Тарифный БЕСПРЕДЕЛ

С 1 июля 2015 года рязанцев ждёт очередное увеличе­ние жилищно-коммунальных тарифов, но, увы, вновь вы­ходящее за пределы не только инфляции прошлого года, но даже любых законодательных или просто разумных ограничений.
 
Ещё 28 ноября прошлого года губер­натор Рязанской области Олег Ковалев подписал постановление об утвержде­нии максимальных индексов изменения платы граждан за ЖКУ (то есть опреде­лил границу роста тарифов на следую­щий год, за которую коммунальщики вы­ходить вроде бы не должны). Ещё тогда для муниципальных образований обла­сти индекс был установлен самый мак­симальный — 13,2%, который сложился из среднего индекса в 8,9% и предель­но допустимых отклонений этого самого индекса в 4,3% (причём последняя, «ко­лебательная» цифра самая высокая по стране).
 
В итоге планка роста жилищно-комму­нальных тарифов в нашей области оказа­лась на текущий год куда выше, чем для многих других регионов. Сравнить хотя бы с Санкт-Петербургом — там тарифы на ЖКУ с 1 июля подорожают всего на 9,5%. Но даже эти максимальные грани­цы для рязанских коммунальщиков ока­зались узкими. Так, исходя из уже утвер­ждённых РЭК Рязанской области тари­фов на 2015 год, некоторые коммуналь­ные услуги вырастут в цене в ряде муни­ципальных образований, в том числе и Рязани, даже выше, чем на 13,2%.
 
С 1 июля холодная вода для жителей областного центра окажется дороже на... 31,9%. Перешагнёт предельный регио­нальный индекс и тариф на водоотведе­ние — оно станет дороже на 13,4%. И не только в Рязани. Например, в Скопине холодная вода и водоотведение подоро­жают тоже на 13,4%. Стоит также отме­тить, что из-за резкого увеличения стои­мости холодной воды растёт плата и за горячую воду, естественно связанную с нею. Пусть не так резко (для Рязани, на­пример, рост тарифа на такую услугу со­ставит 11,2% и 13,2% для открытой и за­крытой систем водоснабжения соответ­ственно), но рост мог бы быть меньше, если бы не стоимость самой холодной воды, увеличивающаяся гораздо быст­рее, чем стоимость её подогрева.
 
Закономерно встают вопросы: как та­кие фокусы с цифрами вообще возмож­ны и зачем тогда устанавливать законо­дательно пределы, которые всё равно не соблюдаются? Дело в том, что в зако­нодательстве есть лазейка, которая по­зволяет превышать предельные индек­сы при одном условии: коммунальщики пояснят, на что и куда им потребуется столько средств. В частности, МП «Во­доканал города Рязани» представил ин­вестиционную программу, объясняю­щую, зачем предприятию увеличенный почти на треть тариф на холодную воду. Исходя из этой программы, главной пла­нируемой тратой муниципального пред­приятия будет вовсе не замена давно и сильно изношенных сетей, а ремонт ас­фальтового покрытия на объектах водоснабжения, который потребует чуть ме­нее 13 млн. рублей. На втором месте — капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений — 5,5 млн. рублей. И только на третьем ме­сте — с потребностью финанси­рования в 4,5 млн. — находятся планы предприятия по капиталь­ному и текущему ремонту 1,5 км сетей водоснабжения. Учитывая, что общая протяжённость водо­проводных сетей Рязани около 800 км и половина требует сроч­ной замены, планы отремонти­ровать 1,5 км за счёт чрезмер­ного увеличения тарифа на водо­снабжение — капля в море, ко­торая не решает проблем. Эффективность деятельности «Водоканала» уже давно стала притчей во языцех. А между тем положительный при­мер, как разумно использовать деньги, выгаданные от роста коммунальных та­рифов, в Рязанской области всё же име­ется. Взять хотя бы энергетиков. Их ин­вестиционная программа выглядит куда более внушительно (с планом финанси­рования технического перевооружения и реконструкции сетей только в этом году в один миллиард рублей). При этом та­риф на электроэнергию повышают уме­реннее всего — лишь на 8,7%, т. е. даже ниже среднего индекса, установленного для региона. Значит, всё же умерить та­рифные аппетиты и одновременно отре­монтировать отслужившие своё сети ре­ально. Вопрос лишь — в эффективном использовании денег, полученных из на­ших карманов.
 
 
Галина Смирнова
«Панорама города» № 23 (993)
10 июня 2015 г.