28 января 2015

Наш музей работает

Несколько лет назад областной центр в одночасье едва, не лишился одного из своих музеев. По прихоти тогдашнего руководства Министерства обороны уникальный Музей военной автомобильной техники был закрыт, а коллекцию из шести десятков раритетных легковых машин перевезли в столицу.

Анатолий Агапов |
Наш музей работает

Несколько лет назад областной центр в одночасье едва, не ли­шился одного из своих музеев. По прихоти тогдашнего руковод­ства Министерства обороны уникальный Музей военной автомобильной техники был закрыт, а коллекцию из шести десятков раритетных легковых машин перевезли в столицу. Однако в не­простое время сотрудники сумели сберечь оставшиеся экспонаты, и сейчас их можно увидеть на территории бывшего воен­но-автомобильного института.

 

Автомобили с историей

 

- Было очень тяжело смо­треть на то,  как из музея выво­зили летом 2010 года старин­ные автомобили, — вспомина­ет Рудольф Вандер, который сейчас является заведующим историко-мемориальным за­лом боевой техники и воору­жения Музея истории воздушно-десантных войск. - Ведь я работаю здесь практически с самого открытия музея, с ноя­бря 1995 года, и все экспона­ты прекрасно знаю.

 

В музей Рудольф Василье­вич пришёл непосредственно с кафедры тактики военно-автомобильного института, где занимал должность старшего преподавателя. И за полтора десятка лет он прошёл путь от простого сотрудника музея до заместителя директора и вме­сте со своими коллегами со­здавал экспозицию.

 

- Сначала было 70 единиц военной техники, в основном грузовые автомобили, — рас­сказывает Рудольф Вандер. - Но постепенно стала склады­ваться коллекция старинных легковых машин. Одни авто­мобили поступали к нам из га­ража Министерства обороны, когда срок их службы подхо­дил к концу, а другие мы вос­станавливали собственными силами. Ведь в середине 90-х годов прошлого столетия до­вольно много брошенных ста­рых машин стояло во дворах, ржавели на дачах, и рязанцы обращались к нам, чтобы мы забрали авто и отреставриро­вали его.

 

YY2L5rG9WvM.jpg

ЗИС-5 перевозил грузы во время Великой Отечественной войны


Так в коллекции музея по­явились «Москвич-401», «По­беда», ЗАЗ-965, в народе бо­лее известный как «горбатый «запорожец», и даже амери­канский грузовой автомобиль «Студебеккер», который при­везли в Рязань из колхоза на Ставрополье. Кроме того, ча­сто просто дарили машины, и за полтора десятка лет суще­ствования музея их набралось 25 единиц. Среди них были ГАЗ М-1 - легендарная «эм­ка», выпущенная в довоенном 1936 году, тогда их только начали собирать на Горьковском автомобильном заводе; пол­ноприводные автомобили по­вышенной проходимости ГАЗ М-72, напоминающие по вне­шнему виду «Победу», а также «Москвич-410». Эти машины предназначались для предсе­дателей колхозов и совхозов.

 

Не опустили рук

 

В общем, благодаря стара­ниям сотрудников рязанский музей превратился в уникаль­ное собрание ретро-автомо­билей, а в последний год его существования в экспозиции насчитывалось полторы сотни старинных машин, на которые приходили смотреть от мала до велика. Однако, видимо, в Москве кто-то положил глаз на эту коллекцию, и самые цен­ные автомобили отправились в столицу.

 

- Дело в том, что, согласно директиве Генерального шта­ба, Музей военно-автомобиль­ной техники 1 июля 2010 года вместе с автомобилями офи­циально переехал в Москву, всех сотрудников уволили, а оставшиеся экспонаты стали бесхозными, - сокрушается Рудольф Вандер.

 

В такой ситуации у кого-то от обиды, неясных перспектив (закрыли военно-автомобильный институт, и он стал авто­мобильным факультетом де­сантного училища) руки опу­стились. Вот только часть уво­ленных сотрудников музея не захотела мириться с неспра­ведливостью и рушить созданное за полтора десятилетия.

 

- Оставшуюся часть экспо­натов удалось спасти благода­ря командующему ВДВ Вла­димиру Шаманову, твёрдо за­явившему, что коллекция дол­жна быть обязательно сохра­нена, — говорит Рудольф Ва­сильевич. - Сотрудники были оформлены в училище ВДВ на вакантные должности, продол­жив работать в несуществую­щем де-юре музее.

 

И не просто оберегать кол­лекцию, а пополнять её новы­ми экспонатами. В 2011 году сотрудники восстановили гру­зовик ЗИС-5, десять лет про­стоявший на плацу военно-ав­томобильного института.

 

- Этот автомобиль воевал в Великую Отечественную вой­ну, - рассказывает Рудольф Вандер. — Мы заменили все сгнившие детали, отремонти­ровали двигатель, и с той по­ры наш фронтовой грузовик на ходу. Он смог даже засветить­ся на общероссийском теле­видении — в программе «Пер­вая передача» на НТВ.

 

Восстановив один автомо­биль, сотрудники взялись за следующий, и год спустя кол­лекцию пополнил послевоен­ный ГАЗ-51. А в минувшем де­кабре экспозиция историко­-мемориального зала боевой техники и вооружения увели­чилась ещё на одну единицу.

 

- В коллекции недавно по­явился ГАЗ-69, - говорит Ру­дольф Васильевич. - Замеча­тельные мастера-ремонтники Геннадий Морозов и Алек­сандр Хараман собрали этот экспонат из двух автомоби­лей. Кузов и раму взяли от ма­шины, которая долгое время стояла на подиуме в РВАИ, но металл выдержал все капри­зы погоды. Двигатель же по­заимствовали от автомобиля, который подарил нам выпуск­ник военно-автомобильного института Артём Савельев. А в итоге сегодня ГАЗ-69 выгля­дит так, как будто только вче­ра сошёл с конвейера.


E7Hg60CXt4c.jpg

Недавно восстановленный ГАЗ-69


Ждем в гости


- К сожалению, сообщения о закрытии нашего музея со­служили плохую службу, - го­ворит Рудольф Вандер.  - До сих пор многие рязанцы уве­рены, что коллекция утрачена, двери на замке. А это совер­шенно не так. И было обидно, когда в новогодние каникулы в наш музей приезжали ино­городние посетители, а зем­ляки игнорировали нас. Ведь наше собрание уникально. Мы и историю российского авто­мобилестроения расскажем, и машины покажем. Причём не только военные, но и самые обычные - старинные «Запо­рожцы», «Волги», «Москвичи», «Победы». Их предоставили в экспозицию рязанские люби­тели ретро-автомобилей, ко­торым негде их хранить. А для детишек мы и вовсе открыва­ем двери военных автомоби­лей и разрешаем лазить вну­три салона.


- А какова судьба увезён­ной части коллекции?


- Единственный раз я видел её уже после отставки Анато­лия Сердюкова с поста мини­стра обороны, когда в октябре 2012 года мне удалось посе­тить 147-ю автомобильную ба­зу Министерства обороны РФ. Тогда все машины были в со­хранности. А как обстоят дела сейчас, мне неизвестно.


А без них коллекция выгля­дит хотя и большой, однако, не полной. В юбилейный год Великой Победы пора бы вернуть 60 ретро-машин в Рязань, что­бы восстановить справедли­вость и дать всем желающим возможность любоваться ста­ринными автомобилями.


Фото: группа "Рязань туристическая" в соцсети "ВКонтакте".

Анатолий Агапов

«Панорама города» от 28.01.2015, № 4

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 78