29 Сентября 2017

Хотите отличника? Общайтесь больше!

Ребёнок учится быстрее читать, когда семья ещё до школы развивает его языковое чутьё и речевые навыки

Хотите отличника? Общайтесь больше!

Это показало исследование сотрудников Центра мониторинга качества образования Института  образования НИУ ВШЭ.

Исследователи протестировали свыше 2700 детей в начале и в конце первого года обучения. Тест показал, что чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем легче ему освоить чтение. Важный вклад в такое развитие вносит семья. Дети вовлечённых родителей с хорошим культурным багажом учатся читать быстрее. А читательская грамотность, как известно, способствует и успеху в учёбе в целом, причём не только в начальной школе.

Механизм обучения прост: для беглого и осмысленного чтения первокласснику нужно иметь большой словарный запас и фонематическую подготовку. Это подразумевает умение соотносить буквы и звуки, устанавливать связь между видимым и произносимым словом. Чем богаче речь ребёнка и чем лучше его фонематические навыки, тем легче ему научиться читать и анализировать текст, отмечают исследователи.

Эти умения во многом формируются в общении с родителями. Если мать и отец вкладывают в занятия с дошкольником много сил и времени, говорят с ним на живом и правильном языке, то в первом классе он читает лучше и демонстрирует больший прогресс  в чтении по сравнению с ровесниками.

Особенно полезно читать вместе с ребёнком и обсуждать прочитанное, подчёркивают исследователи. Эти так называемые неформальные практики более эффективны, чем формальные, когда детей, как в школе, просто учат буквам и читают с ними азбуку. Это, разумеется, тоже важно — развивать грамотность. И всё же совместное погружение родителя и ребёнка в текст — более действенная практика. Тут формируется целый комплекс умений. Дошкольник не просто учится быть грамотным, но и расширяет свой словарный запас, учится понимать текст на слух и осмыслять прочитанное.

Учёные подчёркивают: если у ребёнка скудный словарь и неразвитый фонематический слух, он будет медленнее продвигаться в чтении, даже если умел читать ещё до школы. Среди факторов, ускоряющих прогресс  в чтении, многие исследователи также называют психологические навыки: самоконтроль, умение сосредоточиться (внимательность), самостоятельность, дисциплину и умение общаться.

Достаточно неожиданным для исследователей результатом оказался тот факт, что на будущие школьные успехи детей не оказал должного влияния уровень образования матери, но при этом высокое значение имел уровень образования отца. Исследователи нашли этому объяснение: мамы в принципе более заинтересованы в образовании, как своём, так и ребёнка. Более 54% матерей, принявших участие в исследовании, имели высшее образование. Мамы, независимо от уровня образования, чаще общаются с ребёнком, заняты с ним чтением и общением, поэтому, как ни крути, уже вкладывают силы в образовательный процесс. С отцами чуть сложнее. Исследование показало, что в тех семьях, где отцы также имели высшее образование, дети легче обучались весь первый школьный год. Исследователи предположили, что у семей, в которых оба родителя окончили вуз, выше социально-экономическое положение и больше уделяется внимания образованию детей.

 

Галина Смирнова                

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 74