Игуменья Афанасия

Страшные для Православной церкви годы советской власти уходят в прошлое. Но с каждым днём нам откры­ваются всё новые и новые имена людей: священников, монахов и простых мирян, — которые не побоялись встать на защиту веры и Бога, за что понесли тяжелейшие стра­дания и мучения.

Среди таких мучеников за веру ока­залась и преподобноисповедница Афа­насия (Лепёшкина) — игуменья Зосимовой пустыни. Её жизнь и подвиг прохо­дили вдали от Рязанской земли, однако по воле Божией именно в селе Костино Рыбновского района должен через не­сколько лет появиться храм-часовня в честь этой святой. А в Рязани живёт её потомок — Андрей Алексеевич Лепёш­кин, который и поделился с нами сво­ими воспоминаниями.

— В 1931 году, который так хорошо за­помнил мой отец Алексей Иванович, ма­тушка приехала хоронить своего двою­родного брата. Мой отец в ту пору был маленьким мальчиком, при встрече она подарила ему крестик и медальон с изо­бражением Святой Троицы, который от­ца хранил в окопах Второй мировой вой­ны и всю оставшуюся жизнь. Теперь, по­сле его смерти, он по наследству пере­шёл ко мне. И продолжает хранить уже меня.

Игуменья Афанасия (в миру Алексан­дра Васильевна Лепёшкина) родилась в 1885 году в Москве. Здесь на протяже­нии многих лет жили её предки — извест­ные купцы и благотворители из рода Ле­пёшкиных. Их трудами в XIX веке были отстроены и восстановлены после вой­ны 1812 года многие московские храмы, в том числе храм Марона Пустынника на Якиманке и Троице-Одигитриева Зосимова пустынь.

Будущая игуменья Афанасия получила по тем временам блестящее образова­ние. Но в 17 лет она поступила послуш­ницей в монастырь — в ту самую Зосимову пустынь, которую когда-то помогал строить её прадед. Спустя несколько лет девушка приняла монашеский постриг с именем Афанасия, а в 1920 году была из­брана игуменьей обители, стоявшей на пороге закрытия. Благодаря стараниям матушки монастырь сумел продержаться ещё 7 лет, но не устоял под натиском со­ветской власти. В 1928 г. игуменья вме­сте с последней монахиней, старицей Ан­тонией, и послушницей Дуней, впослед­ствии прославленной в лике святых, покинули Зосимову пустынь и поселились в Алабине, где они продолжали вести мо­нашескую жизнь, молиться и совершать богослужения.


А вот как вспоминал встречу с матуш­кой отец Андрея Алексеевича Лепёшки­на Алексей Иванович, внучатый племян­ник игуменьи: «В 1931 году умер мой дед Алексей. Семья готовилась к похоронам, и вдруг появилась она. Да, именно вдруг. Я не помню, на чём она приехала или ко­гда пришла. Отчётливо встаёт картина дома с детьми. Вижу величавую, спокой­ную женщину лет шестидесяти в василь­ковом платье. Она ведёт неторопливую беседу с отцом и матерью. Голос у неё с низкими нотками, звучный и уверенный. Отец называет её Александрой Василь­евной. Её голубые глаза смотрят на меня так, будто видят всю мою предстоящую жизнь. В дальнейшей своей жизни я все­гда ощущал незримую защиту, благодаря которой не сгинул от чахотки, остался жив на фронте, выходил из серьёзных передряг при борьбе с украинскими нацио­налистами без единой царапины».

Почти сразу после этой поездки к род­ственникам в мае 1931 г. игуменья Афа­насия была арестована по обвинению «в активной антисоветской деятельности, направленной на срыв мероприятий со­ветской власти в деревне». Результатом ареста стала ссылка в Казахстан. К это­му времени матушка была уже тяжело больна: несколько лет она лечилась от туберкулёза и малярии. Долгий, изматы­вающий переезд по этапу усугубил тече­ние её болезней, и сразу по прибытии на место игуменья скончалась. До недавне­го времени точная дата смерти матушки была неизвестна. Лишь в прошлом году благодаря сведениям, полученным от по­томка преподобномученицы Андрея Ле­пёшкина, выяснилось, что это произошло 25 мая 1932 года.

Алексей Иванович Лепёшкин прошёл Великую Отечественную войну. Вспоми­ная о войне, он вспоминал и матушку — игуменью Афанасию: «Опять ловлю себя на мысли, что тогда, в детстве, я подсо­знательно ощутил её огромную духов­ную силу, получил благословение на всю дальнейшую жизнь. Именно так, как вы­глядела она, я представлял себе Бога в школьные годы. Ему я молился в окопах Второй мировой войны. Он освещал мне путь в Карпатах, наставлял меня на путь истинный и удерживал от низменных по­ступков».

В 2000 году, на юбилейном Архиерей­ском соборе Русской православной цер­кви, игуменья Афанасия была прослав­лена в лике святых.

Светлана Исаева

Православный календарь


17 МАРТА
День памяти благоверно­го князя Даниила Москов­ского (1303 г.).
18 МАРТА
Пятница первой седмицы поста.

В этот день в храмах освя­щают коливо — отварную пше­ницу с мёдом. Это связано с воспоминанием 362 года, ко­гда византийский император Юлиан Отступник приказал на всех рынках тайком окропить кровью идоложертвенных жи­вотных съестные припасы. Но епископу Евдоксию в сновиде­нии явился святой великому­ченик Феодор Тирон, сожжён­ный в 306 году за исповедова­ние Христовой веры. Феодор открыл епископу тайное рас­поряжение Юлиана. Тогда по­велел епископ в течение всей недели ничего христианам не покупать на рынке, а питаться коливом.

19 МАРТА
Обретение Честного Кре­ста и гвоздей святой цари­цей Еленой в Иерусалиме (326 г.).

20 МАРТА Торжество Православия.
Празднование в честь ико­ны Божией Матери «Споручница грешных».

Один из списков этой ико­ны в XIX в. попал в Пронскую Спасскую пустынь Рязанской епархии. И с той иконы также был сделан список. Этот чудо­творный список в настоящее время находится в Казанском храме села Срезнево Шиловского района.

22 МАРТА
Память сорока мучеников, в Севастийском озере му­чившихся (около 320 г.).

Все они были воинами, пострадав­шими за веру во Христа в Се вастии (Армении) при Ликинии в 320 году. После их отка­за отречься от Христа все они были подвержены мучениям. Их поставили раздетыми в по­крытое льдом озеро. Это было особенно непереносимо, по­скольку тёплая баня находи­лась рядом. И только один из сорока воинов соблазнился и побежал к бане, но возле са­мого порога он упал замертво. Один из стражей, поражённый мужеством страдальцев, уве­ровал во Христа и сам вошёл в озеро. Тела мучеников после их смерти были сожжены, ос­тавшиеся кости выброшены в воду. Но через три дня все ко­сти были собраны благочести­вым Севастийским епископом и положены в честном месте. Впоследствии, как свидетель­ствует Григорий Нисский, свя­тые останки сорока мучеников были разделены па всей зем­ле, чтобы каждая область по­лучила от них благословение. Сорока мученикам севастий­ским молятся о благополучном возвращении мужа после дол­гой отлучки. По благочестивой традиции хозяйки в этот день выпекают сорок птичек.