Интервью с художником с ограниченными возможностями Александром Дудником.
У каждого своя судьба. И нет, пожалуй, в мире человека, который с этим бы не согласился. И, конечно, – своё предназначение. Вот и Саша Дудник без преувеличения – художник с рождения. Будучи малышом, ещё толком-то не научившись ходить и разговаривать, уже потянулся к листу бумаги, рисовал всем, что попадалось под руку: карандашами, ручками, красками, мелками и даже маминой помадой. Родился Саша ещё в Советском Союзе в 1973 году в Рязани. Была великая страна, и никто тогда не сомневался в её несокрушимости и могуществе. А самое главное понятие для любого советского человека было – стабильность, уверенность в завтрашнем дне.
Окончив восемь классов, естественно (куда же ещё?), поступил в Рязанское художественное училище имени Вагнера на художника-оформителя. И очень мечталось юному романтичному Саше, получив диплом в 1992 году, поехать в какой-нибудь колхоз и работать над оформлением местного клуба. Он очень живо представлял себе афиши, которые нарисует с трепетной любовью. Как это будет ярко, призывно, интересно и душевно. Но эти мечты рухнули вместе со страной.
В лихие 90-е произошёл мощный слом не только страны, но очень бурно и агрессивно стали навязываться чужие ценности, и прежде всего во главу всего и вся встали деньги: как купить подешевле и продать подороже. Страна из могучей ядерной державы превратилась вдруг в страну торгово-челночную, упавшую на колени. Это было тяжёлое время для всех. А для творческих людей, совсем не практичных, тем более.
В то время Саша сменил много работ: где-то нравилось, но там задерживали зарплату, а порой и не платили; где хоть и платили копейки, но не складывалось. Но рисовать никогда не бросал. Даже ночью, когда спал, карандаш и чистый лист бумаги всегда лежали рядом на тумбочке, чтоб, если что вдруг приснится, вскочить и зарисовать, пока воздушный образ не улетел вместе с таинственным сном.
Несмотря на неурядицы с работой, Александр женился и у них родился сын. Вроде как жизнь стала потихоньку налаживаться. Да и бурные девяностые уже остались в прошлом. Страна начала возрождаться.
Но в 2004 году случилась трагедия. Жизнь разделилась на «до» и «после». Саша переходил дорогу и вдруг в один миг на него обрушился мрак со страшным визгом колёс автомобиля водителя-лихача. Как позже скажут врачи, у Саши было множество травм несовместимых с жизнью. Две недели находился в тяжелейшей коме. Казалось, чёрная беда крепко схватила Сашу своими липкими грязными лапами и не хочет его выпускать на свет белый. Но молитвы матери сильны своей верой и любовью. Отмолила сына. Однако выйдя из комы, Саша не помнил абсолютно ничего. Да к тому же – половина тела была парализована. Жена, не поверив в благополучный исход, ушла.
Как это жутко – открыть глаза и не помнить, кто ты! И прошлое твоё как чистый лист бумаги, на котором Саша так любил изображать природу, людей, настоящее или будущее, в общем, всё то, что помещается в одно ёмкое слово – жизнь. Он, молодой парень, которому всего-то 31 год, лежал обездвиженный, с серьёзными травами головного мозга и не помнил ничего. Кто-то скажет и даже вполне обоснованно – что это почти конец. Зачем нужна такая жизнь? Возможно, кто-то опустит руки. Часто так и бывает.
Но мама врачам твёрдо заявила: «Мне сын нужен любой, главное – чтобы живой». Как странно устроен человек – сколько таится в нём неизведанных возможностей и сил! Особенно то, что касается матерей, которые готовы ради своих детей забыть себя. Так вот и с сашиной мамой случилось нежданное чудо – ухаживая за больным и, как многим казалось, безнадёжным сыном, у неё самой прошли хронические головные боли, которые преследовали её ещё с детства.
А Сашу ужасала зияющая пустота, которая образовалась в его воспоминаниях. И вдруг первое воспоминание, как вспышка: он же умеет рисовать!!! Ему принесли холст и масло. И он стал рисовать! Так забрезжила еле теплившаяся надежда – надежда на восстановление. Теперь самая дорогая для мамы его картина – эта та, первая, которую он нарисовал лёжа на больничной койке, и которая вдохнула в него веру и надежду на саму жизнь. Саша снова взял кисти и бумагу, и занятия творчеством стали потихоньку возвращать ему память. Прагматичные люди часто не понимают творческих, крутят пальцем у виска, мол, все они чудики. Но именно творчество и спасает человека в самых критичных и, казалось бы, безнадёжных ситуациях. Когда врач узнал, что Саша – художник, он, улыбнувшись, сказал маме: «Художники – они все со странностями, мозг у них по-другому устроен. Значит – выживет». И Саша выжил – выжил вопреки всему!
Конечно, пока лежал в больнице повидал всяких больных: и с полной парализацией, и со сломанным позвоночником, и с небольшими травмами, и когда мозг отключён вообще. И понял – никогда нельзя себя жалеть и отчаиваться – это слишком просто! На то, чтобы просто встать с кровати, ушло долгих три года. Пришлось пройти через множество сложных операций – ведь сломано было всё, что только можно было сломать. Но всегда помогала мысль, что у него есть творчество, его любимое дело! Он – художник! И какое счастье найти своё призвание! Жить им! Творить!
Через три года Александр встал! И не просто встал кровати и научился, по сути, заново ходить, думать, говорить, а зажил новой самостоятельной жизнью по мере своих возможностей. Встретил свою вторую половинку. Создали семью. Жена Наталья Михайлик – художник. Окончила художественное училище.
Александр с женой Натальей
Но объединила их не только любовь к творчеству, но, как шутит Александр, они соединились по равенству свойств. У Натальи проблемы со слухом, перенесла множество операций, слышит только со слуховым аппаратом.
Наталья Михайлик
Работы Натальи Михайлик
У Александра замечательно получается писать как реализм, так и абстракцию. Каждая новая картина – новое настроение: вчера рисовал бабочку, сегодня – цветок, завтра – портрет.
Работы Александра Дудника
Как говорит Александр, он невидимое делает видимым. Порой так хочется рисовать с утра до поздней ночи, а порой энергии хватает только на то, чтобы поднять себе настроение. Но и чтобы поднять себе настроение опять же надо рисовать. И так по кругу – такой вот круговорот творчества в судьбе. Тогда Александр берёт этюдник, краски и идёт на природу, на пленэр. Правда, иногда портит настроение мусор, которые разбрасывают так называемые отдыхающие: пластиковые стаканчики и бутылки, целлофановые пакеты и окурки. Всем известно, что чистота – залог здоровья. Александр знает это не понаслышке. И физическая чистота, и чистота помыслов – всё это возвращает и здоровье, и саму жизнь.
Когда смотришь на пейзажи Александра Дудника, кажется, что чувствуешь и лёгкий ветерок, и запах цветов, и тихий ласковый свет пробуждающегося солнца. Конечно, Александр наслаждается природой. И ему становится порой просто страшно от этих гор мусора, от отравляющих выхлопов и выбросов в атмосферу. Наш зелёный мир природы может вдруг стать чёрным. Человечество достигло потрясающих результатов в создании технологий, которые уже сейчас на грани фантастики.
И ему очень хочется в меру своих сил и возможностей приносить пользу родному городу, ведь «чем больше делаешь для других, тем больше делаешь для себя». И я поразилась, какие верные и мудрые слова! Вот если бы все люди следовали бы этому высказыванию, по сути – руководству к действию – то как бы тогда преобразилось всё вокруг!
Конечно, Александр Дудник не стал таким, каким был прежде – до аварии. Лечение и восстановление продолжаются до сих пор. Но порой сильнее всех лекарств бывает творчество, которое спасает и душу, и саму жизнь!
Лариса Комракова
Фото из архива Александра Дудника