Европа…Как многим, живущим в России, раньше казалось, что там где-то в этой сказочной Европе – мир, благополучие и благоухание… Но реальность оказалась совсем иной… Сегодня поговорим о некоторых европейских странах, «демократических», как они сами себя называют.
Распространённое представление о Европе часто сводится к схеме: с одной стороны, Европа как символ материального благополучия и якобы высоких стандартов жизни; с другой – Европа, ассоциирующаяся с распространением нетрадиционных ценностей и отходом от традиционных семейных устоев. Это разделение, хотя и условное, отражает сложную европейскую реальность.
Возникает ключевой вопрос: что мы подразумеваем под «Европой»? Включает ли это понятие Гренландию, являющуюся частью Дании, и если да, то как соотносится высокий уровень жизни в метрополии с реальностью жизни в этой, по сути, колонии? А что насчёт стран Восточной Европы, таких как Румыния или отдельные регионы Греции, которые часто воспринимаются как менее развитые по сравнению с Западной Европой? Включаем ли мы их в образ «процветающей Европы»? И если нет, то где проходит граница между «истинной» Европой и её «периферией»?
Ответом на эти вопросы является, по всей видимости, наследие колониальной системы, глубоко укоренившееся в европейской истории и продолжающее влиять на геополитические, экономические и социальные процессы в современном мире. Даже сейчас, в 2025 году, казалось бы, в «цивилизованной» Европе существуют колонии. Например, Гренландия, несмотря на формальную принадлежность к Дании, до сих пор остаётся колонией. Её экономическая и политическая зависимость от Дании не может быть просто списана на различия в уровне развития. Это глубокое неравенство.
Гренландия, как колония Дании, сталкивается с серьёзными проблемами, такими как отсутствие доступного медицинского обслуживания, низкое качество образования, плохие дороги и недостаток инфраструктуры, алкоголизм, психические расстройства, домашнее насилие. Главная причина бедности в Гренландии кроется в чрезмерной зависимости от одной отрасли – рыболовства, на которую приходится 90 % экспорта страны. Это означает, что любое падение цен на рыбу могут нанести крайне серьёзный удар по всей экономике острова.
Дания воспринимает Гренландию скорее как стратегический форпост, который важен с точки зрения геополитики, доступа к Арктическим ресурсам и других экономических интересов. Условия жизни жителей Гренландии, как мы полагаем, Данию вообще не волнует.
Метрополия предлагает своей колонии «демократический» выбор: вот вам просто вонючее «повидло» или вонючее «повидло» на палочке. А вот сладости жизни во всех их проявлениях категорически противопоказаны жителям колонии.
И это не исключительное отношение только Дании к Гренландии. Ещё одна европейская страна Бельгия «прославилась», без преувеличения, людоедским отношением к жителям своей колонии.
Что же произошло? В конце XIX века бельгийский король Леопольд II, завладел страной, превышающей по размеру Европу – Свободным государством Конго, превратив его в колонию.

В 1890-х годах, когда спрос на каучук резко возрос, Леопольд начал использовать принудительный труд местного населения для сбора и переработки этого ценного ресурса. Люди, не выполнявшие установленные квоты, подвергались жестоким наказаниям – за невыполнение нормы мужчинам, женщинам и даже детям отрубали руки!

По оценкам историков, за время правления Леопольда погибли от 5 до 15 млн конголезцев. В то же время, когда в Конго детям отрезали руки, убивали их родителей, не считая местное население за людей, в Бельгии принимались законы, направленные на улучшение условий труда и социальной защиты рабочих, такие как запрет детского труда и право на создание профсоюзов. Бельгийские прогрессивные законы на колонию не распространялись, и страдания конголезцев не вызывали ни у кого никакого сочувствия.
Поэтому, когда речь заходит о неравенстве в каком-либо обществе: капиталистическом и даже социалистическом – надо понимать, что корни европейского неравенства уходят глубоко в колониальную политику. И очень ошибочно думать, что нас это не касается. Ещё как касается!
Ужас в том, что даже сейчас в современном европейском обществе отсутствует осознание и осуждение колониальной политики. Бельгийцы до сих пор не покаялись за преступления перед жителями Конго.
Наверное, читатель может спросить: а нам-то, русским, какое дело до Бельгии и Дании? У нашей страны колоний не было, и мы своих детей воспитываем в традиционных, христианских ценностях, где к каждому человеку надо относиться по человечески, с милосердием и состраданием.
Это, конечно, так. Однако не стоит забывать о том, что в наш век глобализации и широких возможностей, когда россияне могут жить, работать и учиться в зарубежных странах, вольно или невольно в них «проникает», как вирус, это колониальное мышление. Особенно это заметно, когда детей отправляют учиться за границу. Родители должны понимать и осознавать, какие именно идеалы и ценности будут там навязываться.
Система образования в «цивилизованных» европейских странах транслирует колониальное мышление, которое у них выработалась уже на протяжении веков. Это может привести к тому, что повзрослевшие молодые люди, вернувшись домой в Россию, будут воспринимать мир через призму колониальных стереотипов и русские традиции и принципы вызовут у них отторжение. Такой европейский взгляд учит, прежде всего, тому, что они – лучшие и главные, а все остальные – рабы, люди из колоний… А все, что делают «рабы» – не может быть лучше, чем «достижения» «цивилизованных» европейцев и американцев. И это сказывается во всем, в том числе и бизнесе. Например, акции «Тесла» стоят дороже, чем акции «Газпрома»… Получается, что значение компании «Тесла» ставится выше значения компании «Газпром».
«Газпром» – один из крупнейших производителей и поставщиков газа в мире. Если он решит перекрыть поставки, последствия будут катастрофическими. В этом случае не только замёрзнут миллионы людей в Европе, но и остановятся целые отрасли, зависимые от поставок газа. Это может привести к экономическому кризису, который затронет всю мировую экономику.

С другой стороны, «Тесла», производящая электромобили, которые, по сути, являются лишь сборкой компонентов, многие из которых поставляются другими производителями. Эта компания хотя и занимает важное место в сфере транспорта, не имеет такого глобального влияния. В случае, если «Тесла» прекратит своё существование, последствия не будут разрушительными, мир продолжит функционировать.

И тем не менее, «Тесла» котируется выше, чем «Газпрома». Это мышление якобы собственного превосходства чиновников и обычных граждан западных стран оказывает влияние на всю мировую экономику и политику. Они ведут себя как «владычицы морские», а другие страны у них просто обязаны быть «на посылках».
К сожалению, с глобализацией эта «зараза» колониального мышления проникает и в Россию. А порой её и специально внедряют в наше сознание. Как можно заметить, некоторые представители различных медиа, видимо, решили быть «на посылках» у западных стран. Выражается это в том, что даже в самых, казалось бы, патриотичных передачах на ТВ основной фокус часто сосредоточен на том, о чем про нас написали, например, The New York Times или Financial Times, а не на том, что думаем мы сами. И к сожалению, очень редко можно услышать о мнениях российских мыслителей, таких как Александр Дугин, или философов из других стран, например, сербского интеллектуала Милки Драговича. Даже такие фигуры, как венгерский премьер-министр Виктор Орбан, не получают должного внимания в контексте обсуждения их взглядов на мировые события.
И вот возникает вопрос: почему мы должны ориентироваться на то, что про нас говорят и пишут в недружественных нам странах? Разве жителей европейских стран интересует, что о них думают в России? Разве они читают российскую прессу или даже сайт Кремля? Им абсолютно все равно, кто о них что думает и пишет. У них восприятие, что они владеют миром, который для них лишь колония. И никак иначе.
Так почему мы в России ведем себя, словно мы «на посылках»? Может, стоит стряхнуть с себя этот «колониальный» налёт, пока ещё он не проник в нашу кровь, как в Европе? Мы должны быть и оставаться великой, независимой и суверенной державой. Иначе, как сказал Владимир Путин: «Существование нашей страны без суверенитета невозможно, её просто не будет».
Игнат Туров
Фото Гренландии на главной: Reuters/Lucas Jackson
Олег Шишов: сила духа и единство народа способны преодолеть любые преграды