01.08.2012 00:00

Философия микромира

1 августа открылась необычная выставка.

Философия микромира

1 августа открылась необычная выставка.

«Чудеса под микроскопом» — так назвал свои хрупкие произведения всемирно известный художник-микроминиатюрист Анатолий Коненко. Его имя занесено в книгу рекордов Гиннеса и российскую книгу рекордов и достижений «Диво». У рязанцев появилась возможность попасть в мир другого измерения, где пылинка может оказаться больше верблюда.


Его называют «Сибирский Левша». Это даже не штамп, это уже бренд: Анатолий Иванович Коненко первым в своей родной Сибири начал увлекаться микроминиатюрой ещё в 1981 году. Нет, изначально цели вовсе не было подковать блоху (кстати, есть она на выставке, куда же без неё — классика жанра!), всё началось с макетов интерьера, потому что  мастер по образованию — архитектор и художник. К тому же, профессор Российской Академии Естествознания. При чём тут естествознание? Терпение, читатель, обо всем по порядку.

 

Анатолий Иванович Коненко, художник-микроминиатюрист. 

Итак, началась эта микросказка с макетов, которые делают все архитекторы.

 

 

— Понимаете, мне хотелось чтобы мои макеты были более реалистичными, более интересными: не просто макет шкафа, а чтобы ящички у него выдвигались,  как у настоящего. А как это сделать? Надо думать. И почему он должен быть просто шкаф, а не в стиле барокко, например? Значит, нужно  делать резьбу, соответствующую эпохе. Сделал, но теперь к нему нужен столик  в том же стиле, а к столу — стульчик. Вот так одно за другое цепляется, возникает потребность освоения новых техник. Я и сейчас постоянно что-то новое создаю, идеи возникают сами по себе. Сказать, что я люблю работать в какой-то определённой технике — нет, так сказать не могу.  Какое настроение — над тем и работаю. Нормальное медитативное состояние, знакомое каждому творческому человеку.

 

 








Из аннотации: "Сквозная гравировка является самым сложным видом выполнения орнаментов на яйцах птиц. Гравированный орнамент является редким видом прикладного искусства, требующим от мастера особого подхода и технологических знаний и умений".

 

Разнообразие микротехнологий поражает даже неспециалиста, многие из них — разработки самого Анатолия Ивановича: тут и резьба на слоновой кости и косточках разных плодовых деревьев, вышивка, вязание, гравировка, чеканка, ювелирная техника, живопись, графика, скульптура, макетирование опять же…Материал он использует только природный, никакого пластика и синтетики.

Микроминиатюра с картины О.Ренуара. "Девушка с веером". 6,2х8,0 мм. Комарик с веером. Веер 3,2 мм, выполнен из крылышек мушек. Миниатюра была в экспозиции ЭКСПО-2005, Токио.

 

Пять витрин и два стола. Но чтобы всё внимательно рассмотреть, нужно не меньше часа. И лучше прихватить с собой лупу, чтобы оценить детали более крупных экспонатов, не требующих микроскопа.

Библиотека для насекомых. 

 

Композиции с насекомыми (помним, что имеем дело с профессором Академии Естествознания?), живопись Дега, Ренуара, Дали, русских художников, мини- и микрокниги —  «Хамелеон» А.П.Чехова размером 0,9х0,9 мм работы Анатолия Коненко занесён в 2003 году в книгу рекордов Гиннеса как самая маленькая изданная книга в мире.

 

Миникнига. А.С.Пушкин. Письмо Онегина к Татьяне.

 

Крохотные книжки — это одно из основных направлений творчества: произведения мировой классики свободно могут уместиться у вас на ногте. Здесь и Пушкин, и Шекспир, и Есенин. С особой радостью заметила даже томик «Маленького принца» Экзюпери: этому персонажу наверняка понравилось бы на выставке  Анатолия Ивановича, помните: «У меня на планете всё очень маленькое». Но самая интересная книжка — это «Концептуальная  книга предельно малого формата 0х0», то есть она существует в вашем сознании. Полина Гордина, администратор, говорит, что на одной из выставок девочка лет восьми эмоционально рассказывала своему отцу, который привёл её, что видит эту книгу. Детям легче проникнуть в мир идей, ведь недаром древние греки верили, что параллельно нашему миру существует ещё один сверхтонкий мир, где живут наши мысли. Помните эпизод из книги Экзюпери, когда Маленький принц просил нарисовать барашка? Идеальным оказался барашек, который сидел внутри ящика. «Я не могу увидеть барашка сквозь стенки ящика. Наверное, я старею»,  — сокрушается автор. Кто-то скажет, мол, ерунда, пустое место, людям голову морочат. Просто это философский подход. Задумайтесь чуть-чуть.

 

 

На выставке есть и самые маленькие в мире валенки, как раз на блоху; и верблюды, которые свободно уместились в игольном ушке; и иконы в окладах с филигранной чеканкой.

 

Икона Игоревская. Кость мамонта, акварель, чеканка. Лик Богородицы писан на      пластине из бивня мамонта. Оклад чеканный выполнен из металла серебристого цвета. Икона помещена на полированную пластину из уральского камня.

 

Это только малая часть,  о  чём можно рассказать. Поражает широта взглядов человека, занимающегося этими «мелочами», его интеллект, его колоссальнейшее терпение. Его выставки проходят по всей Европе, США, Китае и Японии, во многих городах есть его музеи миниатюры. На вопрос, какой город ему больше всего нравится,  Анатолий Иванович ответил: «Наверное, всё-таки Прага. Даже Париж  не так красив». Ученики у него были, но сейчас никто всерьёз этим не занимается, работает он со своим сыном Станиславом (философом, кстати): тут помимо способностей нужна удача, как и в любом творчестве.

 

Стрекоза и микроскоп. Хрусталь, золото. Стрекоза настоящая. 

 

Мы часто стремимся к большому, глобальному, забывая, что сами состоим из атомов и молекул. Мы совершаем поступки, не задумываясь, что именно мелочь может стать поворотным пунктом нашей собственной жизни. Помните хороший фильм «Эффект бабочки»?  Погибшая бабочка привела к катастрофам в далёком будущем. Выставка Анатолия Коненко ценна не только уникальными экспонатами, но и самой концепцией восприятия окружающего мира. Сразу возникают ассоциации с известными строчками Уильяма Блейка, английского поэта, художника, мистика и визионёра:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность

И небо — в чашечке цветка. 

                       (Перевод С.Я.Маршака)

Эх, а я забыла спросить, левша или правша мастер… Что ж, незаданные вопросы часто приводят нас туда, где ответ прозвучит всё равно. Значит, ещё попаду на его выставку. И ещё раз удивлюсь прежде всего терпению.

 

Наша справка. Выставка «Чудеса под микроскопом» открыта до 30 сентября, вход с 11.00 до 18.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Расположена она в здании научной библиотеки во дворе художественного музея им. И.П.Пожалостина, ул.Свободы,55. 

 

  Юлия Белоус (текст и фото)

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 3 4 5 6 7 ... 1367