29 июля 2019

Война – сестра печали

Главы из книги "Это наша с тобой биография" ч.1. Воспоминания Татьяны Николаевны Субботиной

Война – сестра печали

Я родилась в 1938 году в Рязани, и всё детство и юность прожила на Малом шоссе. У моей бабушки, Матрёны Михайловны, было пятеро сыновей. С началом войны все они, один за другим, ушли на фронт. Очень скоро на четверых из них (включая моего отца) пришли похоронки. Про пятого брата мы узнали гораздо позже, благодаря деятельности поисковых отрядов. К сожалению, доля его также оказалась трагичной.

Мой дядя прошёл всю войну, имел множество наград, чудом остался жив. Но судьба горько посмеялась над ним. Уже после Победы, перезаряжая оружие, он случайно выстрелил себе в живот. Нелепая смерть. Похоронен он в Белоруссии, в Могилёве. Мы были на его могилке, где на памятной доске, среди многих имен, высечено и его.

Не пощадила война и мою маму, которая умерла в самом её начале, в 1942 году. От дружной и большой семьи остались трое сирот (я с двумя братьями) и бабушка.

Никогда не забуду, как мы жили в войну. По Малому шоссе стояли частные дома, а на столбе висел репродуктор, по которому про поражения и победы сообщал Левитан. Великая Отечественная началась в 4 часа утра, и именно в это время каждый день начинался артобстрел. Бабушка нас будила и командовала: «Все в погреб».

 В погребе было страшно, сыро и холодно, уже окончательно просыпаешься и дальше не до сна. Хлеб выдавали по карточкам, сахар продавался большими кусками и специальными металлическими щипчиками его кололи на малюсенькие.

На Малом шоссе росло много шиповника, акации (жёлтые цветочки), мы это всё собирали, сушили и заваривали вместо чая. Очень помогало то, что в Рязани было много орехов и грибов. На Павловку ходили рыбу удить, на полях росла морковь, капуста, свёкла, потом пошла кукуруза – так и жили.

Однажды голос того же Левитана объявил День Победы – как мы радовались, хоть я ещё и мало что понимала. И вот 9 мая, аккурат в День Победы, на станцию стали прибывать эшелоны с бойцами. Жуткое зрелище: кто весь в бинтах, кто без руки, без ноги, без обеих ног или рук. Мы подходили к солдатам и угощали их чаем, заваренным шиповником и акацией.

Помню, одного солдатика встречала цыганка, а, увидев меня, подозвала и говорит: – Рано, девонька, ты овдовеешь. Я испугалась, мне же ещё и семи годков не было, и спрашиваю у бабушки, а как это? Она объясняет: «Рано без мужа останешься». И ведь, правда, муж мой в 46 лет умер.

Году примерно в 1955 – ещё одно потрясение. На месте, где сейчас МКЦ – находилась церковь, может быть, она и защищала нас в войну? Так вот понагнали к ней техники и стали сносить. Колотили в стены огромным шаром в сотни килограмм. Но раньше-то на века строили, колотили, колотили – не поддаётся. Но все же разрушили красоту такую.

Вспоминает Татьяна Николаевна Субботина

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 78