19 мая 2017
Речь с движением – лучшее развлечение!
Большую роль в развитии речи ребенка играют игры и упражнения на сочетание речи и движения
Как лучше всего заниматься с ребёнком? Как эффективнее всего учить, развивать дошкольника или младшего школьника? Конечно, играя! «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», как справедливо отмечал В.А. Сухомлинский.
Большую роль в развитии речи ребенка играют игры и упражнения на сочетание речи и движения, так называемые речедвигательные упражнения. Речедвигательная деятельность – комплексная методика, включающая средства речевого развития, ритмического и физического воспитания. Комплекс игр и упражнений, используемый в данном виде деятельности, направлен на совершенствование речи путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
Такие упражнения могут сопровождаться музыкой, и тогда это будет логоритмика. Но если логоритмикой целесообразно заниматься в детском саду или в «Развивайке», где занятия будут организованы квалифицированными специалистами – учителем-логопедом и музыкальным руководителем, то речедвигательные упражнения родители вполне способны проводить со своим ребенком сами. Можно воспользоваться готовыми методическими разработками М.Ю. Картушиной, М.Ю. Гоголевой, Е.С. Анищенковой, Н.В. Нищевой. А можно поступить гораздо проще! Вспоминаете ваше любимое стихотворение (или находите новое, или даже сочиняете свое, авторское), на каждую фразу придумываете имитирующее описанное в тексте движение, «репетируете» сами (возможно, перед зеркалом), а затем вместе с ребенком. Сначала выполнение упражнения происходит по подражанию отраженно – вы говорите и показываете, затем за вами повторяет ребенок. Потом сопряженно – ребенок говорит и делает вместе с вами. И, наконец, попытайтесь предоставить малышу полную свободу. Пусть он сам попытается повторить и слова, и движения. Уверяю вас, такой вид деятельности очень нравится детям. А кроме того, способствует развитию речи, ее выразительности, обогащает речевой запас, развивает артистические способности ребёнка, раскрепощает его и повышает самооценку!
И в заключение хочу предложить вам свою авторскую разработку – речедвигательное упражнение «С мамой я иду гулять…». Попробуйте, это очень увлекательно!
С мамой я иду гулять,
(шагаем)
Будем птичек мы считать,
(машем руками-«крыльями)
Будем в мячик мы играть,
(имитируем игру в мяч)
Цветным мелом рисовать.
(присесть, «рисовать» воображаемым мелом)
И на солнышко глядеть,
(смотрим вверх из-под ладони)
И на лавочке сидеть.
(присесть на корточки)
И попрыгаем немножко,
(попрыгать)
И погладим Мурку кошку,
(наклоняемся, имитируем поглаживание кошки)
А потом – домой опять.
(шагаем)
С мамой я люблю гулять!
(поднять вверх большой палец)
Учитель-логопед Гоголева Наталья Сергеевна, МБДОУ «Детский сад № 5»
Читайте также
Загрузить еще