Все хорошее – отпуск родителей, каникулы детей имеют обыкновение заканчиваться. Не успеешь и оглянуться…Взрослые знают свое самочувствие конца отпуска: беспокойство, безотчетная тревога и, как ни странно, – упадок сил. Подобное ощущают и дети в конце каникул. Это обычное явление – послеотпускной синдром. Взрослые знают как с этим справляться, а сегодня разговор о том, как ребенку-школьнику прийти к новому учебному году с правильным, работоспособным настроем.
Начиная с августа надо возвращать себя и свое чадо к мыслям о школе. Начинать, между делом, о школе вспоминать и разговаривать. Вспоминать школьные линейки, вечера и другие интересные школьные мероприятия, привлекая к этому ребенка. Вспомнить вслух и свои школьные истории. Потихонечку начать возвращаться к школьному режиму –ложиться спать и вставать вовремя. Покупку школьных принадлежностей (не только формы) надо делать обязательно совместно с учеником, сделав из этого мероприятия знаковое праздничное событие.
Родителям важно знать, какова мотивация их ребенка к пребыванию в школе.
У части детей, к сожалению, не очень большой, – это получение новых знаний. У этих детей не будет особых проблем с началом учебного года, они будут ждать уроков с нетерпением.
У другой части – это желание побыстрее встретиться с друзьями, пошалить на перемене, показать новые телефоны, айфоны и прочие технические обновки. Здесь тоже проблем особых не будет, но и проку тоже ожидать сложно. Этой группе друзей на уроках скучно, они и их будут использовать для общения по полной.
И, наконец, дети, которые ничего не ждут хорошего от нового учебного года. Это те, которым знания даются тяжело, они часто пропускают уроки по разным причинам. Друзей у них, как правило, нет. И в классе они не примыкают ни к одной группе. Школа для этих деток – страшное ежедневное испытание, а окончание каникул почти трагедия.
В старших классах картина изменится в строну количественной перегруппировки: увеличится часть детей, настроенных на обучение, запоминание знаний. Все чаще будет звучать магическое слово – ЕГЭ!
Что посоветовать родителям и каждой группе учащихся, чтобы новый учебный год стал полезным, интересным, радостным и желанным ? Максимально приблизить мотивацию своего ребенка к идеалу – ежедневному получению и накоплению новых знаний. Родители вместо занудных нравоучений «не будешь учиться – станешь дворником!» должны находить слова, раскрывающие прекрасный процесс познания нового, накопления достояния, которое навсегда останется с человеком и будет служить ему во все время его жизни. Желание хорошо учиться должно стать привлекательной модой и хорошим тоном.
Родителям детей с трудностями усвоения знаний по отдельным или всем предметам и плохо адаптированных в классе, потребуется наиболее тесный контакт с классным руководителем и, возможно, советы психолога школы, как подготовиться к школе, помочь ребёнку чувствовать себя комфортно в классе и проживать замечательное школьное время без стрессов и негативных переживаний.
Верующие родители непременно причастят своих детей и причастятся сами перед новым учебным годом, получат благословление в церкви.
В школе всегда стараются не нагружать учеников по полной программе в первую неделю, давая возможность безболезненно адаптироваться к процессу обучения.
Школьный успех каждого ребёнка – это взаимные непрерывные усилия родителей и персонала школы, их постоянный, тесный, добрый контакт без претензий друг к другу (как частенько это происходит!), а взаимопонимание и взаимопомощь.
Желаю учителям творческих успехов в новом учебном году. Родителям – непременной любви к своему ребенку, невзирая на его возможные неудачи! Помним – не сравнивать с успехами других, не завидовать чужим успехам! Детям всех школьных возрастов – успешного усвоения сложного программного материала, замечательных друзей, интересных школьных дел! Всем – Божьей помощи и здоровья!
Нина Погонина
Совет психолога: как научиться слушать и слышать своих детей