1 июня 2016

Рязань на ощупь

«Малая Родина» узнала, где живут и работают рязанские слабовидящие и почему у них свой «дорожный антирейтинг»

Малая Родина |
Рязань на ощупь

Есть такое понятие – «незащищенная категория граждан». Оно относится ко всем людям с ограниченными возможностями, но именно слепые и слабовидящие люди, пожалуй, наиболее беззащитны перед окружающим миром. Имея возможность передвигаться по большому городу, работать и общаться, они не могут уберечь себя от агрессивного уличного движения, ям на дорогах и других неприятностей. И хотя власти должны помогать таким людям ориентироваться без лишних нервов, даже за это право слабовидящим приходится бороться.


Перекресток, перекресток, перейти тебя непросто…


den-beloy-trosti.jpg


Как рассказала «Малой Родине» председатель Рязанской местной организации Всероссийского общества слепых Наталья Рябова, больше всего слабовидящих в городе живет в самом центре – на улицах Ленинского комсомола, Высоковольтной, Дзержинского, Щедрина, Семена Середы. На последней расположено еще и важнейшее предприятие «Промпласткомплект», где трудятся рязанские слепые. Там же, объяснила Наталья Александровна, располагаются библиотека для слабовидящих со спецлитературой и клуб, где проходят основные мероприятия и праздники общества. Словом, людям на этих улицах надо как-то передвигаться, чтобы не отрезать себя от общества. И здесь назрела проблема.


Чтобы слепые могли безопасно переходить дороги, на светофорах должны быть установлены звуковые маячки. Когда пешеходам загорается «зеленый», устройства подают резкие сигналы, и по ним можно ориентироваться, когда начинать и заканчивать движение. В Рязани такие маячки были установлены на шести светофорах, поближе к местам работы и проживания слепых. Но работали они крайне тихо, и людям приходилось рисковать жизнью и переходить дороги «на слух» и «на ощупь». «У нас даже сначала не было информации, что маячки устарели, - сказала Наталья Рябова. – А люди тем временем не могли добраться до работы, клуба или дома, не испытывая стресс».


img_2932.jpg

Предприятие «Промпласткомплект»


На помощь обществу слепых пришли активисты Общероссийского народного фронта. Первый рейд, посвященный проверке работы звуковых маячков, они провели еще в феврале. На тот момент администрация Рязани пообещала отрегулировать на устройствах звук – речь шла о семи светофорах. Сейчас ведомство установило шесть маячков с регулируемым уровнем громкости, а седьмой, на площади Победы, должен появиться до 30 октября.


Перекричать улицу


image.jpg


Казалось бы, все просто: поставить громкие маячки для удобства слепых – и проблема решена. Но это не так. По ГОСТу шум от светофорных маячков должен находиться в пределах от 30 до 90 дБ, превышая при этом общий уровень уличного шума на 5 дБ, чтобы его можно было услышать. 


Эксперты ОНФ проводили вторую проверку на прошлой неделе, причем заказали услугу измерения уровня сигналов шумомером. С группой на места выезжал специалист, который лично производил замеры. Такие предосторожности, к слову, нелишни: один шумомер стоит порядка 200 тысяч рублей.


Днем – шум, ночью - отдых


19950.jpg


Итоги майской проверки показали, что на некоторых светофорах звуковые датчики не работали вообще, на других – очень тихо. «На улице Гагарина живет несколько инвалидов по зрению, и без этих звуковых сигналов они несколько раз чуть не попадали в аварию», - отметила эксперт ОНФ Евгения Рябова.


Со звуковыми маячками связана еще одна этическая тонкость. Если светофор, а вместе с ним и маячок работают денно и нощно, местные жители вынуждены постоянно слушать этот громкий и резкий звук. Поэтому администрация Рязани всегда стремилась «убавлять громкость» в маячках, чтобы давать людям вечерний и ночной отдых. 


Тем не менее, по мнению Рябовой, решение есть. Нужно поставить на маячки два режима – дневной, когда громкость сигнала может доходить до 75 дБ, и ночной, где шум не превысит 40 дБ. Пока же администрация пообещала привести пешеходные переходы в порядок, и «Малая Родина» будет наблюдать за изменениями в этой ситуации. Ведомство даже объявило, что приобретет собственный шумомер, чтобы замерять уровень сигнала светофоров.


«Кусачие» канавы


071img_0255.jpg


К слову, о ходьбе: испытанием для слепых и слабовидящих становятся не только «молчащие» светофоры, но и ямы на тротуарах. Если для зрячего человека это неприятно, то незрячему попадание в ухаб может стоить здоровья.


О рязанских тротуарах Наталья Рябова отозвалась как о «плачевных». «Это одна из главных проблем для членов нашего общества, и она повсеместна», - отметила Наталья Александровна. Выходит, у слабовидящих свой дорожный антирейтинг – только в него попадает вся Рязань?


Поддерживающая рука


481e944bbd4de33bb5866629248c2465__980x.jpg


Но, несмотря на все трудности, слепые и слабовидящие рязанцы стараются жить активно: работают, слушают новости и книги, посещают и устраивают праздники. А если вдруг на их пути встает неожиданное препятствие, на помощь приходят окружающие. 


«В прошлом году одна наша дама попала в ситуацию, когда не успела перейти дорогу в центре Рязани. Звукового сигнала уже не шло, машины начали ей сигналить, и она совершенно растерялась. Чуть было не врезалась в ограждение! И тогда из одного авто вышел водитель и помог ей дойти до конца», - поделилась Наталья Рябова. Так давайте же помнить, что в нашем городе есть и такие жители – и поддерживать их всем, чем только можем.


А хорошие тротуары без ям нужны всем горожанам – независимо от остроты зрения.


Фото из открытых источников

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 78