Международное признание Олега Буцкого
Еще год назад имя Олега Буцкого было мало кому знакомо в Рязани, но быстротечная река жизни, словно в бурный апрель, сломала прежние мосты, и вот уже новые поколения строят новые переправы... Его персональная выставка «Природы скромный ученик» в выставочном зале Союза художников весной этого года наделала немало шума.
Бездонное звездное небо над головой да лай ворчливых собак... Где- то правее угадывался силуэт Вознесенской церкви, теряющийся в сумраке августовской ночи. Раскладной походный стул, термос с горячим чаем... Той ночью мы с Олегом Буцким охотились в районе деревни Ярустово за падающими звездами. Безлунный небосвод разложил перед нами палитру незамысловатых красок, и сердце в очередной раз наполнилось нежностью к родной рязанской земле.
Еще год назад имя Олега Буцкого было мало кому знакомо в Рязани, но быстротечная река жизни, словно в бурный апрель, сломала прежние мосты, и вот уже новые поколения строят новые переправы... Его персональная выставка «Природы скромный ученик» в выставочном зале Союза художников весной этого года наделала немало шума. Пышность, торжественность, размах... И самое главное, что за красивой оберткой посетителей ждала весьма недурная начинка. Злые языки даже заговорили о чрезмерных амбициях автора. Но дело здесь не в амбициях, а, скорее, в желании показать и доказать, что и в нынешнее время можно говорить о высоком не только со своими друзьями и коллегами по фотоцеху, но и с массовым зрителем.
Рассвет в Солотче
Фотографии Олега Буцкого, представленные в виде огромных полотен, нанесенных на пенокартон, больше напомнили картины классических художников-пейзажистов, чем знакомые всем с детства позитивы. «Умение видеть в привычных пейзажах средней полосы запредельную красоту и гармонию мира - это, пожалуй, самое важное качество фотохудожника», - такую оценку получил мастер от прессы. Ну а когда издательство National Geographic одну за другой начало включать работы рязанского фотографа в список наиболее емких и содержательных сказаний о красотах русской земли, были вынуждены замолчать даже самые яростные критики.
- Однажды я понял: многое из того, что мы сегодня считаем обыденным, вовсе не является таковым, — считает художник. - В силу разных причин природа изменяется — то, что еще вчера казалось вечным, исчезает безвозвратно... Так и родилась идея этой выставки.
Впрочем, хватит слов, пусть о своем создателе нашим читателям расскажут его картины...
С небес на землю
- Все началось в начале девяностых - поведал Олег. - Я учился в рязанской школе № 43, а в тот год перешел в 9-й класс. В клубе имени Гагарина, что действовал при заводе счетно - аналитических машин, в числе прочих посещал фотокружок. Увидеть процесс создания фотоснимка и не заразиться им, было невозможно. В свете красного фонаря пинцетом погружаешь фотобумагу в раствор проявителя, и на глазах начинают проступать силуэты... Это сродни чуду. Потом образ опускаешь в закрепитель. Школу пленочной фотографии, можно сказать, прошел от и до. Однажды я засветил чужую пленку - до сих пор помню тот день и это состояние, когда ты понимаешь, что допустил ужасную ошибку, но ничего уже не можешь изменить. Эх... герои того засвеченного застолья так никогда и не оказались на фотобумаге.
Осень в объективе Олега Буцкого
Более того, я учился ретушировать фотографии, - с улыбкой вспомнил наш собеседник, — своеобразный ручной фотошоп. Тонкой кисточкой с фотографии удалялись изъяны. Мне очень нравилось наше времяпрепровождение, и вполне предсказуемо в моем сердце вскоре поселилась мечта - иметь собственный фотоаппарат. В те годы использовались преимущественно “Зениты” и “Смены”. Я понимал, что первый вариант совершенно не по карману моим родителям, и, конечно, был согласен на второй. Увы... Мама и папа довольно быстро вернули меня с небес на землю (денег в семье не было даже на покупку “Смены”), и школу я окончил, уже совершенно охладев к фотоделу.
Если бы не жена...
- В 2007 году родился сын! - рассказал Олег Буцкий. - Вскоре супругу должны были выписать из роддома, и очень хотелось преподнести какой- нибудь интересный подарок, и как-то неожиданно я понял, что куплю для нее фотоаппарат.
С супругой Дианой
Ох, сколько карточек она наснимала, сколько фотоколлажей смастерила, — продолжил пересказывать историю своей жизни наш собеседник. — Все это делалось исключительно в рамках семейной фотографии, но с такой увлеченностью, что через три года стало ясно: нужна техника посерьезнее. Так в нашей семье появился Сапоп 5500. Покупая зеркальную камеру, понимал, что, скорее всего, для хороших кадров потребуется и хороший объектив. Ну а когда привезли довольно увесистый объектив L - серии с фокусным расстоянием 24-105 мм, руки сами потянулись к фотоаппарату. И началось: домашние животные, цветы, улицы и дома, праздники, облака и звезды...
Конечно, все кадры получались исключительно любительские, а хотелось большего. Тогда, посоветовавшись с супругой, я решил записаться на индивидуальные курсы к Олегу Бородяеву. Признанный фотограф помог мне разобраться с техническими аспектами фотодела - диафрагма, выдержка, светосила. Начал искать себя в разных жанрах - чего только не снимал, в том числе и обнаженную женскую натуру. Но работать в рамках ограниченной четырьмя стенами студии было некомфортно: меня тяготило буквально все.
Открытие персональной выставки
На помощь снова пришла супруга. Согласитесь, мало какой женщине понравится, когда ее суженый вечерами фотографирует других девушек, а потом еще ночами сидит, работает над бархатистостью их кожи... И она вполне резонно посчитала, что это уже перебор! Так я оказался на улице. Не подумайте, что жена выгнала из дома, нет. Просто я оставил в прошлом формат закрытого помещения...
Пожизненно акредитованный
- Оказавшись на улице, я начал просто-напросто отрабатывать различные режимы съемки, скорее, для совершенствования собственных навыков, чем в погоне за красивыми кадрами, - продолжил рассказ Олег. - И к своему удивлению заметил, что начало что-то получаться из серии пейзажей...
А немногим раньше на фестивале «Небо России» я случайно познакомился с воздухоплавателями, - поведал он. Хотя говорят, что в жизни не бывает ничего случайного. В день открытия «Неба России» я ходил по летному полю фотографировал тепловые аэростаты, когда ко мне подошла пресс-атташе фестиваля Жанна Лосева и попросила поделиться снимками, поскольку заявленные фотографы не явились. Так и началась наша многолетняя дружба (весной 2015 года Олег Буцкий получил пожизненную аккредитацию на воздушные полеты из рук легенды российского воздухоплавания Льва Маврина - Прим. ред.). Кстати, съемка тепловых аэростатов - разновидность пейзажа, наверное, именно поэтому у нас с воздухоплавателями сложились столь комфортные отношения.
"Небо России - 2014"
Результат любого фотовыезда всегда зависит от предварительной подготовки, - поделился профессиональными секретами художник. - Изучаешь температуру, направление ветра, облачность, думаешь, что можно снять при тех или иных погодных условиях - архитектуру, архитектуру в пейзаже или, может быть, просто какой- нибудь унылый пейзаж, если на улице дождь. Сегодня существует множество гаджетов, которые заметно облегчают аналитическую работу. Благодаря различным приложениям можно с точностью до градуса и до минуты рассчитать, откуда и когда взойдет солнце, какую часть ночного небосклона пересечет Млечный путь. К чему я это все говорю? Когда выезжаешь на какое-то конкретное место для фотосъемки, ты уже имеешь в голове созданный образ. Тебе просто нужно встать в выбранную заранее точку и спустить затвор.
Но и без удачи в нашем деле никуда... Можно уехать ночью за 160 километров, а на рассвете остаться ни с чем. Туман может быть стелющимся по земле, может быть высоким, может подуть ветер, и тогда он вообще сойдет. Ты можешь пройти буквально в двух метрах от ключевой точки и ничего не увидеть, а можешь попасть... И тогда в монотонной роще дубов ты найдешь один-единственный сказочный дуб. Но, кроме везения, должно быть еще и желание. Захочешь ли ты сам увидеть что-то необычное в обычном, отправишься ли на поиски - вот вопрос...
Подсолнухи и звездное небо
Наверное, самое главное мое достижение на сегодняшний день - то, что несколько работ (шесть, если быть точным) взяло для публикации на своих ресурсах всемирно известное издание National Geographic, - резюмировал мой собеседник. — Значит, не такие уж ужасающие (Олег улыбается) эти мои фотографии, но, конечно, всегда есть к чему стремиться...
Фото:
Подготовил Евгений Баранцев