Музыка окружает нас всегда. Она оказывает мощное воздействие на разум и настроение человека. Может умиротворять, расслаблять, убаюкивать, а также вдохновлять, заряжать энергией и силой, наполнять людей верой и надеждой. Лечить душу и поднимать дух человека.
Журналист поговорила с талантливым, уникальным певцом, который обладает редким, как говорят музыкальные эксперты, чистым природным голосом Александром Костенко.
– Александр Яковлевич, расскажите, пожалуйста, где вы родились, и как прошло ваше детство?
– Родился я в Рязани 16 февраля 1958 года в рабочей семье. Моё детство прошло в Дягилевском военном городке. У большинства городок ассоциируются с самолётами… И это вполне естественно, а у меня… с тополями.
Тополя, которые посадили в начале 50-х годов, стали для меня символом родного городка. И когда с них летел пух, мне казалось, что сама сказка спускается с небес. Я рос под шелест тополей и рёв самолётов… Безусловно, наша рязанская природа оказала на меня огромное впечатление, на формирование моего духовного мира. Возможно, кому-то покажется, что аэродром, самолёты и природа – вещи не совместимые. Но это совсем не так. Наш городок утопал в зелени. Можно сказать, был такой маленький лес.
В детстве я очень увлекался спортом, у нас хорошо был развит футбол. И наша команда «Рубин», в которой я играл нападающим, достойно участвовала в чемпионатах города.
Подразделения, которые располагались в военном городке, тоже устраивали соревнования между собой. И я в этом тоже участвовал. Ну и как все мальчишки, лазили по садам. В общем, детство было как у всех пацанов.
Отец мой, Яков Иванович, прошёл Великую Отечественную войну и войну с милитаристской Японией… Тяжёлые военные годы не прошли бесследно. Отец был довольно строг со мной и с братом Владимиром. Не допускал никаких непослушаний. Очень увлечённо и красочно рассказывал нам истории или смешные случаи из жизни. С детских лет приучал нас к труду и постоянно внушал: «Только труд украшает человека!». Мы с братом очень уважали отца.
И я привык много трудиться с ранних лет и до сих пор люблю напряжённую работу, так же как любил её в молодости. Уже в юношеские годы я работал с полной самоотдачей, многому учился и получал от этого огромное удовольствие.
Моя мама, Александра Михайловна, родилась в многодетной семье. Её трудовой путь начался в 12 лет, необходимо было помогать растить младших братьев и сестёр. И всю жизнь она помогала людям: добрым советом, словом, делом. Выше всех законов ставила человеческую совесть.
Она была удивительным, замечательным человеком – с доброй улыбкой, чутким сердцем, душевной теплотой и неимоверным терпением и трудолюбием. Ею освещены мои воспоминания детства и юности, на протяжении стольких лет её образ не покидает меня. В трудные минуты моей жизни, когда нужно принимать серьёзные решения, я спрашиваю себя: как бы мама поступила в этом случае? И действую соответственно. Сколько лет прошло с тех пор, как её не стало, но она и по сей день со мной и продолжает указывать мне путь.
Мама была наделена от природы красивым и проникновенным голосом, обладала мастерством исполнения русских народных песен. Я всегда заворожённо затихал, прислушиваясь к её напевам, невольно запоминал их и подпевал ей. До сих пор помню её ласковые материнские песни. Они всегда в моей душе.
– А когда вы начали петь?
– Петь начал в школьные годы, и был запевалой в хоре. По рекомендации учителя музыки меня направили во Дворец пионеров, где я продолжил занятия по вокалу. Конечно же, со временем очень захотелось ещё научиться играть на каком-то инструменте. И я сам освоил гитару.
Позже, на заводе «Торфмаш» организовали ансамбль «Гусляры», которым я руководил несколько лет. Мы много репетировали, делали различные программы и выступали на разных площадках. Было очень интересно. Видимо, из-за скрупулёзности и терпения в работе, ребята в шутку называли меня «Ленин в музыке».
Пел и в армии. Ребята подпевали. Служба, наряды, дежурства на объектах… Свободное время не балует солдат своим присутствием, и потому, в такие моменты, песня согревала сердца. После армии начал заниматься вокалом профессионально – в вокальной студии Дворца профсоюзов, у прекрасного педагога Олега Михайловича Хархардина.
Поступил в Рязанское музыкальное училище имени братьев Пироговых по классу флейты к Юрию Михайловичу Васильеву. Одновременно стал серьёзно заниматься на фортепиано. Параллельно продолжил службу в оркестре Рязанского военного училища связи.
Ну и после окончания музучилища началась концертная деятельность.
– И куда вы ездили?
– Объездил с концертами Дальний Восток (история и природа которого меня очень впечатлили и покорили), а также – Курилы, Сахалин, Украину: Луганск, Лисичанск, Красный луч, Краматорск и др. Выступал в городе-герое Севастополе на праздновании Дня Победы, прямо на кораблях перед моряками Черноморского флота. Принимал участие в фестивалях духовной музыки в городе Горьком (ныне – Нижний Новгород) и городе Плёсе Ивановской области.
В 1991 году я как солист исполнил партию Юродивого из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского и партию Садко из «Пещного де Кастальского в Постановках Рязанского драмтеатра. В 1999 году выступил с сольными концертами в Швеции (Стокгольм, Упсала), в 2000 году принял участие в Международных межконфессиональных фестивалях, которые проходили в Туле и Москве.
Участвовал в разнообразных концертных программах. В 2001 году выступал в Рязани с двумя большими сольными концертами: «С любовью к Вам…» (камерный зал Рязанской филармонии) и «О, музыка! Ты – жизнь моя и ты – моя любовь!» (театр на Соборной), в 2002 выступил с программой «Наполним музыкой сердца!» (МКЦ г. Рязани), в 2006 году – с сольным концертом «Мой дом – Россия!» (МКЦ г. Рязани).
Когда отмечали юбилей – 50 лет провели большой концерт. Звучала классика, романсы, неаполитанские песни и духовные произведения.
Музыка – это чудо, она преодолевает любые границы! Вспоминается случай в США. Был тёплый вечер… Я сел с гитарой и начал тихо петь… Хозяйка дома, в котором мы остановились, попросила подождать, так как решила пригласить соседей. Люди только возвращались с работы… Было видно, что они устали, но спешили со всей улицы, их звала живая музыка и большой интерес к нам, русским музыкантам…
Американцы, не понимая русского языка, слушали, затаив дыхание. Но как они оживились, когда я спел несколько песен в стиле кантри! Они тоже запели, а я аккомпанировал им… Мы вместе спели «Yesterday», « Love me tender», «Edelweiss»… В этот момент я воочию убедился в том, что музыка является международным «языком» общения и творит чудеса. Притягивает и объединяет людей.
– Были ли в вашей жизни такой значимый человек, Учитель, который повлиял на ваш творческий путь?
– Да, мне повезло встретить Олега Михайловича Хархардина, человека талантливого и многогранного. В его круг интересов, помимо музыки, входили искусство и литература, история и философия… Я ездил к нему на занятия вокалом в МКЦ. Он был в моей жизни именно Учителем с большой буквы. Его влияние, оказанное на меня, уступает, разве что, влиянию моей матери.
А вообще, конечно, мне посчастливилось на своём творческом пути познакомиться и сотрудничать с целым рядом замечательных людей, с такими как Владимир Леонидович Белов, Минель Иосифович Левин, Борис Михайлович Шишаев, Сергей Ильич Булыгин, Александр Михайлович Кодылев, Виктор Сергеевич Юханов, Александр Николаевич Ермаков, Юрий Васильевич Ананьев, Сергей Александрович Жогин, Лидия Петровна и Сергей Михайлович Костиковы, Тамара Николаевна Цуканова, Анатолий Иосифович Лукишко и многими другими.
– Вы окончили Рязанский филиал Московского государственного университета культуры…
– Да. Но вначале я пытался поступить в Саратовскую консерваторию имени Л.В. Собинова. В то время мне было 28 лет, и я служил прапорщиком в центре боевого применения и переучивания лётного состава, в военном городке Дягилево. Там, в военной части, у меня тоже был хор. Пели даже старшие офицеры.
И я поехал поступать в Саратовскую консерваторию. Прошёл два тура на вокальный, меня практически брали. А потом посмотрели документы и выяснили, что я, во-первых, служу в армии, а во-вторых, окончил музучилище по классу флейты, а не вокалу. И мне отказали. И никто не подсказал, что можно было поступить на хоровое отделение, а потом уже перевестись. Была возможность поступить на работу в оперный театр и театр оперетты…
Я думаю, находясь тогда в хорошей певческой форме, мог петь многие теноровые партии. Дар, что вручил мне Господь, пожалуй, я использовал не совсем рачительно. Себе в заслугу, в полной мере, я не могу поставить то, как я распорядился способностями, дарованными мне от рождения. Что-то удалось, а что-то, дай Бог, ещё смогу сделать.
И всегда молодым музыкантам говорю: не тщеславьтесь тем, что вам посчастливилось обладать талантом. Не вы тому причиной и не за это вам воздастся! Как вы поступите со своим талантом, вот что важно. Не расточайте его понапрасну, работайте неустанно, взращивайте его. Есть дар, которым надлежит дорожить превыше всего – это сама жизнь. Всякая работа должна быть гимном во славу жизни.
В общем, с Саратовской консерваторией, к сожалению, не сложилось.
И тогда я поступил в Рязанский филиал Московского государственного института культуры на дирижерско-хоровое отделение. Пришёл я на экзамен в военной форме, поскольку не было гражданского костюма. В аудитории было жарковато. Потому, выступая перед экзаменаторами, попросил разрешения снять китель, и, как положено, повесил его на спинку стула и исполнил арию Ленского. Не успело стихнуть музыкальное сопровождение на фортепиано, как мне сразу сказали: «Всё, берём вас!»
Так я стал студентом Рязанского филиала МГИК. Окончил институт с отличием в 1991 году.
– И в институте вы встретили свою судьбу, свою вторую половинку…
– Да, мне есть, за что благодарить судьбу. В детстве Бог послал мне такую женщину, какой была моя мама, а в зрелые годы такую жену, как Светлана. Мы познакомились в институте в хоре во время занятий. Там впервые друг друга увидели и больше не расстаёмся, всегда вместе. Музыка нас связала.
Светлана для меня всё сразу: любимая, милый друг, творческий соратник, секретарь в моих делах и, более того, ангел-хранитель! Мы с ней обвенчались и идём по жизни, крепко взявшись за руки.
Именно она постоянно двигает меня, вдохновляет, помогает. Благодаря её усилиям в 2002 году я поехал на XI Международный музыкальный конкурс в Италию. Это был очень серьёзный конкурс, на который съехались музыканты, представлявшие консерватории, музыкальные и оперные театры многих стран мира. И я стал лауреатом. Это было потрясающе.
А в 2003 году я стажировался в Парижской консерватории имени С. Рахманинова по классу вокала. Находясь в Париже, побывал на встрече ветеранов Второй мировой войны советских и французских воинов-фронтовиков. Эта встреча тоже произвела на меня впечатление. Также я лауреат VII Международного фестиваля в городе Тольятти.
– Вы открыли начальную образовательную школу «Гармония»… Когда это произошло, и сколько там учатся детей?
– В 1994 году мы вместе со Светланой организовали начальную школу «Гармония». Учатся там всего 40 детей, так как здание школы небольшое. Открыли мы свою школу, так как понимали – насколько важно духовное воспитание детей. Наша школа стала для малышей вторым домом, где учителя с любовью помогают каждому ребёнку в раскрытии его творческих способностей. Четыре класса мы учим и выпускаем. За эти годы выпустили около 900 человек. Самым старшим уже 37 лет.
В школе работают педагоги, воспитатели. Как положено, есть английский язык, рисование и все предметы образовательного цикла. Плюс ещё завтрак и обед. Вторая половина дня – выполнение домашней работы. Родители приезжают забирать детей в 18:00. Дома ребята уроки не учат.
В школе в формировании личности ребёнка главное значение имеют задачи духовного, нравственного и эстетического воспитания. В школе я работаю учителем музыки. Музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Цель работы школы «Гармония» – воспитание гармонично развитого, духовно богатого человека. Мне очень приятно, что наш труд был отмечен Почётной грамотой Управления по делам образования, науки и молодёжной политики Рязанской области.
А в 2006 году за большой личный вклад в формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития подрастающего поколения меня наградили Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Я очень признателен и благодарен за столь высокую оценку моей работы. Но это не только исключительно моя заслуга, но и всего нашего педагогического коллектива.
– Вы пишете ещё и стихи… О чём именно?
– Я пишу обо всём: о любви и верности, о любви к малой родине, о России и о природе. Есть стихи на патриотическую и военную тематику. Много духовных стихов. Духовные темы беру из Евангелия и Жития Святых. На основе жизненных примеров пытаюсь раскрыть содержание некоторых библейских истин, чтобы сделать их более доступными для понимания людям разных возрастов и убеждений.
Участвовал в издании книги «Верила я…» (В. Безводской), в издании коллективного сборника «Когда суровый час войны настал».
В 2006-2007 гг. печатался в литературной газете «Компас» (Рязанское отделение Союза литераторов России). В 2009 г. вышел авторский сборник духовных стихов «Господь, Ты – Пастырь мой! Ты – в сердце у меня».
– И сочиняете музыку…
– Да, так как сам пишу стихи, а вся моя жизнь связана с музыкой, то я стал писать музыку на стихи поэтов.
Музыка у меня написана на стихи таких мастеров поэтического слова, как Сергей Есенин, Фёдор Тютчев, Николай Заболоцкий, Константин Романов, Марина Цветаева, Андрей Дементьев.
Немало написано и на стихи рязанских поэтов, таких как Eвгений Маркин, Владимир Белов, Минель Левин, Александр Потапов, Евгений Артамонов, Валентин Макушев, Андрей Крючков, Лилия Аманова, Сергей Булыгин, Валентина Тимонина и многих других.
В 2005 году вышел мой нотный сборник «Звени, звени, златая Русь!» И в том же году меня приняли в члены Рязанского отделения Союза литераторов России. В 2006 году вышел первый музыкальный альбом «Признание». Вообще, всё то, о чём я пою, мне близко и дорого.
Но я не только пишу стихи и музыку, я смог попробовать себя и в амплуа актёра.
Участвовал в постановках Рязанского областного музыкального театра: оперетта «Сильва», опера «Свадьба Фигаро» и др. Так, например, в опере «Свадьба Фигаро» исполнил роль учителя музыки Базилио. Тоже был очень интересный опыт.
Вообще, мой творческий репертуар разнообразен: есть русский городской и классический романс, неаполитанские песни, арии из опер русских и зарубежных композиторов, современные и народные песни.
– Вы сказали, что пишете духовную музыку и стихи на духовные темы… А как вы к этому пришли? Что вас связывает, кроме религии, конечно, с церковью?
– Около 20 лет я пел в церковном хоре. Писать духовную музыку и стихи начал в 1995 году в храме «Спаса-на-Яру», когда я стал регентом мужского хора. Тогда настоятелем церкви был о. Сергий Чушкин, при нём и началось моё творчество.
В честь Дня города я написал «Стихиру к 900-летию Рязани», которую мы часто исполняли на воскресных богослужениях. В то время было написано много других духовных сочинений. Это такие сочинения, как «Стихира на литии праздника Преображения Господня», «Малое славословие», «Трисвятое», «Тело Христово. Аллилуиа», «Ныне отнущаеши», «Утверди, Боже» и многие другие. Некоторые из них и поныне звучат в храмах.
Важным этапом моей жизни стало создание квинтета батюшек Рязанской Епархии, с которым за 2 года мы провели 72 концерта на разных площадках и для разнообразной аудитории. Выступали в филармонии, в концертных залах, для осуждённых в местах лишения свободы (ФСИН), для медработников, для военнослужащих и др. Хочется рассказать об одном случае, когда после нашего выступления в одной из колоний, осуждённые тихо встали в очередь на благословление к батюшкам. Сами священники были потрясены такой реакцией людей. Мы поняли, что наши выступления нужны людям и очень значимы в духовном становлении человека.
Наши выступления собирали полные залы. Так, например, во Дворце молодёжи на всех концертах народу было столько, что не хватало мест в зале, и многим приходилось стоять или сидеть на ступеньках.
Свыше 10 лет работал в «Духовном центре» при Николо-Ямском храме. Преподавал церковное и духовное пение. Всё было очень здорово. В 2017 г. мой труд был отмечен Архиерейской грамотой митрополита Марка – за усердные труды во славу Русской Православной Церкви и Рязанской Епархии.
– А где вы сейчас работаете?
– Сейчас работаю в санатории «Старица», в Солотче. Мной разработаны различные литературно-музыкальные программы, которые звучат в моём исполнении. Такие как: «Мой дом – Россия!», « Над Рязанью синеокой звучат есенинские строки…», «Дивные звуки романса», «Гори ясней, моя лампада, молись теплей, душа моя…», «Поэты, не пришедшие с войны» и др. Особенно отдыхающие любят программу в форме посиделок под гитару – «Неразлучная пара – песня и гитара!», в которой люди принимают активное участие…
Эти программы люди воспринимают сердцем и открывают для себя много интересного. Об этом свидетельствуют отзывы благодарных слушателей. Так, один раненый боец после СВО приехал на реабилитацию в санаторий, а потом написал мне письмо со словами благодарности: «приехал лечить тело, а ваше исполнение помогло излечить душу». И подобных писем немало. Это очень трогает и придаёт особый смысл моему творчеству. Я очень рад, что могу помочь людям.
– У вас есть жизненный девиз, которому вы следуете?
– Мой девиз такой:
Стараюсь жить, подобно русской песне.
Хочу успеть, иначе мой мотив исчезнет.
Даётся каждому мелодия своя.
Старайтесь не сфальшивить в ней, друзья!
Лариса КОМРАКОВА
Фото: из архива Александра Костенко