23 декабря мы отмечаем 106-ю годовщину образования Дальней авиации, одной из основных составляющих нашей ядерной мощи. Носители ядерных боеприпасов были наземного, морского и авиационного базирования. Такая ядерная триада есть только у двух стран: России и США.
Самолет Ту-22 появился в 1961 г., став прорывом в военном самолетостроении. Для своего времени это был самолет открытие, обладающий рядом неоспоримых преимуществ. На форсажном режиме он мог развивать скорость 1450 км/час, что позволяло при выходе на цель, когда необходимо было держать постоянный курс и скорость полета, не быть легкой добычей вражеских средств ПВО.
Самолет по внешнему виду, аэродинамическим характеристикам, скоростным качествам был похож на истребитель, хотя имел бомбовую нагрузку девять тонн, мог нести шеститонную сверхзвуковую ракету Х-22 (как в ядерном, так и в обычном вариантах), что делало его мощным дальним бомбардировщиком. Недаром американцы присвоили ему кодовое название «Ослепительный». Летчики перед полетом надевали защитный гермошлем, что делало экипаж похожими на космонавтов. Надо ли говорить, что летать на таком самолете стремились почти все дальники!
Однако Ту-22 обладал рядом недостатков, что сказывалось на его эксплуатационных качествах. Во-первых, плохой обзор из кабины требовал филигранного мастерства летчика при посадке, во-вторых, экипаж состоял из трех человек, что осложняло пилотирование машины (не было второго летчика и второго штурмана, как на других дальних бомбардировщиках), в-третьих, конструкция аварийного покидания самолета предусматривала катапультирование вниз, а не вверх. При этом допустимая высота аварийного покидания самолета должна было быть не менее 250 метров, а это не всегда обеспечивало безопасность экипажа. Все это и ряд других конструктивных особенностей сделали Ту-22 самым аварийным военным самолетом, из 311 экземпляров, стоявших на вооружении, 64 потерпели катастрофу, из них 31 машина у дальников. Некоторые летчики просто не смогли освоить этот самолет и вынуждены были уходить на другие, менее сложные в пилотировании машины.
В Дальней авиации было пять полков Ту-22, 2 полка было в морской авиации. Однако при всех своих особенностях, самолет сыграл важную роль в развитии и совершенствовании военно-воздушных сил, был важной частью нашей ядерной триады. После развала СССР все Ту-22 были уничтожены, осталось всего несколько экземпляров в музеях и на постаментах. Один из них находится в Дягилевском музее Дальней авиации, приходите и посмотрите.
По собранному богатому опыту его эксплуатации КБ Туполева смогло создать более совершенные авиационные комплексы Ту-22М3 и Ту-160, составляющие сегодня основу Дальней авиации.
Полковник в отставке Борис Осокин,
военный летчик 1 класса, отлетавший на Ту-22 одиннадцать лет