Крестовоздвижение

27 сентября, в праздник Крестовоздвижения, мы вновь обращаемся к главному символу всех христиан - Животворящему Кресту Господню, ставшему орудием для спа­сения всего человеческого рода.
 
Для стороннего человека христианство часто представляется религией странной и даже чудной. Мы должны любить сво­их врагов, смиряться и «подставлять дру­гую щёку», прощать причинённое нам зло и несправедливость. Даже крест - ору­дие казни, через которое принял смерть Христос, - для нас стал почитаемой свя­тыней и символом отнюдь не смерти, а, наоборот, вечной жизни. Многим это об­стоятельство кажется удивительным: как можно с почтением и благоговением от­носиться к орудию убийства?
 
-Действительно, во времена Спасите­ля казнь через распятие считали не толь­ко одной из самых страшных, жестоких - она была ещё и позорной, - говорит свя­щенник Кирилл Власов, клирик Крестовоздвиженского храма в Дашково-Песочне. - И это было одной из причин, по ко­торой Христа именно распяли: Его стре­мились унизить как можно сильнее. Но, став орудием убийства, крест явился при этом и тем средством, через которое совершилось спасение всего мира. Приняв крестные страдания за грехи человече­ского рода, Господь открыл всем, кто сле­дует Его заповедям, путь в Царство Не­бесное. И крест стал символом этой поистине великой Жертвы, которую принёс Христос за каждого из нас. Он стал сим­волом торжества жизни над смертью и символом той Божественной любви, ко­торая является причиной всего сущего. Поэтому для христианина вовсе не уди­вительно почитание, которое мы оказы­ваем Животворящему Кресту.

Исторические документы, ранние хри­стианские источники, дошедшие до нас, говорят о том, что почитание креста сре­ди верующих началось уже в первые ве­ка. Отношение к нему как к великой свя­тыне, обладающей Божественной благо­датью, появилось после обретения равноапостольной царицей Еленой того са­мого Древа, на котором был распят Спа­ситель (в память об этом событии и был установлен праздник Крестовоздвижения). А VI Вселенский собор в 680 г. уста­новил особый догмат о почитании Живо­творящего Креста.
 
- Чудеса, исцеления, происходившие от Животворящих Древ, были зафикси­рованы документально. Сейчас частицы Креста Господня хранятся по всему ми­ру. Наибольшая из них находится в хра­ме Гроба Господня в Иерусалиме. В на­шей стране также много монастырей и храмов, где верующие могут приложить­ся к частице Животворящего Древа, на­пример в Елоховском соборе города Москвы или в Троице-Сергиевой лавре. А в Рязани такие святыни есть, например, в Христорождественском соборе кремля и в Николо-Ямском храме, - продолжает священник Кирилл Власов.
 
Крест как символ в христианстве ис­пользуется повсеместно. Кресты венча­ют купола храмов, используются в убран­стве церквей. Для поклонения верующих в каждом храме есть большое распятие с изображением Христа и стоящих около Него Богородицы и Иоанна Богослова, в алтаре - напрестольный крест, с кото­рым священник выходит на проповедь и к которому после богослужения приклады­ваются все прихожане. Мы осеняем себя крестным знамением и носим на груди крест как символ нашей принадлежности к Христовой вере. Всё это также являет­ся выражением почитания и уважения к символу нашего спасения.
 
- Традиционный православный крест может быть не только четырёхконечным, но и шести- и восьмиконечным. У шести­конечного креста добавляется нижняя ко­сая перекладина, символизирующая вос­хождение в Царство Небесное. А в вось­миконечном изображении креста добав­лена маленькая верхняя перекладина как табличка с надписью IНЦ I - «Иисус На­зарянин, Царь Иудейский», которая была прибита к Древу Креста Господня, - по­ясняет священник Кирилл Власов.
 
Самое большое количество всяких не­доразумений, как это ни странно, связано с маленьким крестиком, который мы но­сим на шее. Ему часто приписывают чу­додейственную способность охранять от злых духов или, наоборот, усложнять че­ловеку жизнь дополнительными скорбя­ми и трудностями: мол, у каждого свой крест. Всё это не более чем суеверие и пережиток язычества.
 
- Нательный крест - это символ на­шей принадлежности к христианству. По нашей вере, как и любая святыня, икона, он может обладать благодатью Божией и ограждать нас от каких-либо бесовских влияний. Но крест не амулет и не талис­ман! Если по какой-то причине вы ока­зались без креста, это не значит, что те­перь с вами случится всё самое страш­ное. И если у вас хранится крест, при­надлежавший другому человеку, то это не значит, что вы принимаете на себя какие-то его грехи, скорби. Крест - сим­вол нашего спасения, он не может слу­жить источником бед или несчастий, - говорит отец Кирилл.
 
Не надо забывать об этом. Крест - это святыня, через которую Господь по на­шим молитвам может послать нам Свою благодать.
 
Светлана Исаева