Top.Mail.Ru

Музейный аккорд Виталия Попова

Новое здание историко-архитектурного музея-заповедника Рязанского кремля активно принимает посетителей. Журналист  встретился с директором музея-заповедника Виталием Поповым и поговорил с ним о жизни, судьбе, музыке и, конечно, о музее. 

– Виталий Юрьевич, в августе 2022 года вы стали директором Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Расскажите, пожалуйста, о своей работе.
– Да, в августе 2022 года был конкурс концепций развития музея и по его итогам мне предложили место руководителя Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Музейная деятельность мне была интересна всегда. Ведь музеи составляют «культурный каркас» региона.

В предложенном нами проекте стратегии развития региона в сфере культуры прописано, что каждое муниципальное образование в составе сети учреждений культуры должно обязательно иметь музей или музейный центр. Как говорится, запусти одного музейщика на территорию и будет организована работа и по сбору будущих музейных предметов, и информации об интересных людях и событиях села, города, района. Даже в самом малом муниципальном музее каждодневно проводится огромная работа: исследовательская, хранительская, просветительская.

Ну а федеральный музей – это особое учреждение. И возраст музея, и его коллекция ко многому обязывают. Музею почти 140 лет и понятно, что здесь уже сложились свои традиции.

Очень интересная, по-настоящему творческая работа. Наша коллекция – неисчерпаемый ресурс для проведения исследовательской, научной работы. Вот уже и при моём руководстве было несколько удивительных находок. И быть в какой-то мере причастным к этому – большая радость

– Недавно в распоряжение музея передали просто огромное здание ЦНТИ. Что именно в нём будет располагаться?
– Да, это будет наш археологический центр, который мы назвали, чтобы не менять привычную для рязанцев аббревиатуру – Центр науки, традиций и искусства.

У нас три действующие археологические экспедиции: Переславль-Рязанская, Старорязанская и Вожская. В коллекции более 130 000 музейных предметов археологии, часть из которых не исследована, потому что преимущественно это небольшие фрагменты керамики, дерева, ткани, иногда требующие многолетней исследовательской работы. Продолжаются раскопки, находятся очень интересные предметы. Но для того чтобы с этим работать необходимо и увеличение штата, и наличие помещения. В центре появятся археологическая лаборатория и реставрационная мастерская.

При наличии здания появляется возможность создания сообществ археологов, потому что мы должны растить юных и желательно в дальнейшем – профессиональных археологов. Конечно, здесь будет возможность проведения выставок. Планируем сотрудничать с археологическими музеями страны, чтобы они у нас выставлялись. Ещё это здание и система хранения, и большой многофункциональный актовый зал, в котором будут проходить научные конференции, демонстрироваться тематические фильмы.

Мы хотим, чтобы в этом здании нашло своё место и искусство XX века. И уже наполняем фонды в этой части, и тут нет никаких противоречий, потому что XX век – это ещё и расцвет археологической науки. Так что ЦНТИ у нас будет активно работать и развиваться.

– Как известно, всё начинается с детства… А где прошли ваши детские годы?
– Родился я в районном посёлке Старожилово, чему очень рад и чем горжусь. Это замечательные рязанские места: луга, леса, деревушки и сам посёлок с уникальными памятниками архитектуры. Один Старожиловский конезавод чего стоит! Но это потом я понял всю историческую ценность этого места, а тогда для меня – это детство, это очень красивая природа, это моя бабушка, мои родители, мои братья.

– Вы – по профессии и призванию – музыкант, пианист. Когда началось ваше становление как музыканта?
– Моё увлечение музыкой от мамы. Она родом из небольшой деревни. Самоучка. Когда-то, в детстве научилась играть на гармони. И вот эта её искренняя любовь к музыке покорила и меня. Когда я попросил купить пианино, она согласилась, потому что сама всегда мечтала учиться профессионально. Вот только последнее время, в силу возраста, не играет. Но музыку любит и слушает по-прежнему.

Я с детства любил слушать радио. Тогда радио было в каждом доме, в каждой квартире. И когда звучали классические произведения – инструментальные, симфонические, оперные, всегда слушал с очень большим интересом. Однажды мама узнала, что в посёлок из Рязани приезжает один из педагогов – скрипач Павел Всеволодович Пекарь. Он преподавал, в том числе и фортепиано. И она мне предложила: «Виталик, ну тебе хочется, может быть, тогда попробуем». Именно он научил меня самым первым музыкальным азам. Я помню, как это было интересно, необычно, просто завораживало. И какая была искренняя и большая радость от того, что что-то получается!

Профессионально учиться музыке я стал довольно поздно, потому что в посёлке Окский Рязанского района, где я жил, не было музыкальной школы. Мне было почти 13 лет, когда преподаватели Искровской музыкальной школы приехали открывать филиал в Доме культуры в Окском. И я уговорил маму пойти и записать меня в школу, несмотря на то, что был уже взрослый. Меня не хотели сначала брать, говорили, что много лет и кисть, пальцы недостаточно пластичны. В результате мы всё-таки упросили комиссию, и меня взяли. Отучился я 4 года в музыкальной школе, окончил семилетку и поступил в музыкальное училище.

– Но ведь мало просто поступить в музыкальную школу или училище, ведь многое, если не всё, зависит от учителей. Вам повезло с преподавателями на вашем музыкальном пути?
– Да, мне повезло с замечательными, талантливыми педагогами, которым я очень благодарен. В Искровской музыкальной школе преподавала блистательный педагог Татьяна Геннадьевна Попова, которая влюбила меня в фортепианную музыку.

Элеонора Евгеньевна Огарёва – преподаватель Рязанского музыкального колледжа им. братьев Пироговых – легендарный педагог – человек, который «состоит» из музыки. Выпускница Новосибирской консерватории, специалист с большой буквы, воспитавший целую плеяду лауреатов престижных международных и всероссийских конкурсов. Она окончила Новосибирскую консерваторию и, конечно, очень многому меня научила. Я и сегодня считаю себя «огаревцем». Именно Элеонора Евгеньевна поверила в меня и не делала акцент на моих «корявых» руках, для неё была и остаётся одна оценочная категория: «слышит – не слышит». Она сказала, что я «слышащий мальчик». И для неё это было очень важно, что человек слышит – значит, потом за инструментом он все препятствия сможет преодолеть, благодаря своему музыкальному слуху. И она оказалась права.

Потом поступил и окончил Астраханскую консерваторию и Астраханскую аспирантуру. И там мне повезло учиться у потрясающего педагога, профессора Галины Николаевны Бескровной, которой я тоже очень благодарен. Я исполнил весь репертуар, о котором мечтал: это и «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, «Испанская рапсодия» и Мефисто-вальс Листа, Третья соната Шопена, Первая соната Брамса и многое другое – в общем, огромный репертуар. После аспирантуры я уже вышел дипломированным концертным исполнителем, и у меня появилась возможность гастролировать по миру.

– А по каким именно странам вы гастролировали?
– Каждая страна, где нужно выходить на концертную программу – это и особая ответственность, и большая радость. В 2011 году выступал в США. Играл в зале у Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Вначале с американским пианистом у нас было по отделению, а потом играли вместе. Незабываемо там звучала кубинская музыка. Очень яркая. И американские кубинцы, которые находились среди зрителей, были в абсолютном, неописуемом восторге. На «бис» мы исполняли фортепианную классику. Я играл Шестую рапсодию и Мефисто-вальс Листа.

В Аргентине в Буэнос-Айресе играл для потомков русских эмигрантов той волны, которая случилась после революции 1917 года. Конечно, русский язык они сохраняют и для них имена русских композиторов Мусорского, Рахманинова – не что-то там далёкое, а своё, близкое. Они их слушают и знают. Это было очень интересно. Очень высокая культура и особо тёплое отношение к России. Выступал и в студенческом городке в Сан-Луисе – это отдельная история. Огромный зал, полный студентов из разных стран, прямой эфир на телевидении, долгая автограф-сессия…

Интересный тур был по городам Германии: Бремен, Мюнхен, Мюнстер. Наш продюсер придумал замечательный ход, когда мы играли, на экране показывали анимационный фильм: «Балет невылупившихся птенцов», «Бабу-ягу» и т.д. Эта программа пользовалась огромной популярностью. Вспоминается и смешной случай, правда, когда всё происходило – было не до смеха совсем. Должен состояться концерт в Мюнхене. Я приехал, а чемодан – нет. Мы стали судорожно искать подходящий костюм. Немцы нашли какую-то розовую рубаху и большущий чёрный пиджак. Я во всё это вырядился. И вдруг буквально за 5-10 минут до концерта, прямо к дому привезли чемодан с вещами. Радостно и спешно пришлось переодеваться.

Были концерты в Северной и Южной Америке, в Европе. Активно я гастролировал с 2005 по 2011 г. Потом тоже были концерты, но уже разовые. Гастрольная жизнь – яркая, интересная и необычная. Была в моей жизни и насыщенная педагогическая деятельность – работал преподавателем музыкального колледжа.

– А как вы перешли вот от такой творческой, яркой работы в административную, казённую? Не скучаете по творческой жизни?
– Работая в музыкальном колледже, я дошёл до должности заместителя директора по воспитательной работе. Это тоже была деятельность административная, организационная. Поэтому у меня не получилось так, что вот здесь оборвал, а там что-то началось.

Когда мне предложили должность в управлении культуры и искусства города Рязань, то, да, пришлось сделать более жёсткий шаг. Я согласился, но оставил в своём классе двоих ребят и не жалею нисколько. Замечательные музыканты. Первый – незрячий пианист Антон Белоусов. Он потом окончил консерваторию и аспирантуру. Второй мой ученик – Иван Мальгин, поступил в высшие музыкальные учебные заведения и в Германии, и в России.

И вот они не дали мне эту мою музыкальную историю сразу оборвать. Ну а затем было приглашение в министерство, тогда ещё Комитет по культуре и туризму Рязанской области на должность руководителя отдела. Тут возник интерес к решению масштабных задач, реализации значимых региональных проектов. Я познакомился с замечательными людьми из самых разных сфер деятельности. Всегда говорю о том, что сама сфера культуры очень многообразна – это практически «разные страны» – библиотеки, музеи, филармония, театры, учебные заведения.

И возможно, кому-то покажется странным, но переход из министерства в музей – для меня переход от административной работы к творческой. Потому что здесь создание экспозиций и выставок, работа с аудиторией, абонементы, новые форумы, экскурсии, взаимодействие с другими музеями – всё это непосредственно связано с творчеством.

– Вы были министром культуры Рязанской области, какое бы вы отметили достижение, которого удалось добиться при вашем руководстве?
– Я бы начал с команды, и не потому, что я такой скромный, а потому, что самое главное – чтобы заработала команда. В одиночку ничего сделать нельзя. Считаю, что команда сложилась. Я благодарен и предыдущим руководителям, потому что большая часть сотрудников перешла от них.

Появилось постоянное финансирование зональных методических объединений в детских школах искусств. Это очень важно. Потому что это постоянная работа: методическая, организационная, обучение и так далее. В конце моей деятельности на посту министра появилась строка в бюджете для финансирования музеев. И сегодня идёт серьёзная работа по поддержке музейной деятельности на региональном и муниципальном уровнях. Мы в 2020 году вошли в десятку лучших регионов страны в работе по Национальному проекту «Культура».

У нас появились модельные библиотеки. Это гигантский скачок вперёд. Наши театры становились номинантами и победителями «Золотой маски». Именно в это время рождались значимые театральные проекты, фестивали: и в Театре Драмы, и в ТЮЗе, и в театре кукол. Театр юного зрителя, театр драмы получили средства на реставрацию. Ну и настоящим событием стал форум древних городов, особенно первый и второй, которые проводились ещё до ковида.

Не могу не сказать о первом фортепианном конкурсе русской музыки, который состоялся в Рязани с внушительным призовым фондом и выдающимся составом участников. Лауреаты подтвердили потом свои победы на ведущих концертных площадках. Этот конкурс стал знаковым и для победителей, и для Рязани, потому что она себя показала в фортепианном мире очень достойно. При поддержке федерального центра построили рязанский кластер «Окская жемчужина». Появился Туристско-информационной центр на улице Почтовой. Он был первым на тот момент, а потом появились ТИЦ и в муниципалитетах. О туризме заговорили. Я очень благодарен своим коллегам и вижу, что сегодня эта работа продолжается.

– Расскажите о своей семье.
– Начну с того, что я уже дважды дед: внуку 3 года и в этом году родилась внучка. С супругой мы познакомились в музыкальном колледже. Она музыкант, пианистка. Я очень горжусь тем, что она яркий, замечательный концертмейстер, лауреат международных и всероссийских конкурсов. Преподаватель. Две дочери. Старшая дважды мамочка, а младшая ещё школьница. Ну и, конечно, родители и брат.

– А дочки не пошли по музыкальным стопам мамы и папы?
– Старшая окончила музыкальную школу, но по этому пути не пошла. Младшая занимается художественной гимнастикой. Мастер спорта. Несмотря на то, что она выбрала профессиональный спорт, музыка с ней рядом всегда.

– Вы, наверное, активно сотрудничаете с родным для вас Министерством культуры?

– Конечно. В Министерстве культуры Рязанской области продолжается работа по поддержке музеев и региональных, и муниципальных. Средства выделяются и на оборудование, и на проведение ремонтов. И очень важно, чтобы мы совместно с министерством обсуждаем, как улучшить нашу экспозицию и систему фонда хранения. Мы предлагаем свои варианты по увеличению посещаемости, интереса к музеям, их технологическому развитию. Проектный региональный музейный офис при министерстве, которым мне доверили руководить, принимает активное участие в этой работе.

Лариса КОМРАКОВА

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Малая Родина