Сквозь объектив памяти
До 30 сентября в Солотче открыта выставка работ Евгения Каширина.
До 30 сентября в Солотче открыта выставка работ Евгения Каширина.
Фотохудожник, краевед, педагог, человек, при упоминании имени которого собеседники начинают улыбаться — Евгений Николаевич Каширин ушёл из жизни 5 лет назад. Выставка «Памяти Евгения Каширина» в Доме-музее И.П.Пожалостина в Солотче стала хорошим поводом лишний раз рассказать об этом удивительном фотолетописце Рязани.
Люди часто недовольны городом, в котором живут, мол, мусорно, грязно, дороги плохие, здания обветшалые. Повседневность как бы замыливает взгляд, каждый погружён в собственные проблемы и не замечает вокруг себя калейдоскопичности жизни. Но объектив фотоаппарата Евгения Каширина всегда мог поймать именно в буднях забавные, трогательные, ироничные, иногда печальные эпизоды, которые за много лет сложились в визуальное воплощение Времени. Звание «Почётный гражданин города Рязани» он получил за полгода до смерти — в ноябре 2006 года. Значительная часть его фотонаследия хранится теперь в Государственном архиве Рязанской области.
Евгений Николаевич Каширин. Фотокопия страницы из альбома "Рязань и рязанцы: эпоха оптимизма в фотографиях Евгения Каширина", 2007 год. Портрет работы А.Н.Павлушина.
Но сначала несколько слов о выставке в Солотче.
— Идея провести выставку фоторабот Евгения Каширина возникла у нас ещё в 2011 году, когда в нашем музее была представлена экспозиция рязанских фотохудожников «Чёрно-белая тайна», — рассказывает Светлана Васильевна Ерохина, заведующая Домом-музеем им.П.И.Пожалостина. — Выставку приурочили к годовщине смерти Евгения Николаевича: он умер 29 июня 2007. Союз фотохудожников предоставил нам редкие ранние работы 60-80х годов, многих из которых нет даже в его альбомах. А скульптор Раиса Алексеевна Лысенина привезла на выставку книги из личной библиотеки Евгения Николаевича с оттиском его экслибриса.
Светлана Васильевна Ерохина, заведующая Домом-музеем им.П.И.Пожалостина на фоне ранних работ Евгения Николаевича Каширина.
«Доверительно обращаясь к зрителю, фотограф предельно тактичен, для него он всегда — единомышленник, «alter ego» — «другое я».
На персональной фотовыставке рязанского любителя, названной «Родное», не слышно было досужих разговоров: «Как это делается?» Во-первых, потому что техника Каширина очень проста, во-вторых, попробуй в самом деле объясни «как это делается», если «это» — свойство мироощущения. (…) Вот уж что бесспорно, так это то, что блистать — явно не в характере Каширина. При всей своей преданности фотографии он, как говорится, тяжёл на подъём, меньше других участвует в фотовыставках», — это отзыв современницы Натальи Дьяконовой из статьи «Всё то же солнце ходит надо мной…», «Советское фото», 1982 год, № 2.
Там, где я родился.
Нестандартен был жизненный путь коллекционера мгновений. Родился он 31 мая 1949, в один из самых тяжёлых послевоенных годов, в семье учителей. Учился в детстве в двух школах: общеобразовательной и художественной. Именно педагог последней З.Г.Гнаткова подготовила Женю Каширина и ещё несколько одарённых ребят к поступлению в специальную художественную школу при академии художеств в Москве. Так в 12 лет мальчик оказался в столице. Увлечение фотографией началось именно там. Окончив в 1968 году художественную школу, Евгений Каширин дважды штурмовал факультет журналистики ВГИКа, но так и не поступил. Стал вольнослушателем курсов фотокорреспондентов, а потом вернулся в родную Рязань. Наверное, это даже было к лучшему для Рязани: поступил бы молодой Каширин во ВГИК, иначе бы сложилась его судьба, и не обрёл бы город такого фотолетописца, а многочисленные ученики — наставника. Диплом о высшем историческом образовании этот человек, изучавший всю жизнь родной край, получил только в 2000 году, окончив заочно тогда ещё РГПУ им.С.А.Есенина. Он является одним из основателей фотоклуба «Ока», который был создан в 1977 году. В течение долгого времени Евгений Николаевич успешно совмещал работу фотографа и педагогическую деятельность: вёл кружки фотографии для детей, принимал участие в создании музея педагогики, создавал диафильмы, в том числе есть среди них и «Детские рисунки на асфальте». Шёл на творческие эксперименты с детьми: например, рисование проявителем и закрепителем на засвеченной фотобумаге. Студенты художественного училища им.Г.К.Вагнера начала 2000-х тоже наверняка помнят преподавателя курса фотомастерства Евгения Николаевича Каширина.
В Суздале (фотобарельеф).
Он проводил занятия и с ребятами с ограниченными возможностями из Центра «Одухотворение». Из статьи-воспоминания «Хранитель времени» Людмилы Поздняковой («Луч Фомальгаута», №7, 2008): «Общение с Евгением Николаевичем дало нам несравненно большее, чем просто информацию. Личность этого человека, его большой духовный, культурный и творческий опыт, его увлечённость — вот что имело истинную ценность. Старенький проектор (допотопная вещь с точки зрения современной электроники!) или же просто фотокарточка в его руках обретали жизнь, доносили до нас атмосферу времени, характер человека.
Я видела, как горели глаза у ребят, слушавших Каширина. Что они чувствовали, слушая неторопливый рассказ, рассматривая старые снимки, на которых изображены улицы нашего города, вглядываясь в лица людей? Мне кажется, я могу передать это ощущение. В такие минуты человек поднимается над своим субъективным восприятием мира, охватывает его взглядом со стороны и как будто ощущает даже само течение времени…»
Во храме.
Наверное, самое важное, что в памяти многих Евгений Каширин остался прежде всего Человеком, а уж потом только заслуженным деятелем культуры. Он часто говорил своим ученикам: «Ребята, если где увидите старые плохие фотографии или плёнки, никогда их не выбрасывайте: они несут мгновения ушедшего времени».
В областной библиотеки им.А.М.Горького каталог отдела краеведения содержит множество публикаций работ Евгения Николаевича Каширина в различных изданиях, а также материалов о нём. На фото только малая часть.
А сейчас время цифрового фото. И человеческая память становится тоже очень похожей на флешку: всё слишком легко с неё стирается. Как часто в повседневности не хватает проявителя для сердца и закрепителя для души. Алесандр Блок призывал: «Сотри случайные черты— /И ты увидишь—мир прекрасен». Евгений Николаевич Каширин умел стирать пыль повседневности и видеть даже в луже отражение Времени.
28 июня 2008 года на здании, где когда-то находилась станция юных техников, была открыта мемориальная доска, выполненная в бронзе А.С.Анисимовым по работе А.Н.Павлушина.