«Где такие зарплаты?!»
Среднемесячная начисленная заработная плата в организациях области в январе-сентябре 2017 года составила 28 457 рублей, что на 7% выше, чем за соответствующий период прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Рязаньстата. Вот только, видя такие сообщения, часто задаешься вопросом «Где и у кого такие зарплаты?»

ПОЛУЧКА В МИЛЛИОН
На фоне кризиса, быстрого роста цен и падения доходов, наблюдавшихся два последних года, рязанцы стали куда болезненнее воспринимать данные рязанской статистики, касающиеся зарплат. «Средняя температура по больнице» кажется нереально высокой. Ну, на то она и средняя величина, чтобы объединять в себе зарплаты рязанских миллионеров и тех, кто считает копейки. И за время кризиса, то есть за два последних года, разрыв между богатыми и бедными работающими рязанцами только увеличился.
По данным Росстата, ежегодно в апреле определяющего численность работников разных сфер по размерам их зарплат, из 211 тысяч работающих на постоянной основе рязанцев только лишь 26 тысяч человек получают зарплату, похожую на среднюю, — от 25 до 30 тысяч рублей в месяц. То есть, в действительности те самые среднестатистические «голубцы» едят только 12% населения Рязанской области. При этом 21,5 тысячи рязанцев получают зарплату на границе или даже ниже прожиточного минимума трудоспособного населения (до 10 600 рублей). То есть, ещё 10% жителей региона еле сводят концы с концами. В то время как каждый десятый рязанец вынужден считать рубли до получки, 17 жителей области могут ни в чём себя не ограничивать, ведь в месяц они зарабатывают более 1 миллиона рублей!
Между прочим, за время кризиса количество зарплатных миллионеров на Рязанщине только увеличилось. Так, в апреле 2015 года, по данным Росстата, лишь трое рязанцев зарабатывали в месяц по миллиону. При этом число жителей области, получающих зарплату на уровне МРОТ, за два года практически не изменилось. Вот вам и рост зарплат у населения: она, конечно же, растёт, но далеко не у всех, кто в этом реально нуждается.
Растущий разрыв между зарплатами богатых и бедных подтверждает и увеличившийся разрыв между средней и медианной зарплатой (то есть величиной, выше и ниже которой зарабатывает одинаковое количество рязанцев): два года назад, в 2015 году, средний заработок жителя Рязанской области был на уровне 25 388 рублей, медианный же — 21 101 рубль (то есть составлял только 83,1% от средней); в апреле 2017 года средняя заработная плата была уже 29 322 рубля, а медианная — 23 998 рублей (81,8% от средней). При этом модальная зарплата (та, которую получает большая часть рязанцев) в этом году составляла лишь 17 685 рублей (или 60% от красивой средней).
Уже ближе к реальности, не так ли?
ЗА ДЕНЬГАМИ - К ЗЕМЛЕ
Кризис ударил далеко не по всем сферам жизни. Есть рязанцы, зарплаты которых действительно увеличились за последние два года. И речь идёт не только о миллионерах. Так, примерно 20% работников сельского хозяйства действительно получают зарплату, сравнимую со средней, т. е. от 25 тысяч до 30 тысяч рублей, и лишь 5% рязанских аграриев зарабатывают не выше прожиточного минимума трудоспособного человека. Два года продуктового эмбарго помогли рязанскому сельскому хозяйству поправить финансовое положение и увеличить зарплаты работникам. В 2015 году аграрии в регионе зарабатывали немного: только 11% получали примерно 19-22 тысячи рублей, а почти 18% сельскохозяйственных работников зарабатывали меньше 11 тысяч рублей.
Зарплаты в обрабатывающем производстве за два года практически не изменились, застряв на уровне 25-30 тысяч рублей (но такую зарплату получали опять же не все, а лишь 14% работников в 2015 году и 15% — в 2017-м). Заметно уменьшилось лишь число тех, кто зарабатывает ниже прожиточного минимума (с 7,6 до 3,7%).
Выросли зарплаты в оптовой и розничной торговле. Раньше каждый десятый работник этой сферы мог в месяц заработать около 20 тысяч рублей, спустя два года 15% зарплат торговцев выросли до 25-30 тысяч. И также заметно уменьшилось число тех, кто зарабатывает меньше 10 тысяч.
В выигрыше от кризиса оказались и те рязанцы, кто непосредственно работает с деньгами: в финансовой сфере у 14% работников зарплаты вышли на уровень 40-50 тысяч рублей, а ниже минимума зарабатывает не больше 2%. Ещё два года назад расстановка сил была иной: почти 15% зарабатывали 25-30 тысяч, а меньше 10 тысяч рублей только 5%.
УШЛИ В ТЕНЬ
В пику торговле и финансам в сфере рязанского транспорта, наоборот, за два года увеличилось число тех, кто зарабатывает на уровне или даже ниже прожиточного минимума: в 2015 году меньше 10 тысяч рублей получали 13,5% транспортников. Но, несмотря на резкий рост цен на товары и услуги, число тех, кого устраивает официальный заработок меньше минималки, увеличилось до 17,5%.
Такие же разительные перемены произошли и в сфере гостиничного дела и общепита. С той лишь разницей, что совершенно нищенскую по сегодняшним ценам зарплату в 7,5-9 тысяч рублей здесь получают 27% (!) работников. Ещё два года назад такие заработки были только у 4% рязанцев, работающих в гостиницах и кафе. Не исключено, что на руки те же официанты и повара всё же получают больше, но, увы, только в конверте: бизнес предпочёл уйти в тень, чтобы уменьшить налоги.
Перешли на минималку и риелторы. Каждый пятый работник (20%) сферы продаж и аренды недвижимости зарабатывает сейчас не выше прожиточного минимума. Два года назад зарплату до 10 600 рублей получали только 13,5% риелторов.
А что же бюджетная сфера? Интересно, что несмотря на громкие заверения, будто средняя зарплата учителей доведена до средней зарплаты по регионам, реальность говорит об обратном: два года прошли, а воз и ныне там. Как была у каждого десятого рязанца, работающего в образовании, зарплата в 19-22 тысячи рублей, так и осталась. А зарплату, сравнимую со средней в регионе, получают всего 8% работников образования. При этом каждый четвёртый в этой сфере получает на границе или меньше прожиточного минимума. И лишь 0,4% рязанцев, занятых в образовании, зарабатывают порядка 100 тысяч рублей. Всё остальное — средняя температура по больнице, то есть по школе или по детскому саду.
Кстати, о больнице. У рязанских медиков зарплата за два года тоже особенно не увеличилась: каждый десятый медработник зарабатывает около 20 тысяч рублей, каждый пятый — 11-14 тысяч рублей, ещё 11% медиков получают заработную плату ниже 10 тысяч рублей, а 0,5% — порядка 100 тысяч в месяц. Получается, что за два кризисных года и бюджетники за счёт высокой инфляции только потеряли в доходах, а вовсе не приобрели. Несмотря на красивые средние цифры.
Галина Смирнова