Мера поста


Приближается Великий пост. И многие уже сейчас (а кто-то и гораздо раньше) начинают задумываться о том, какую меру поста на себя стоит взять.
 
Для человека, который только начина­ет посещать храм и открывать для себя традиции и основы православной веры, такая постановка вопроса может пока­заться странной и непонятной. Действи­тельно, Церковь в лице великих учителей, святителей и отцов за годы и столетия своего развития установила для верую­щих определённые периоды телесного (и духовного, только об этом часто забы­вают, к сожалению) воздержания. Более того, те же великие учителя и отцы Цер­кви уже за нас рассчитали необходимую меру поста — когда и от каких продуктов следует воздерживаться.
 
Так зачем же нам об этом теперь задумываться? Есть устав, его и надо ис­полнять.
 
- Если мы заглянем в Церковный ус­тав, то увидим вполне чётко расписан­ные ограничения в пище практически на каждый постный день в течение года, — поясняет священник Кирилл Власов, кли­рик Крестовоздвиженского храма г. Ря­зани. — Если говорить конкретно о Вели­ком посте, то на протяжении всего это­го периода запрещена пища животного происхождения: мясо, яйца, молоко и мо­лочные продукты, рыба. Но и это не всё! Есть дни, когда не разрешается добав­лять в приготовленную пищу раститель­ное масло, а есть такие, когда полагает­ся есть только сырые продукты. И многие новоначальные начинают исполнять эти предписания, полные сил и рвения, кото­рые к концу поста, а чаще даже к середи­не, если не раньше, обычно иссякают. И у постящегося возникает острое желание бросить такой непосильный пост. Между тем достаточно было бы ещё до начала поста посоветоваться со священником и вместе с ним установить посильную для вас меру ограничений.

Такой подход кому-то может показаться реформаторством, нововведением и лу­кавством — мол, по уставу нам постить­ся тяжело, поэтому мы пост облегчим. Но дело в том, что устав, а вернее, типикон, в котором прописаны правила поста, был изначально написан для монастырей, и жили по этим правилам монахи. Мы, ми­ряне, взяли такие установки в качестве основополагающих, но тем не менее в силу различий в образе жизни монахов и обычных людей оставили для себя воз­можность для послаблений. И если есть силы, то можно соблюдать пост, что на­зывается, по полной, ну а если нет — не стоит себя переоценивать, чтобы потом бросить всё на полпути.
— Лучше выбрать для себя посильные ограничения и исполнить их все, — счи­тает отец Кирилл. — И в дальнейшем вы сможете соблюдать пост более строго, рассчиты­вая свои силы.
Дело ещё и в том, что нормы постов были озвучены в первые века хри­стианства в странах с дру­гим, нежели у нас, клима­том. Жители Иудеи и Гре­ции вполне могли отка­заться от мяса, рыбы, мас­ла и есть только лишь сы­рую пищу без вреда для здоровья. А в наших реа­лиях это уже не так про­сто. Поэтому существует перечень тех людей, ко­торым по уставу разре­шены послабления в по­сте. И в первую очередь это люди, имеющие какие-то проблемы со здо­ровьем (чтобы пост не во вред послужил).

А для того чтобы пост всё же был во благо, осо­бое внимание надо обратить не на огра­ничения в питании, а на духовную борь­бу: дисциплинировать себя и чаще бы­вать на богослужениях, начать наконец с вниманием выполнять молитвенные пра­вила, не ссориться с близкими, стать терпеливее. И ещё надо отказаться от того, к чему вы имеете сильную тягу. Мы, на­пример, уже давно для себя решили, что, помимо всего прочего, во время поста всей семьёй полностью откажемся от просмотра телевизора и фильмов, а ещё не будем пить кофе. Вроде бы это пост­ный напиток, но слишком уж мы его лю­бим — лучше отказаться.

Светлана Исаева
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 
13 МАРТА
Прощёное воскресенье.
В канун Великого поста люди на Руси исполняют обряд вы­сочайшего смирения. В этот день ходили православные из дома в дом с преклонённой го­ловой, тихим голосом выпра­шивая прощение, и особенно у тех, кому чаще других наноси­ли в этом году обиды, огорче­ния. На слова «Прости меня», отвечают «Бог простит, меня прости».
 
14 МАРТА
Начало Великого поста.
В нынешнем году Святая четыредесятница продолжается с 14 марта по 24 апреля, за­тем идёт Страстная седми­ца, с 25 по 30 апреля, окон­чание Великого поста наступа­ет 1 мая — в великий празд­ник Светлого Христова воскре­сения.
 
На всём протяжении Вели­кого поста по церковному ус­таву не разрешается вкуше­ние мясной, молочной пищи и яиц, а есть рыбу можно лишь в дни великих праздников: Благовещения Пресвятой Богоро­дицы (7 апреля) и Входа Гос­подня в Иерусалим. На про­тяжении поста (за редким ис­ключением) Божественные ли­тургии совершаются лишь по субботам, воскресеньям, зна­чит, младенцев (детей до се­ми лет) причащают только по субботам и воскресеньям. По средам, пятницам совершает­ся литургия Преждеосвящённых Даров.
 
На первой неделе Великого поста (с понедельника, 14 мар­та), затем во вторник, среду и четверг на вечернем богослу­жении читается Великий по­каянный канон преподобно­го Андрея Критского.

Память преподобномученицы Дарии (Зайцевой), уро­женки с. Пощупово (1938 г.), рязанского священномученика Михаила Букринского (1938г.).

День памяти преподобно-мученицы Евдокии (Архипо­вой), Ольги (Жильцовой) и мученика Василия Архипо­ва (1938 г.). Святые мученики были все родом из села Горетово Рязанской губернии. Ев­докия и Ольга ещё девушка­ми поступили послушницами в старинный Казанский мона­стырь в Рязани. В 1919 г. оби­тель была закрыта, землячки вернулись в родное село.
Василий был на несколько лет старше Евдокии и Ольги. В своё время он окончил церковно-приходскую школу; во время войны в 1916-1917 го­дах служил в армии рядовым. Вернувшись в село, он кресть­янствовал, когда же началась коллективизация, записался в колхоз. В храме Василий Мак­симович пел несколько лет на клиросе, и в 1937 г. он стал ис­полнять обязанности псалом­щика. Евдокия тогда была ста­ростой храма. И в это же вре­мя председатель сельсовета уведомил всех верующих, что они должны храм отремонти­ровать, а иначе его закроют.
 
Евдокия с Ольгой взялись за сбор денег для ремонта. Со­бранных ими средств хвати­ло, чтобы храм был капиталь­но отремонтирован.
В феврале 1938 г. они втро­ём были арестованы и обвине­ны в антисоветской контрре­волюционной деятельности. И 8 марта тройка НКВД пригово­рила послушниц Ольгу Жиль­цову, Евдокию Архипову и пса­ломщика Василия Архипова к расстрелу. Приговор был при­ведён в исполнение 14 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой.
 
15 МАРТА
Празднование в честь ико­ны Божией Матери, именуе­мой «Державная» (1917 г.).

Эта икона была явлена рус­скому народу в 1917 г. в под­московном селе Коломенское. Пресвятая Богородица на ико­не изображена со скипетром и державой (символами цар­ской власти) в руках. Явление этой иконы по времени совпа­ло с насильственным отрече­нием от российского престола царя-мученика Николая II.