21 Ноября 2017

Всё хорошо в меру

«Наши дети умнее нас» — такой вывод чаще всего делают взрослые, с умилением наблюдая, как дети или внуки с раннего возраста с лёгкостью обращаются с мобильными телефонами, планшетами и компьютерами. Так ли это? И так ли безобидны современные гаджеты в руках ребёнка?

Всё хорошо в меру

Любой навык человек луч­ше осваивает, если сначала имеет возможность пассивно наблюдать за тем, как это делается. К шести-семи го­дам ребёнок практически полностью осваивает образ жизни родителей, имеет определённые навыки само­обслуживания, умеет пользо­ваться различными бытовыми приборами (пылесосом, фе­ном и пр.), вживается в рит­мы (суточные, недельные, го­довые) общества. Поэтому всё, что находится в поле его зрения, он воспринимает как материал для усвоения. Ре­бёнок видит родителей, кото­рые живут во всём этом, и соответственно для него это является нормой жизни, чем-то безопасным и естест­венным. Так что ничего уди­вительного в быстром овладении гаджетами нет. Наши дети и внуки не умнее нас, просто они выросли в окру­жении этих вещей.

Теперь давайте разберём­ся, что происходит в голове ребёнка, когда он использует планшет (компьютер, смарт­фон). Вот он нажимает паль­цем на экран, чтобы получить тот или иной результат. Задействована ли двигательная сфера? Минимально. Ведь главное — попасть пальцем (мышкой) в нужное место эк­рана. Мышечные усилия? Мизерные. Восприятие? Ре­бёнок видит перед собой эк­ран ограниченного размера. Количество наблюдаемых элементов невелико. А их ка­чество очень сильно зависит от того, что родители закача­ли в планшет. Простран­ственные функции? Опять же минимально задействованы. В большей степени ребёнок ориентируется на картинку, а не на её пространственное расположение. Память? На начальном этапе задейство­вана значительно. Но в даль­нейшем ребёнок опирается на принцип аналогии, по­скольку все игры и развивалки строятся по повторяю­щимся принципам. Мышле­ние? Активизируются лишь простейшие логические опе­рации. Ребёнок в основном пользуется методом проб и ошибок. Фантазия? Скорее, навыки комбинирования эле­ментов.

А волевая сфера, планиро­вание и контроль? Чтобы ор­ганизовать игру в традицион­ном понимании этого слова, ребёнку необходимо прило­жить значительные усилия. Ему нужно выбрать то, с чем он будет играть, организо­вать игровое пространство, придумать игровой сюжет и т. д. А на планшете традици­онная игра в куклу реализу­ется очень быстро. Несколь­ко нажатий — и перед ребён­ком любой герой, одетый в яркие наряды, обитающий в самых фантастических усло­виях, его можно кормить, купать, укладывать спать бес­конечно. Да ещё за каждое нажатие кнопки на экране по­являются поощрительные конфетки и звёздочки, звучат похвалы и весёлая музыка. Разве сравнится такая игра с бледной окружающей дей­ствительностью? К тому же и игрушки убирать не надо.

Таким образом, плотно об­щаясь с планшетами и ана­логичной техникой, ребёнок пропускает в своём развитии целые пласты. А простое пе­репрыгивание через какой - нибудь предмет задействует у двухлетнего малыша гораз­до больше уровней головного мозга и будет намного по­лезнее, нежели развивайка в планшете. Ведь сами по себе планшет и прочие устройства не зло, они по-своему интересны и полезны. Просто всё хорошо в меру.

В последнее время клиен­тами психологов и психоте­рапевтов становятся дети, для которых контакт с план­шетом или компьютером рав­носилен дозе тяжёлого нар­котика, а последствия запре­та подобны ломке. И это по-настоящему страшно, по­тому что их ничто не радует, ничто не удивляет, ничто не вызывает желания, кроме любимого экрана. При потен­циально нормальном уровне развития эти дети не могут полноценно пользоваться возможностями своего мозга. Но самое страшное в том, что, как и у всех зависимых людей, у них стремительно разрушаются нравственные понятия. Ради возможности поиграть они готовы пойти на обман, унижение, воровство. В отличие от простуды, зави­симость не лечится — она требует пожизненного кон­троля. Помните об этом, ко­гда в очередной раз даёте своему ребёнку планшет, чтобы он вам не мешал.

 

Психологи Юлия Кривова и Ольга Кононова

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 73