16 января 2020

Добрая то речь, что в избе есть печь

Главы из книги "Это наша с тобой биография" ч.1. Воспоминания Надежды Васильевны Киселевой

Добрая то речь, что в избе есть печь

Самые яркие воспоминания у меня из детства: о доме, деревенском быте.

Я родилась в 1946 году, в многодетной семье – у меня было сразу 9 братьев и сестёр! Дом у нас был таким же, как и у большинства семей в деревне – из белого самодельного кирпича да с соломенной крышей. Чтобы попасть внутрь, нужно было миновать крытый двор и пройти сквозь пристройку, где жил домашний скот. Запах от животных никого не смущал, в деревне с ним свыкаешься.

В избе была всего одна комната, чулан да сени. Жили мы небогато, хотя и не голодали, но сладости были редким гостем в семье. Отец и мать работали в колхозе, так что с детьми обычно нянчилась бабушка, она же занималась хозяйством.

Навсегда в мою память врезался запах хлеба, который она готовила. В большой кадушке месила тесто, а потом формировала булки, которые запекались в большой русской печи. Запах хлеба, ещё горячего, не сравнить ни с чем. У него был особый аромат, так как бабушка пекла его на капусте.

 Ели мы из общих мисок деревянными ложками – вилки появились гораздо позже. Первым кусок всегда брал отец, а потом уж кто что ухватит. Русская печь занимала особое место в доме. В ней готовили еду и даже мылись – бани были не слишком распространены да и стоили дорого. Для того чтобы попариться в печке, её нужно было протопить и поставить внутри чугунок с водой. После уже можно было самому залезать внутрь. Места там было не слишком много, размещались только сидя. А потом, пропотев хорошенько, вылезали из печи и…снова мылись в корыте. Печка была лишь парилкой, и выползали мы из неё все перепачканные сажей.

А ещё печка служила кроватью. Пространство там большое, четверо детей спокойно могли разместиться. В нашей семье на печи спал дед, больные суставы прогревал, всё-таки человек старый, ему тепло нужно. Остальные спали на кроватях. А на полу обычно жила гусыня, высиживающая яйца. Во время уборки я под кровать лезть боялась – будущая мамаша шипела и могла ухватить за палец. Времена тогда были трудные, деревенские дома облагались налогом – каждый двор должен был предоставить определённое количество молока, яиц, масла, мяса…Поэтому хоть домашние животные у нас были, но мясо мы ели не часто.

Помню, приходили уполномоченные и переписывали скотину. У нас в семье придумали часть овец прятать. И снова спасла печка – под ней была устроена ниша. Туда во время подсчёта голов и загоняли несколько овец. Туда же спускался один из братьев – он успокаивал животных и зажимал им пасти, если они пытались блеять. В остальное время ниша пустовала – видимо, она была особенностью устройства русской печи.

Одной лишь русской печью в морозы не спасёшься, в домах частенько ещё строили печку меньшего размера в другом конце избы, она называлась голландкой. В ней уже не попаришься, но еду вполне можно было приготовить.


Вспоминает Надежда Васильевна Киселёва

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 78