Без крайностей!

Для родителей естественно желать своему чаду лучшего. Хочется, чтобы ребёнок хоро­шо учился, при этом успевал заниматься спортом, танцами, музыкой и знал иностранный язык... Список можно продол­жать до бесконечности. Одна­ко осуществить все родитель­ские амбиции сможет только ребёнок-робот. Если у малы­ша, кроме детского сада или школы, есть иная сфера при­ложения сил и талантов, это прекрасно! Занятые дети рас­тут более организованными, целеустремлёнными и само­стоятельными. А способность справляться с нагрузками - тренируемая способность, и поэтому в целом занятые дети меньше утомляются. Однако здесь очень важно, чтобы ре­бёнок сам хотел посещать до­полнительные занятия.

Некоторые родители, ссы­лаясь на и без того высокую нагрузку в школе, на нежела­ние самого ребёнка, на свою чрезмерную занятость и т. п., предоставляют чадо самому себе, но чаще всего - теле­визору и компьютеру. Однако масса свободного времени не только не улучшает успевае­мость, а, наоборот, приводит к лености - физической, ин­теллектуальной, душевной.

Любая крайность в вопро­сах занятости ребёнка нехо­роша. При этом не существу­ет рекомендованной степени нагрузки для всех детей. По­тому что всё довольно инди­видуально и каждой семьёй решается по-своему. Но, как уже было сказано выше, пе­реутомление может настичь и тренированного, и нетрениро­ванного ребёнка.

Переутомление - это фи­зиологическое состояние ор­ганизма, возникающее в ре­зультате чрезмерной нагрузки и проявляющееся в снижении работоспособности. Причём переутомление может быть и физическим, и психическим. Причины физического весьма прозрачны: отдохнув, человек легко восстанавливает свои силы и прежний уровень рабо­тоспособности. Психическое или умственное переутомле­ние далеко не всегда можно заметить сразу, его непросто предупредить. К тому же оно не только приводит к наруше­нию работоспособности, но и может вызвать невротическое или депрессивные состояния. Как их распознать?

- Изменения во внешнем виде. У ребёнка утомлённый, уставший вид, причём уже с утра. Под его глазами синяки, кожные покровы бледные, во­лосы тусклые, ногти ломкие.

- Изменения в состоянии здоровья. Ребёнок стал чаще болеть ОРВИ, жаловаться на боли в животе, сильные голов­ные боли, тошноту, особенно по утрам.

- Стали появляться вред­ные привычки (сосёт палец, грызёт ногти, расковыривает болячки, выдёргивает воло­сы...) и навязчивые движения и действия (подёргивания, по­кашливание, тики...).

- Изменяется режим сна и бодрствования. Ребёнок на­чал хуже засыпать или засы­пает, едва присев. Просыпа­ется с трудом или очень рано. Спит слишком долго либо не­достаточно. В течение дня он старается присесть, прилечь или же находится в состоянии постоянного возбуждения.

- Изменения в пищевом поведении. Вы же знаете пи­щевые привычки своего чада: степень его аппетита, приори­теты, манеру еды... И вас дол­жно насторожить, если ребё­нок стал:
- терять аппетит либо всё время хочет есть;
- есть, не задумываясь, и глотать, не прожёвывая;
- есть много сладкого.

- Изменения в общении и поведении. Появились аг­рессивность, плаксивость, ка­призность, обидчивость, раз­дражительность и страхи. Ре­бёнок больше не занимается привычными делами, не игра­ет, а может, например, долго сидеть с замершим взглядом. Пропал интерес к чему бы то ни было. Ребёнок стал рассе­янным, забывчивым, невни­мательным, молчаливым.

- Изменения в учёбе. Сни­зилась успеваемость, наблю­даются очевидные проблемы с вниманием и памятью, ис­портился почерк, в рисунках начали преобладать мрачные оттенки. Учителя и воспитате­ли стали обращать ваше вни­мание на перемены, произо­шедшие с ребёнком.

И конечно, заметив призна­ки переутомления, любой за­ботливый родитель отреаги­рует на это увеличением вре­мени отдыха и снижением на­грузки. Однако резкие измене­ния и перекосы в заведённом укладе жизни способны про­извести даже обратный эф­фект, поэтому если уж и сни­жать нагрузку, то разумно. И не следует устраивать внеоче­редные каникулы, пусть в це­лом жизнь течёт в своём при­вычном русле. Однако можно отпросить ребёнка с послед­них уроков, помочь в выпол­нении домашнего задания и почитать ему вслух вместо те­левизора и компьютера.

Учите ребёнка к своему здо­ровью относиться осознанно. Объясните, что его состояние вызвано утомлением. Помо­гайте ему самостоятельно ис­кать пути помощи. Предложи­те ему самому определить, от какой нагрузки он мог бы от­казаться на время без особо­го ущерба. Учите его получать дополнительные силы от пра­вильной пищи, здорового сна, прогулок...

Постарайтесь не акценти­ровать внимание ребёнка на изменениях в его состоянии в результате переутомления. Жалость к себе, чувство стыда или вины не лучшие помощ­ники. Напротив, вселяйте ему уверенность в то, что это вре­менные трудности, которые у каждого могут быть. Всё ско­ро наладится.

Психологи Юлия Кривова и Ольга Кононова


Фото с сайта: http://ped-kopilka.ru