Новопрославленный святой

26 февраля Церковь впервые праздновала память ар­хиепископа Серафима (Соболева) — уроженца рязанской земли, который совсем недавно был прославлен в лике святых.
 
Прославление владыки Серафима со­стоялось на очередном заседании Архие­рейского собора Русской православной церкви 3 февраля 2016 года. К сожале­нию, в отличие от Болгарии, где святите­ля Серафима очень почитают и любят, на рязанской земле его знают немногие. А ведь именно Рязань дала миру такого ду­ховного светоча. Родился он 1881 году в небогатой мещанской семье Бориса Соболева. В самый день рождения мальчи­ка крестили в Екатерининском храме Рязани. Таинство совершил известный ря­занский священник, композитор духов­ной музыки протоиерей Михаил Вино­градов. Впоследствии юноша поступил в Рязанскую духовную семинарию, по окончании которой поступил в Духовную академию в Санкт-Петербурге.
 
— Странно, что в Рязани почти ничего не слышали о владыке Серафиме, — го­ворит нынешний студент Рязанской се­минарии Данила Маслов. — Для меня его личность и жизненный подвиг стали от­крытием. Впервые я узнал о владыке в прошлом году на юбилейных торжествах в честь преподобного Сергия Радонежского. Там мы встретились с девушкой из Болгарии, которая очень обрадовалась, узнав, что я из Рязани — с родины вла­дыки Серафима. Она же дала мне книгу об этом подвижнике и рассказала очень много фактов из жизни святителя. Я был буквально поражён этим человеком, за­интересовался его духовными трудами и, в частности, учением о православном государстве, в котором он обосновыва­ет необходимость монархической фор­мы правления для России. И на основе этой его теории я писал исследователь­скую работу в семинарии, а сейчас со­бираю материал для своей курсовой, в которой уже будет сделан акцент на лич­ность самого святителя.
 
Именно в процессе работы над иссле­дованием Данила Маслов столкнулся с тем, что в городе Рязани об архиепископе Серафиме практически никто не зна­ет. А вот в Болгарии он почитается уже давно. В эту страну владыка эмигрировал в 1920 году и практически сразу был на­значен управляющим русскими прихода­ми. Православные жители Софии очень любили владыку — в первую очередь за его необыкновенную доброту, а ещё за удивительную любовь к Господу и к бо­гослужениям. Его стараниями службы в русском Никольском храме Софии ве­лись ежедневно. Сам владыка не пропу­стил ни одной праздничной или воскрес­ной литургии.


arkhiepiskop-serafim-_sobolev_.png
 
— Владыка служил в Болгарии в доста­точно трудное для Русской церкви время. Я сейчас не говорю о гоне­ниях — это был просто чудо­вищный период в жизни стра­ны. В то время в Русской цер­кви не было предстоятеля, бы­ла раздробленность, наблюдал­ся раскол среди православных архиереев. Однако даже в усло­виях неразберихи владыка Се­рафим сумел выбрать правиль­ную позицию, и русские прихо­ды Болгарии, в конечном счете, после войны вернулись в лоно Русской православной церкви, подчинившись Алексию I, — по­ясняет Данила Маслов.
 
Кто-то сейчас может сказать, что в сравнении с подвигом новомучеников, исповедников, ко­торые были прославлены в ли­ке святых после расправ и ре­прессий в годы советской власти, подвиг святителя Серафима (Соболева) может быть не таким значимым. Но это совер­шенно не так. В силу различных обстоя­тельств владыке пришлось покинуть род­ную страну, но до самой своей кончины он всей душой был предан России и сво­ей вере. Владыка любил Господа, и каж­дое мгновение своей жизни молил Его о благополучии и лучшей судьбе для своей многострадальной родины. Свою жизнь он посвятил служению Богу и людям и сейчас владыка продолжает молиться за всех нас, в том числе за нашу рязанскую землю.
 
Светлана Исаева
«Панорама города» № 9 (1031) 2 марта 2016 г.