7 января 2015

Не хуже валдайских

Склонность к собирательству есть у всех, уверен почётный гражданин Касимова Михаил Силков. Но не все становятся коллекционерами, к этому надо быть готовым, считает Михаил Петрович. Он свой час не пропустил, и сегодня его хобби — общественно значимое явление. А недавно ещё любимому городу подарок сделал — музей колоколов и колокольчиков открыл.

Наталия Терлеева |
Не хуже валдайских

Склонность к собирательству есть у всех, уверен почётный гражданин Касимова Михаил Силков. Но не все становятся коллекционерами, к этому надо быть готовым, считает Михаил Петрович. Он свой час не пропустил, и сегодня его хобби — общественно значимое явление. А недавно ещё любимому городу подарок сделал — музей колоколов и колокольчиков открыл.

 

У народа есть все!


А начиналось всё с музея самоваров. Лет десять назад Силков случайно подслушал разговор группы туристов, они в судоходную пору в Касимове не редки. Люди шли в сторону набережной и громко делились впечатлениями. В общем и целом хвалили архитектурные и природные красоты, но были и нелестные замечания, мол, маловато в городе музеев. Может, дождливая и прохладная погода того дня способствовала такому их мнению. Но Михаил Петрович тогда понял, чем будет заниматься на пенсии.


Я подумал, какой музей можно открыть, – рассказывает мой собеседник. – И решил  – самоваров. Это хороший русский символ тепла и гостеприимства.


Его коллекция водогрейных приборов на тот момент была уже приличной. Надо сказать, что отношение у него к самоварам особенное. Корни Силкова московские, но родился он в Тульской области. Время, говорит, было такое – военное. И одно из самых ярких детских воспоминаний связано у него с чердаком дома в посёлке Красный Маяк. Там он нашёл второй самовар, который отдал тряпичнику. Ездили по деревням такие специалисты  –  тряпьё собирали, а взамен из ящика, для детворы волшебного, давали леденцовые петушки и игрушки.


– Была там такая самая большая свистулька в виде зебры, – вспоминает Михаил Петрович. – Тряпья за неё было мало  – два самовара просил старьёвщик. Ну, самоваров у нас было много, как мне казалось, а зебра такая — одна. Первый, попроще, я сам нашёл, а второй мы с братом на чердаке откопали. Смутно помню, но он был очень красивый, ничего похожего у нас здесь сейчас нет...


А самоваров очень много собралось за семь лет существования музея. По словам иногородних посетителей, в Касимове их даже больше, чем в известном музее Тулы. Причём самые разные экспонаты: и старинные, и современные, и пузатые, и стройные, и дровяные, и электрические... Каких только нет! Интересуюсь: откуда такое богатство?


– Так люди всё приносили, –  отвечает Михаил Петрович. И тут же добавляет с улыбкой: –  У нашего народа есть всё. И если покопаться, то можно и атомную бомбочку найти.


«Кого люблю, того дарю»


Касимов  – заповедный край, кажется, буквально всё там пропитано историей. Вместе с самоварами в музей к Силкову понесли самые разнообразные древности, в том числе и поддужные колокольчики. Тут-то и выяснил для себя Михаил Петрович, что в дореволюционном Касимове мастеров-литейщиков, изготавливающих эти самые колокольчики, было великое множество. Причём, отмечает коллекционер, у каждого из них был свой стиль, свой звук, свой особый секрет. И они нисколько не уступали знаменитым валдайским умельцам.


– Валдайские более известны благодаря классику, который написал: «И колокольчик, дар Валдая, гудит уныло под дугой», – цитирует основатель музея. –  А если рассуждать по справедливости, в Касимове мастеров было больше и колокольчики у них получались лучше.


Михаил Петрович хоть и не коренной касимовец, но настоящий патриот города, ставшего ему родным. А выбрал он его практически случайно. По окончании вуза родные предлагали остаться в Москве, но столица отпугнула Силкова своей суетностью. Хотел он жить и работать в небольшом и уютном городке. Взял тогда карту, циркуль и очертил вокруг Москвы круг радиусом 300 километров. Одной из точек на этой орбите и оказался город Касимов, где прошла вся его трудовая жизнь. Михаил Петрович заведовал связью района: почта, телефон, телеграф. На пенсию вышел день в день – считает, что всё надо делать, как положено. Это его принцип.


Но вернёмся к поддужным колокольчикам. В стародавние времена они были что мигалки, или же синие ведёрки сего дня. Всякий уважающий себя владелец тройки считал своим долгом их иметь. А моду на звуковое сопровождение движения ввёл Пётр Первый, когда учредил российскую почту. Курьеры должны были сообщать о своём прибытии на почтовую станцию задолго до появления в пределах видимости. Им предписывалось дудеть в специальный рожок либо вешать под дугу колокольчик. По понятным причинам рожок не прижился — в морозную погоду он и к губам мог пристыть, а вот поддужные колокольчики пришлись в самый раз. Следом за почтовыми и обыватели стали снабжать свои выезды колокольчиками. Уж больно радостно звенели они окрест, разгоняя всякую нечисть.


1415015429_original-8_cr.jpg

Поддужные колокольчики


–  А ещё можно по надписям на поддужных колокольчиках изучать историю своей малой родины,  – продолжает Михаил Петрович. –  Были именные, подписанные именем мастера или владельца.


И с какой-либо надписью: «Кого люблю, того дарю», «Пора нашему теляти волка съесть» и так далее.


Любовь к малой родине


В первой половине XIX века государство попыталось установить монополию на поддужные колокольчики, негосударственным людям запретив вешать их на свои экипажи. Но русский человек всегда умел обойти закон. Колокольчики заменили на бубенчики и стали не под дугу вешать, а лошади на шею надевать. Такие экспонаты в касимовском музее тоже представлены.


К колокольному звону всегда на Руси относились с особенным почитанием. В трудные для церкви времена колокола сберегали, прятали. И даже отбитые кусочки старались сохранить. Есть такие святыни в музее.


–  Если хозяин какого-либо церковного колокола найдётся, мы вернём, – заверяет Михаил Петрович.


Правда, потрескавшиеся, они вряд ли уже послужат по назначению. Представлены в экспозиции и современные образцы церковного колокольного литья.


Напоследок Силков замечает, что где-то вычитал, мол, только чудаки создают частные музеи. И в самом деле, это занятие довольно хлопотное. Чтобы выходить в нули –  работать без прибыли, но и без убытков, – приходится много постараться. Но это стоит того. Музеи Силкова посещают не только туристы и высокие гости. По выходным и горожане с семьями заходят, с удивлением обнаруживая всё новые подробности из истории родного города. И это приятно, признаётся Михаил Петрович. Именно с подобного знания начинается и крепнет к малой родине любовь.


Наталия Терлеева

«Панорама города» №1 от 7.01.2015.


Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Это высказывание полностью подтверждает настоящая действительность. Если в былые времена автомобиль в основном приобретали солидные дядьки в уже зрелом возрасте, скопив на это дело немалый капитал. То сегодня эту возможность имеют практически все. В наше время  появилась возможность приобрести понравившейся автомобиль в кредит. Это очень удобно, ведь вы становитесь обладателем своего авто сразу после оформления покупки в автосалоне. Еще одно удобство заключается в том, что вы можете подать онлайн заявку на автокредит не выходя из дома и сразу в несколько банков, что существенно экономит ваше время. 


Читайте также
Загрузить еще
1 ... 72 73 74 75 76 ... 78