24 декабря 2014

Новый год Александра Исаевича

Как известно, 2015 год пройдёт в России как Год литературы. С рязанским краем связаны творческие судьбы многих выдающих¬ся поэтов, прозаиков и публицистов, о которых мы будем рас¬сказывать в течение всего года. Сегодня — страничка из жизни нобелевского лауреата Александра Солженицына.

Александр Потапов |
Новый год Александра Исаевича

Как известно, 2015 год пройдёт в России как Год литературы. С рязанским краем связаны творческие судьбы многих выдающих­ся поэтов, прозаиков и публицистов, о которых мы будем рас­сказывать в течение всего года. Сегодня — страничка из жизни нобелевского лауреата Александра Солженицына.


«Влюбился в Солотчу без оговорок»


Александр Исаевич Солже­ницын с 1957 по 1969 год жил в Рязани, в доме № 12 по 1-му Касимовскому переулку (ныне ул. Урицкого, 17). Он работал учителем физики и астроно­мии в школе № 2. Как же по­пал в рязанские края будущий нобелевский лауреат?


30 декабря 1956 года писа­тель после освобождения из ссылки в первый раз приехал в наш город, намереваясь воз­обновить отношения со своей женой Натальей Решетовской. С нового года бывший полит­заключённый принял решение начать новую жизнь. Мороз в предновогодние дни стоял су­ровый, но Наталья Алексеев­на и Александр Исаевич слов­но бы его не замечали: броди­ли по городу, гуляли по набе­режной Трубежа, побывали в кремле. Не преминули зайти и в городской загс, намереваясь заново оформить брак. Но тут сама судьба сделала им ново­годний подарок: выяснилось, что в паспорте Солженицына не было пометки о разводе с Решетовской! Бывшие супруги решили возобновить семей­ную жизнь, и новый, 1957 год Александр Исаевич встретил в Рязани, а летом следующе­го года перебрался в наш го­род на постоянное место жи­тельства. Семейные узы были вновь завязаны, однако супру­ги оценивали тот период жиз­ни по-разному. Солженицын: «Я переехал в Рязань (вновь соединился со своей первой супругой Натальей Решетов­ской — ложный шаг, впослед­ствии нам обоим дорого сто­ивший)». Решетовская: «Хотя мы сильно ограничили себя в развлечениях, но это были са­мые счастливые годы нашего супружества».


Поездки писателя по рязан­скому краю начались с Солотчи. «Когда Александр Исаевич появился в Рязани, я повезла его в Солотчу, — вспоминала Решетовская. — Знакомство с ней началось с реки, по кото­рой мы катались на лодочке. Солженицына водная прогул­ка не особенно воодушевила. Но как только он попал в пре­красный древний сосновый бор, влюбился в Солотчу без оговорок. Сюда мы очень лю­били приезжать как летом, так и зимой. Гуляли в лесу, ката­лись на лыжах...»


Тихое житьё


Александр Исаевич в Ряза­ни вёл довольно тихое житьё: работал учителем, много пи­сал и постоянно пытался про­бить публикацию своих про­изведений. Наконец в одинна­дцатом номере «Нового мира» за 1962 год была опубликова­на повесть «Один день Ивана Денисовича».


«Когда к супругу пришла из­вестность, — вспоминала Ре­шетовская, — на наш дом об­рушился поток корреспонден­тов и визитёров... Он решил, что скроется от этого шквала в Солотче. Поэтому перед  раз­ливом он уезжал и, отрезан­ный от всего мира, писал».


Рассказ «Для пользы дела» Александр Исаевич писал, ос­новываясь на конкретном ря­занском материале. Суть же в следующем. В городе строи­лось здание техникума. Рабо­тали и сами учащиеся. И вдруг из обкома последовало указа­ние отдать это здание военно­му заводу — «для пользы де­ла». Александра Солженицы­на взволновал такой поворот событий. Он собрал материал и поехал работать в Солотчу, где поселился в двухкомнат­ном номере гостиницы, распо­лагавшейся в бывших мона­стырских помещениях. Весен­ний разлив Оки отрезал Со­лотчу от Рязани (постоянно­го моста через Оку тогда ещё не было). Однако Солженицы­ну как раз и нужны были уеди­нение и успокоение, которые дала ему Солотча.


foto601-s.jpg

Солженицын и Решетовская в Давыдове


В апреле 1963 года писа­тель закончил первую редак­цию рассказа. Наталья наве­стила мужа на майские празд­ники. Незадолго до этого в го­сти к Солженицыну приезжал Борис Можаев. Писатели вме­сте прогуливались по солотчинским  местам, любовались весенним разливом, вдыхали аромат мещёрских сосен...


В конце мая писатель вер­нулся в Рязань, а в начале лета снова отправился в Солотчу, где обдумывал повесть «Рако­вый корпус». Решетовская так вспоминала об этом периоде: «У мужа продолжается пере­дышка между рассказом «Для пользы дела» и «Раковым кор­пусом». Пока не пишет. Готовится. Настраивается».


Летом Солженицын вместе с женой совершил несколько велосипедных поездок по ря­занским окрестностям, затем вновь отправился в Солотчу. Поселился в отдельном доми­ке гостиничного комплекса и засел за «Раковый корпус» и одновременно заканчивал ра­боту над «Шарашкой» (оконча­тельный вариант названия — «В круге первом»).


В доме «второй Матрёны»


В Солотче в голове писате­ля зрели замыслы «Красного колеса». Позже он перебрался жить в Давыдово — деревню, которая по существу слилась с Солотчей. «И здесь я нашла ему «вторую Матрёну», как в шутку мы иногда называли хозяйку дома Агафью Ива­новну Фоломкину, — писала супруга писателя, имея в ви­ду героиню рассказа Солже­ницына «Матрёнин двор». — У неё он прожил зиму 1965 го­да, заканчивал писать «Архи­пелаг ГУЛАГ»... На маленьком календаре у него было запи­сано: «Февраль-март — луч­шее время года». Действи­тельно, писателю жилось в ту зиму благостно, плодотворно и хорошо работалось. Перед обедом он катался в лесу на лыжах, потом отдыхал и сно­ва — за рабочий стол.


Изба Фоломкиной состояла из двух половин. В меньшей половине ютилась хозяйка, а в большой комнате, которую на лето Агафья обычно сдавала дачникам, трудился Солжени­цын. Здесь он начал осущест­влять свою давнишнюю меч­ту — готовить материалы для «Р-17», «повествования в от­меренных сроках». В дальней­шем в Давыдове он работал над романом «Август четыр­надцатого» — первым и, пожа­луй, лучшим романом эпопеи «Красное колесо».


В дальнейшем Солженицын не раз приезжал в Солотчу и Давыдово. Новый,1968 год он встретил в Давыдове. Здесь в последующие месяцы писа­тель завершил третью редак­цию «Архипелага...».


Но тихое житьё в Рязани за­кончилось для него драмати­чески. В 1969 году он был ис­ключён из Союза писателей, потом уехал в Москву, а затем был выдворен из страны...


Александр Потапов

"Панорама города" №52 от 24 декабря 2014 года

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 73 74 75 76 77 78