Игуменья Афанасия
17.03.201610:0017 Марта 2016 10:00:27

Среди таких мучеников за веру оказалась и преподобноисповедница Афанасия (Лепёшкина) — игуменья Зосимовой пустыни. Её жизнь и подвиг проходили вдали от Рязанской земли, однако по воле Божией именно в селе Костино Рыбновского района должен через несколько лет появиться храм-часовня в честь этой святой. А в Рязани живёт её потомок — Андрей Алексеевич Лепёшкин, который и поделился с нами своими воспоминаниями.
— В 1931 году, который так хорошо запомнил мой отец Алексей Иванович, матушка приехала хоронить своего двоюродного брата. Мой отец в ту пору был маленьким мальчиком, при встрече она подарила ему крестик и медальон с изображением Святой Троицы, который отца хранил в окопах Второй мировой войны и всю оставшуюся жизнь. Теперь, после его смерти, он по наследству перешёл ко мне. И продолжает хранить уже меня.
Игуменья Афанасия (в миру Александра Васильевна Лепёшкина) родилась в 1885 году в Москве. Здесь на протяжении многих лет жили её предки — известные купцы и благотворители из рода Лепёшкиных. Их трудами в XIX веке были отстроены и восстановлены после войны 1812 года многие московские храмы, в том числе храм Марона Пустынника на Якиманке и Троице-Одигитриева Зосимова пустынь.
Будущая игуменья Афанасия получила по тем временам блестящее образование. Но в 17 лет она поступила послушницей в монастырь — в ту самую Зосимову пустынь, которую когда-то помогал строить её прадед. Спустя несколько лет девушка приняла монашеский постриг с именем Афанасия, а в 1920 году была избрана игуменьей обители, стоявшей на пороге закрытия. Благодаря стараниям матушки монастырь сумел продержаться ещё 7 лет, но не устоял под натиском советской власти. В 1928 г. игуменья вместе с последней монахиней, старицей Антонией, и послушницей Дуней, впоследствии прославленной в лике святых, покинули Зосимову пустынь и поселились в Алабине, где они продолжали вести монашескую жизнь, молиться и совершать богослужения.
А вот как вспоминал встречу с матушкой отец Андрея Алексеевича Лепёшкина Алексей Иванович, внучатый племянник игуменьи: «В 1931 году умер мой дед Алексей. Семья готовилась к похоронам, и вдруг появилась она. Да, именно вдруг. Я не помню, на чём она приехала или когда пришла. Отчётливо встаёт картина дома с детьми. Вижу величавую, спокойную женщину лет шестидесяти в васильковом платье. Она ведёт неторопливую беседу с отцом и матерью. Голос у неё с низкими нотками, звучный и уверенный. Отец называет её Александрой Васильевной. Её голубые глаза смотрят на меня так, будто видят всю мою предстоящую жизнь. В дальнейшей своей жизни я всегда ощущал незримую защиту, благодаря которой не сгинул от чахотки, остался жив на фронте, выходил из серьёзных передряг при борьбе с украинскими националистами без единой царапины».
Почти сразу после этой поездки к родственникам в мае 1931 г. игуменья Афанасия была арестована по обвинению «в активной антисоветской деятельности, направленной на срыв мероприятий советской власти в деревне». Результатом ареста стала ссылка в Казахстан. К этому времени матушка была уже тяжело больна: несколько лет она лечилась от туберкулёза и малярии. Долгий, изматывающий переезд по этапу усугубил течение её болезней, и сразу по прибытии на место игуменья скончалась. До недавнего времени точная дата смерти матушки была неизвестна. Лишь в прошлом году благодаря сведениям, полученным от потомка преподобномученицы Андрея Лепёшкина, выяснилось, что это произошло 25 мая 1932 года.
Алексей Иванович Лепёшкин прошёл Великую Отечественную войну. Вспоминая о войне, он вспоминал и матушку — игуменью Афанасию: «Опять ловлю себя на мысли, что тогда, в детстве, я подсознательно ощутил её огромную духовную силу, получил благословение на всю дальнейшую жизнь. Именно так, как выглядела она, я представлял себе Бога в школьные годы. Ему я молился в окопах Второй мировой войны. Он освещал мне путь в Карпатах, наставлял меня на путь истинный и удерживал от низменных поступков».
В 2000 году, на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви, игуменья Афанасия была прославлена в лике святых.
Светлана Исаева
Православный календарь
17 МАРТА
День памяти благоверного князя Даниила Московского (1303 г.).
18 МАРТА
Пятница первой седмицы поста.
В этот день в храмах освящают коливо — отварную пшеницу с мёдом. Это связано с воспоминанием 362 года, когда византийский император Юлиан Отступник приказал на всех рынках тайком окропить кровью идоложертвенных животных съестные припасы. Но епископу Евдоксию в сновидении явился святой великомученик Феодор Тирон, сожжённый в 306 году за исповедование Христовой веры. Феодор открыл епископу тайное распоряжение Юлиана. Тогда повелел епископ в течение всей недели ничего христианам не покупать на рынке, а питаться коливом.
19 МАРТА
Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицей Еленой в Иерусалиме (326 г.).
20 МАРТА Торжество Православия.
Празднование в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
Один из списков этой иконы в XIX в. попал в Пронскую Спасскую пустынь Рязанской епархии. И с той иконы также был сделан список. Этот чудотворный список в настоящее время находится в Казанском храме села Срезнево Шиловского района.
22 МАРТА
Память сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся (около 320 г.).
Все они были воинами, пострадавшими за веру во Христа в Се вастии (Армении) при Ликинии в 320 году. После их отказа отречься от Христа все они были подвержены мучениям. Их поставили раздетыми в покрытое льдом озеро. Это было особенно непереносимо, поскольку тёплая баня находилась рядом. И только один из сорока воинов соблазнился и побежал к бане, но возле самого порога он упал замертво. Один из стражей, поражённый мужеством страдальцев, уверовал во Христа и сам вошёл в озеро. Тела мучеников после их смерти были сожжены, оставшиеся кости выброшены в воду. Но через три дня все кости были собраны благочестивым Севастийским епископом и положены в честном месте. Впоследствии, как свидетельствует Григорий Нисский, святые останки сорока мучеников были разделены па всей земле, чтобы каждая область получила от них благословение. Сорока мученикам севастийским молятся о благополучном возвращении мужа после долгой отлучки. По благочестивой традиции хозяйки в этот день выпекают сорок птичек.