Наш музей работает
Несколько лет назад областной центр в одночасье едва, не лишился одного из своих музеев. По прихоти тогдашнего руководства Министерства обороны уникальный Музей военной автомобильной техники был закрыт, а коллекцию из шести десятков раритетных легковых машин перевезли в столицу.
Несколько лет назад областной центр в одночасье едва, не лишился одного из своих музеев. По прихоти тогдашнего руководства Министерства обороны уникальный Музей военной автомобильной техники был закрыт, а коллекцию из шести десятков раритетных легковых машин перевезли в столицу. Однако в непростое время сотрудники сумели сберечь оставшиеся экспонаты, и сейчас их можно увидеть на территории бывшего военно-автомобильного института.
Автомобили с историей
- Было очень тяжело смотреть на то, как из музея вывозили летом 2010 года старинные автомобили, — вспоминает Рудольф Вандер, который сейчас является заведующим историко-мемориальным залом боевой техники и вооружения Музея истории воздушно-десантных войск. - Ведь я работаю здесь практически с самого открытия музея, с ноября 1995 года, и все экспонаты прекрасно знаю.
В музей Рудольф Васильевич пришёл непосредственно с кафедры тактики военно-автомобильного института, где занимал должность старшего преподавателя. И за полтора десятка лет он прошёл путь от простого сотрудника музея до заместителя директора и вместе со своими коллегами создавал экспозицию.
- Сначала было 70 единиц военной техники, в основном грузовые автомобили, — рассказывает Рудольф Вандер. - Но постепенно стала складываться коллекция старинных легковых машин. Одни автомобили поступали к нам из гаража Министерства обороны, когда срок их службы подходил к концу, а другие мы восстанавливали собственными силами. Ведь в середине 90-х годов прошлого столетия довольно много брошенных старых машин стояло во дворах, ржавели на дачах, и рязанцы обращались к нам, чтобы мы забрали авто и отреставрировали его.
Так в коллекции музея появились «Москвич-401», «Победа», ЗАЗ-965, в народе более известный как «горбатый «запорожец», и даже американский грузовой автомобиль «Студебеккер», который привезли в Рязань из колхоза на Ставрополье. Кроме того, часто просто дарили машины, и за полтора десятка лет существования музея их набралось 25 единиц. Среди них были ГАЗ М-1 - легендарная «эмка», выпущенная в довоенном 1936 году, тогда их только начали собирать на Горьковском автомобильном заводе; полноприводные автомобили повышенной проходимости ГАЗ М-72, напоминающие по внешнему виду «Победу», а также «Москвич-410». Эти машины предназначались для председателей колхозов и совхозов.
Не опустили рук
В общем, благодаря стараниям сотрудников рязанский музей превратился в уникальное собрание ретро-автомобилей, а в последний год его существования в экспозиции насчитывалось полторы сотни старинных машин, на которые приходили смотреть от мала до велика. Однако, видимо, в Москве кто-то положил глаз на эту коллекцию, и самые ценные автомобили отправились в столицу.
- Дело в том, что, согласно директиве Генерального штаба, Музей военно-автомобильной техники 1 июля 2010 года вместе с автомобилями официально переехал в Москву, всех сотрудников уволили, а оставшиеся экспонаты стали бесхозными, - сокрушается Рудольф Вандер.
В такой ситуации у кого-то от обиды, неясных перспектив (закрыли военно-автомобильный институт, и он стал автомобильным факультетом десантного училища) руки опустились. Вот только часть уволенных сотрудников музея не захотела мириться с несправедливостью и рушить созданное за полтора десятилетия.
- Оставшуюся часть экспонатов удалось спасти благодаря командующему ВДВ Владимиру Шаманову, твёрдо заявившему, что коллекция должна быть обязательно сохранена, — говорит Рудольф Васильевич. - Сотрудники были оформлены в училище ВДВ на вакантные должности, продолжив работать в несуществующем де-юре музее.
И не просто оберегать коллекцию, а пополнять её новыми экспонатами. В 2011 году сотрудники восстановили грузовик ЗИС-5, десять лет простоявший на плацу военно-автомобильного института.
- Этот автомобиль воевал в Великую Отечественную войну, - рассказывает Рудольф Вандер. — Мы заменили все сгнившие детали, отремонтировали двигатель, и с той поры наш фронтовой грузовик на ходу. Он смог даже засветиться на общероссийском телевидении — в программе «Первая передача» на НТВ.
Восстановив один автомобиль, сотрудники взялись за следующий, и год спустя коллекцию пополнил послевоенный ГАЗ-51. А в минувшем декабре экспозиция историко-мемориального зала боевой техники и вооружения увеличилась ещё на одну единицу.
- В коллекции недавно появился ГАЗ-69, - говорит Рудольф Васильевич. - Замечательные мастера-ремонтники Геннадий Морозов и Александр Хараман собрали этот экспонат из двух автомобилей. Кузов и раму взяли от машины, которая долгое время стояла на подиуме в РВАИ, но металл выдержал все капризы погоды. Двигатель же позаимствовали от автомобиля, который подарил нам выпускник военно-автомобильного института Артём Савельев. А в итоге сегодня ГАЗ-69 выглядит так, как будто только вчера сошёл с конвейера.
Недавно восстановленный ГАЗ-69
Ждем в гости
- К сожалению, сообщения о закрытии нашего музея сослужили плохую службу, - говорит Рудольф Вандер. - До сих пор многие рязанцы уверены, что коллекция утрачена, двери на замке. А это совершенно не так. И было обидно, когда в новогодние каникулы в наш музей приезжали иногородние посетители, а земляки игнорировали нас. Ведь наше собрание уникально. Мы и историю российского автомобилестроения расскажем, и машины покажем. Причём не только военные, но и самые обычные - старинные «Запорожцы», «Волги», «Москвичи», «Победы». Их предоставили в экспозицию рязанские любители ретро-автомобилей, которым негде их хранить. А для детишек мы и вовсе открываем двери военных автомобилей и разрешаем лазить внутри салона.
- А какова судьба увезённой части коллекции?
- Единственный раз я видел её уже после отставки Анатолия Сердюкова с поста министра обороны, когда в октябре 2012 года мне удалось посетить 147-ю автомобильную базу Министерства обороны РФ. Тогда все машины были в сохранности. А как обстоят дела сейчас, мне неизвестно.
А без них коллекция выглядит хотя и большой, однако, не полной. В юбилейный год Великой Победы пора бы вернуть 60 ретро-машин в Рязань, чтобы восстановить справедливость и дать всем желающим возможность любоваться старинными автомобилями.
Фото: группа "Рязань туристическая" в соцсети "ВКонтакте".
Анатолий Агапов
«Панорама города» от 28.01.2015, № 4