Областная детская библиотека выиграла конкурс фонда Прохорова
15-й грант за 10 лет
Рязанская областная детская библиотека вновь выиграла грант благотворительного фонда Михаила Прохорова по итогам конкурса "Новая роль библиотек в образовании" (сезон 2019 года). Уже в августе начнется реализация проекта "Добро пожаловать в Рязань": школа гостеприимства для подростков". Идея проекта принадлежит директору библиотеки Татьяне Окружной, его замысел основан на росте туристической привлекательности Рязанского региона. Отметим, что в 2019 году, т.е. в год своего столетия, библиотека выигрывает 15-й грант за последние 10 лет.
Для школьников проведут игры и интерактивные беседы, посвященные истории, ремеслам архитектурным и природным достопримечательностям края. Ребята отправятся на экскурсии по музеям города. Новые знания подростки закрепят в играх-викторинах, а также дети станут участниками творческих мастер-классов. С помощью традиционных и новейших материалов они воспроизведут образы и символы Рязани.
"Актуальность проекта связана с активным ростом туристического потока в регион. Рязанцы, включая подростков, все чаще сталкиваются с ситуациями общения, типичными для городов-туробъектов. Мы стремимся привить детям навыки осведомленного и гостеприимного взаимодействия с гостями Рязанского края" - отмечается в кратком описании проекта.
В нашем регионе растет количество площадок событийного и пешего туризма, туристический поток в Рязань составляет 450 тысяч человек в год. Для горожан, взрослых и юных, это влечет общение с «гостями города» в дни крупных туристических событий, помощь приезжим в навигации по городу, «живое» обсуждение достопримечательностей края.
Здесь важны как представление о нормах общения с приезжим, так и особый уровень историко-культурной осведомленности. Его нет у нынешних школьников: "краеведческие" занятия практически отсутствуют в учебном расписании.
"Мы хотели бы обратить внимание на интеллектуальную, просветительскую составляющую", - отмечают в библиотеке. - "Системно познакомить школьников с малой родиной, сделать их психологически "хозяевами места", готовыми открыто и разумно рассказать приезжему о Рязанском крае".
Интересно, что совсем недавно библиотека подвела итоги другого проекта, также получившего грант фонда Прохорова (в сезоне 2018 года). Это программа "Внуки Циолковского: научное путешествие в тайны Вселенной".
Проект был рассчитан на младшеклассников и привлек к сотрудничеству 32 школы города и области.
Детям рассказывали о свойствах галактик и небесных тел, о том, как найти «адрес школы в Солнечной системе», о Галилее и Маске, Циолковском и Королеве. Вместе с ведущей они строили таблицу со сравнительными характеристиками планет – «соседей» Земли по Солнечной галактике. Финалом занятий было посещение мобильного планетария, приобретенного на средства гранта. Куратор проекта, специалист методико-библиографического отдела Татьяна Грачева, делится
- Целью нашего проекта было не сделать из детей астрономов, а поддержать интерес к этой науке. Мы старались построить наши занятия не в скучно-лекционной, а в развлекательной форме: сначала мы выясняем свой «космический адрес», затем ищем в Солнечной системе планету, пригодную для жизни. И, наконец, восхищаемся человеческими достижениями покорения космоса, в этом помогает «хронологический комикс», который мы с детьми составляем по частям. В целом ощущение от проекта двойственное: «Люди очень много знают о космосе и люди совершенно ничего не знают». Встречались именно с этими двумя крайностями неоднократно. Удивительно было, когда ребенок бойко говорил о том, что мы сами-то выяснили, лишь готовясь к занятию, штудируя специальные источники. И наоборот, были дети без всякого представления дальше чем «Земля относится к Солнечной системе», ребята, которые не слышали о Королеве. Несмотря на то, что за последние несколько лет астрономия держит первое место по числу фундаментальных открытий, мы не слишком сведущи. На каком рукаве галактики «Млечный путь» находится Солнечная система? Сколько спутников у Юпитера? Когда произошло первое «рукопожатие» в космосе (речь о программе «Союз – Аполлон»)? На все эти вопросы не знали ответы не только дети, но и взрослые – учителя, родители.
Отметим что родители школьников тоже стали аудиторией проекта. В рамках «Научного путешествия» 8 раз состоялись «космические воскресенья» для всех желающих – детей и их родных. В эти дни ребят ждали и кинопоказ, и тематические мастер-классы. Быстро сформировался круг постоянных посетителей, и под купол планетария заходили не только дети, но и взрослые.
В проекте приняли участие более 1200 ребят из Рязани и Кораблинского, Пронского, Рязанского, Сараевского, Сасовского районов области. Его финалом стал творческий конкурс «Космос становится ближе». Дети сделали 55 папок-лэпбуков с фактами о космосе, вырезками из журналов, моделями летательных аппаратов. Семеро ребят на основе повести Циолковского «На Луне» сопоставляли гипотезы ученого с результатами современных, развитых научных исследований. Так, десятиклассник Алексей Здешнев выделил и проверил 67 фактов! А еще школьники представили на суд жюри почти 3 десятка рассказов в жанре научной фантастики и фэнтези. Первый приз получила старшеклассница Анна Сухова – автор истории о «космическом мигранте».
В новом формате (с обновленным содержанием) циклы познавательных занятий для маленьких рязанцев возобновятся осенью. Возможности мобильного планетария – который компактен и легко транспортируется – будут продемонстрированы и муниципальным детским библиотекам в районах области.