Рязань на ощупь
«Малая Родина» узнала, где живут и работают рязанские слабовидящие и почему у них свой «дорожный антирейтинг»
Есть такое понятие – «незащищенная категория граждан». Оно относится ко всем людям с ограниченными возможностями, но именно слепые и слабовидящие люди, пожалуй, наиболее беззащитны перед окружающим миром. Имея возможность передвигаться по большому городу, работать и общаться, они не могут уберечь себя от агрессивного уличного движения, ям на дорогах и других неприятностей. И хотя власти должны помогать таким людям ориентироваться без лишних нервов, даже за это право слабовидящим приходится бороться.
Перекресток, перекресток, перейти тебя непросто…
Как рассказала «Малой Родине» председатель Рязанской местной организации Всероссийского общества слепых Наталья Рябова, больше всего слабовидящих в городе живет в самом центре – на улицах Ленинского комсомола, Высоковольтной, Дзержинского, Щедрина, Семена Середы. На последней расположено еще и важнейшее предприятие «Промпласткомплект», где трудятся рязанские слепые. Там же, объяснила Наталья Александровна, располагаются библиотека для слабовидящих со спецлитературой и клуб, где проходят основные мероприятия и праздники общества. Словом, людям на этих улицах надо как-то передвигаться, чтобы не отрезать себя от общества. И здесь назрела проблема.
Чтобы слепые могли безопасно переходить дороги, на светофорах должны быть установлены звуковые маячки. Когда пешеходам загорается «зеленый», устройства подают резкие сигналы, и по ним можно ориентироваться, когда начинать и заканчивать движение. В Рязани такие маячки были установлены на шести светофорах, поближе к местам работы и проживания слепых. Но работали они крайне тихо, и людям приходилось рисковать жизнью и переходить дороги «на слух» и «на ощупь». «У нас даже сначала не было информации, что маячки устарели, - сказала Наталья Рябова. – А люди тем временем не могли добраться до работы, клуба или дома, не испытывая стресс».
Предприятие «Промпласткомплект»
На помощь обществу слепых пришли активисты Общероссийского народного фронта. Первый рейд, посвященный проверке работы звуковых маячков, они провели еще в феврале. На тот момент администрация Рязани пообещала отрегулировать на устройствах звук – речь шла о семи светофорах. Сейчас ведомство установило шесть маячков с регулируемым уровнем громкости, а седьмой, на площади Победы, должен появиться до 30 октября.
Перекричать улицу
Казалось бы, все просто: поставить громкие маячки для удобства слепых – и проблема решена. Но это не так. По ГОСТу шум от светофорных маячков должен находиться в пределах от 30 до 90 дБ, превышая при этом общий уровень уличного шума на 5 дБ, чтобы его можно было услышать.
Эксперты ОНФ проводили вторую проверку на прошлой неделе, причем заказали услугу измерения уровня сигналов шумомером. С группой на места выезжал специалист, который лично производил замеры. Такие предосторожности, к слову, нелишни: один шумомер стоит порядка 200 тысяч рублей.
Днем – шум, ночью - отдых
Итоги майской проверки показали, что на некоторых светофорах звуковые датчики не работали вообще, на других – очень тихо. «На улице Гагарина живет несколько инвалидов по зрению, и без этих звуковых сигналов они несколько раз чуть не попадали в аварию», - отметила эксперт ОНФ Евгения Рябова.
Со звуковыми маячками связана еще одна этическая тонкость. Если светофор, а вместе с ним и маячок работают денно и нощно, местные жители вынуждены постоянно слушать этот громкий и резкий звук. Поэтому администрация Рязани всегда стремилась «убавлять громкость» в маячках, чтобы давать людям вечерний и ночной отдых.
Тем не менее, по мнению Рябовой, решение есть. Нужно поставить на маячки два режима – дневной, когда громкость сигнала может доходить до 75 дБ, и ночной, где шум не превысит 40 дБ. Пока же администрация пообещала привести пешеходные переходы в порядок, и «Малая Родина» будет наблюдать за изменениями в этой ситуации. Ведомство даже объявило, что приобретет собственный шумомер, чтобы замерять уровень сигнала светофоров.
«Кусачие» канавы
К слову, о ходьбе: испытанием для слепых и слабовидящих становятся не только «молчащие» светофоры, но и ямы на тротуарах. Если для зрячего человека это неприятно, то незрячему попадание в ухаб может стоить здоровья.
О рязанских тротуарах Наталья Рябова отозвалась как о «плачевных». «Это одна из главных проблем для членов нашего общества, и она повсеместна», - отметила Наталья Александровна. Выходит, у слабовидящих свой дорожный антирейтинг – только в него попадает вся Рязань?
Поддерживающая рука
Но, несмотря на все трудности, слепые и слабовидящие рязанцы стараются жить активно: работают, слушают новости и книги, посещают и устраивают праздники. А если вдруг на их пути встает неожиданное препятствие, на помощь приходят окружающие.
«В прошлом году одна наша дама попала в ситуацию, когда не успела перейти дорогу в центре Рязани. Звукового сигнала уже не шло, машины начали ей сигналить, и она совершенно растерялась. Чуть было не врезалась в ограждение! И тогда из одного авто вышел водитель и помог ей дойти до конца», - поделилась Наталья Рябова. Так давайте же помнить, что в нашем городе есть и такие жители – и поддерживать их всем, чем только можем.
А хорошие тротуары без ям нужны всем горожанам – независимо от остроты зрения.
Фото из открытых источников