роком,
Златым звоном колокольным правда Росья зазвучала,
Загремело Духом Вольным — Мира новое Начало
Но Владимир Барков не только сам сочиняет потрясающую музыку, а ещё находит и раскрывает молодые таланты. Обычные деревенские ребята у него поют так, как не поют многие эстрадные певцы. Вся эта величественная музыка записывается не в какой-то крутой современной студии звукозаписи, а в… обычном деревенском сарае, в котором и установлена звукозаписывающая аппаратура и инструменты.
И если студия звукозаписи Владимира Баркова — это обычный деревенский сарай, то его дом в Шацке -одна большая творческая мастерская художника. Картины, картины и ещё раз картины… Которые манят, завораживают, порой невозможно от них отвести взгляда, они погружают зрителя в какие-то неведомые доселе миры, взывают понять непонятые до сих пор смыслы, осознать неосознанное, заглянуть за грань реальности, почувствовать дух чего-то таинственного, величественного. Пустить в душу ангела и отторгнуть дьявола.
ОТРЕШЁННОСТЬ ВДОХНОВЕНЬЯ
Чистый холст, немая нота,
Светлое бесцветие…
Сон запомнился внезапный,
Сон, где мне ответили,
Оборзели образы,
Спелись хором яростным,
Баритоном огненным,
Тенорочком жалостным,
Хороводы настроений,
Шестерёнки времени,
И зажатый уголь в пальцах,
Жжёт от пят до темени.
Владимир Барков пишет картины разных направлений: здесь и сюрреалистические темы, и добрый юмор, и волшебная сказка. Как признаётся сам художник: «Увлекаюсь философской, сказочной и мифологической тематикой в живописи и графике. Люблю интерьерную живопись». Картины художника находятся в нескольких десятках стран мира, в государственных и муниципальных галереях, частных коллекциях. Много работ нашли своё место в экспозициях и коллекциях крупнейших музеев современного искусства во Франции, в Лондоне, в Нью-Йорке, в Токио.
Одна из картин Владимира Баркова «Джокер» украшает обложку музыкального диска гитариста и автора песен американских рок-групп «Savatage» и «Trans-Siberian Orchestra» Криса Кэффри. Музыкант, начиная готовить к выходу сольный альбом «Суд Шута» («The Jester’s Court»), мечтал увидеть на обложке образ Джокера. Но предлагаемые варианты американских художников он отторгал, как не соответствующие концепции его альбома. И вот на просторах Всемирной паутины Крис Кэффри увидел «Джокера» Владимира Баркова. Это был тот идеальный образ, который музыкант искал почти два года. Потрясло, ко всему прочему, и внешнее сходство главного героя картины с Крисом. Так началась дружба американского музыканта Криса Кэффри и русского художника Владимира Баркова.
Говорят, в споре рождается истина. И в том далёком споре мамы, бабушки и дедушки, кем стать их ребёнку, победил… Володя. Потому что стал и художником, и музыкантом, и поэтом. Как говорит Владимир Барков: «Я счастлив, что у меня есть творчество. И благодарен своим родителям за то, что знаю, как работает театр, как пишется музыка и картины. Я всё это видел, воспринял, впитал. И сейчас стараюсь отдавать. Я не художник — я учусь быть художником. Я учусь быть музыкантом. Я учусь быть поэтом . Я учусь быть человеком. А это очень долгий и серьёзный процесс».
Но Владимир Барков стал не только творческим человеком, но самое главное -гражданином, государственником, патриотом своей Родины — России. Всем известны строки Некрасова:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин ?
Отечества достойный сын.
Владимир Барков, без сомнения, — Отечества достойный сын. И свой мощный талант он кладёт на алтарь России. Воспевает в своих картинах, музыке и стихах русь, могущество нашей великой страны.
Мне жалко тех, кто нас не знает,
Желает вечно смерти нам.
Мне жалко тех, кто нас не понимает,
И хочет наше всё — прибрать к своим рукам.
Да, широка страна моя родная,
И много в ней лесов, полей и рек.
Мы расширялись — защищаясь,
Не оккупант, но воин и защитник,
Наш — Богоносный Русский человек.
Орать не будем, просто скажем тихо,
Остановитесь черти, доле вам — порог.
Остановитесь, не будите лихо,
Ведь сами знаете, с кем в этом мире — Бог…
Лариса Комракова
Фото из архива Владимира Баркова
МЫ И ОНИ
У нас много земли
Они хотят нашу землю.
У нас красивые жёны.
Они хотят наших женщин.
Когда у нас день,
У них правит ночь.
Мы приглашаем за стол,
А они гонят прочь.
И всё было бы терпимо,
И вроде, так создан мир.
Но люди забыли, кто Бог, кто кумир…
Эстетику беса
У них ценят по весу.
И от смерти микстура
Для них — наша культура
И мы готовы делиться,
И мы готовы им дать…
Но они хотят просто всё нагло отнять.
И так было всегда.
Так записано в Ведах.
Сотни сотен веков.
Наша память от дедов.
Приходили когда-то…
В Книге Книг — есть две строчки,
В звёздных латах солдаты,
Чтоб расставить все точки
Но побили титанов
Не огнём и не кровью,
Наши жёны их взяли
Земною любовью.
Кто же наши враги?
И оттуда явились?
За какие грехи
Против нас ополчились ?
Ведь одна голова,
Две руки, две ноги…
Эй, народ! Кто сказал,
Что они все враги?
Вот такая вот тема,
Вековая дилемма.
Вроде жадные гады,
И всё даром им надо.
Но … одна голова,
Две руки, две ноги…
И доказано временем
Это — враги.
Те, кто хочет в рабов
Превратить наш народ.
Те, кто хочет убить,
Уничтожить наш Род.
Те, кто планы захвата
Лелеет годами.
Тех уродов всегда называют — врагами
Как же нам сказать им — да,
Когда снова их — орда….
Пора веники вязать,
Сор из дома выметать…
СОН
Всё вертится, всё кружится,
Кривляется, куражится.
Всё бесится, всё мечется,
Всё диким, страшным кажется.
И я кручусь, как бешеный,
Как коброю — укушенный,
Весь сумасшедший, смешанный,
Здоровый и простуженный
В глазах мелькают образы,
То дивные, то дикие.
Весь мир такой несобранный,
Всё с воплями и криками.
Здесь пьют, а там насилуют,
Тут ворожат, там крестятся.
Казнят Пытают Милуют
И просто с жиру бесятся.
Мелькает, стонет, тянется,
В глазах закрытых прячется…
Но … просыпаюсь, кажется…
А жизнь опять дурачится…
В одном из интервью Крис Кэффри восторженно говорит о Владимире: «Этот человек — настоящий гений. Я видел большое количество его работ, и они великолепны! Я познакомился с ним и должен сказать, что он не просто великолепный художник. Это очень добрый человек, искренний приверженец искусства. Я надеюсь, мы будем работать вместе и в дальнейшем!»
«Художник живёт Богом, как Образом и Творцом Образа, — делится своими мыслями Владимир. — Образом художник живёт, дышит, постигает и любит. Всё остальное — вторично. Если этого нет, то это не художник. Просто рисующий человек. Рисователь. Рисуночник. Рисовала. А само искусство просто жизненно важная необходимость, как вода или воздух, или мама, или Бог, в конце концов. Искусство не модно — искусство всегда актуально».
Наверное, каждый человек, особенно человек творческий, рано или поздно задаётся вопросом: «В чём смысл жизни?» И надо отметить — что не каждый взрослый может ответить на этот вопрос. Однажды, разговаривая с одним из главных художников Большого театра Михаилом Ивановичем Петровским, дед этот вопрос задал пятилетнему Володе, который полез под стол за своим любимым оранжевым бегемотом на колёсиках. И мальчишка без промедления ответил: «В том, чтоб победить смерть». Потрясённые взрослые даже замолчали. Оторопевший дедушка поинтересовался: «А как ты собираешься это сделать?» Володя спокойно, словно всю свою детскую жизнь думал над этим, ответил: «Очень просто: научиться лечить все болезни, прекратить воевать и слушаться старших».
В детстве всё кажется так просто… Уже будучи взрослым, Владимир размышляет в своих стихах о том, как
сложна, противоречива и многогранна жизнь…
Как трудно сделать первый ход,
В бою за жизнь — с собою драться,
Всё повернуть наоборот,
И только встретив — вдруг… расстаться,
Как тяжко видеть и молчать,
Когда не можешь не вмешаться,
Ни уберечь и не разнять…
А молча мудрым оставаться.
Как тяжело исход предвидеть,
И знать — как всё произойдёт,
Кого любил — возненавидеть,
И всё равно — идти вперёд,
В глаза всю правду говорить,
И во спасенье — не солгать,
И как с врагом — с собою жить,
И всё про всех всё время знать,
Как трудно сделать первый ход,
Счастливым быть, о смерти зная,
Идти вперёд, всегда идти вперёд,
Понять людей, когда они не понимают,
Простить, страдания познав,
Любить — не знающих прощенья,
И — верить, сердцем осознав,
Всю бесконечность Божьего Творенья.
РОСЬ-РЕКА
Ох, ты ж реченька, ох ты ж вольная,
Ах, ты ж Рось-река, да раздольная!
Всё бежишь-течёшь, не кончаешься,
Да на гуслей звон, отзываешься!
Эхом, эхом, всплеском да волною,
Болью, песней, гусельной струною.
А и ночь стоит, да ночь долгая,
Всё над Росъ-рекой, всё над Волгою.
Над Окой, Невой, да над Печорою,
Тыщи лет стоит ночка чёрная.
Тучей чёрной, стаей вороною,
Ох, стояла ночь, да над Росъ-рекою.
Но не век стоять смутной ноченьке,
Ой, не век стоять и не тыщу лет.
Отжурчит слеза, взглянут оченьки,
Ярой зорюшкой запоёт рассвет!
Никому я не верю, ничего не боюсь,
Я последний из грешных, я гордыней горжусь.
Но в пустыне бездушной я остаться страшусь,
И поэтому тихо, упорно молюсь…
Не ходок я по храмам, не ходок по церквям,
И не верю я нищим, так как нищим был сам.
Я не верю законам и судов не боюсь.
Просто образу светлому тихо молюсь.
Не целую я руки, в пол башкою не бью.
Так, как я ненавижу, также я и люблю.
Никому я не верю, ничего не боюсь,
Сквозь закрытые двери — просто тихо молюсь.