17 декабря 2015

Ждите ответа…

Рязанские журналисты изучили работу спасательных служб и попытались честно ответить на многие вопросы, связанные с работой "Скорой" и пожарных

Мария Ракчеева |
Ждите ответа…

В 2012 году в Рязани начала свою работу единая дежурно-диспетчерская служба, которая была создана для того, чтобы принимать сообщения о происшествиях и организовывать работу служб быстрого реагирования. С июля 2014 года туда стали поступать все вызовы горожан по единому номеру «службы спасения» 112.


В официальных документах все выглядит жизнеутверждающе. Но почему же в соцсетях появляется все больше историй о том, как рязанцы не смогли дозвониться до спасателей, несколько часов ждали скорую, а вместо медиков приехал... катафалк?


Мы решили выяснить, какие нарушения стоят за этими жалобами и кто должен следить за тем, чтобы граждане всегда оставались на связи с экстренными службами.


Дозвонились - с 400-го раза!


В соответствии с 52-й статьей Федерального закона от 07.07.2013 года №  125 «О связи» оператор обязан обеспечить для пользователя возможность круглосуточного бесплатного вызова экстренных оперативных служб. Однако не везде и не всегда это требование выполняется добросовестно.


В Рязанской области существует проблема колоссального износа и старения оборудования телефонных сетей. Поднять этот вопрос на региональном уровне удалось жительнице села Захарово Марине Панкратовой. Правда, сделать это женщина смогла ценой сгоревшего магазина и автомастерской, покалеченной психики ее детей. Год назад, в ночь на 14 декабря 2014 года, из-за возгорания в соседском гараже огонь охватил магазин и автомастерскую супругов Панкратовых.


- Муж помчался туда, ведь в мастерской стояли на ремонте чужие машины, он вытаскивал их вместе с другими подоспевшими на помощь односельчанами, - вспоминает Марина. – Находиться дома было опасно - рядом с мастерской муж построил газовую котельную, и труба от нее шла к нашему дому. Боясь, что наш дом взлетит на воздух, я стала одевать детей и выводить на улицу, попутно набирая номер службы спасения 112. На другом конце провода срабатывал автоответчик, который сообщал: "Линия перегружена". После нескольких десятков попыток я решила, что, скорее всего, кто-то из односельчан уже дозвонился и сообщил о пожаре.


Марина вместе с тремя маленькими сыновьями и старшей дочкой стояла на морозе, ожидая, что вот-вот услышит вой пожарных сирен, но пожарных не было. В этот момент к ним подъехал сосед, и они решили вместе доехать до пожарной части.


- Мы стучали в окно, барабанили в дверь, и, наконец, нам открыли, - рассказывает Марина. - На месте происшествия пожарные оказались лишь спустя час после того, как мы заметили пожар и стали звонить 112. Спасать уже было нечего. В этот Новый год дети остались без подарков, а мы с мужем - с кредитами и долгами за сгоревшие мастерскую и магазин, которые открыли совсем недавно.


Так началось ее хождение по мукам - по судам, прокуратурам и другим ведомствам.


- Я узнала, что в эту ночь соседи не смогли вызвать скорую маленькой дочке, у которой случился приступ астмы, ребенок мог умереть, - говорит Марина Панкратова. - Было и еще несколько аналогичных случаев, благо обошлось без жертв.


Местные власти, МЧС и органы правопорядка дела­ли вид, что ничего не про­изошло. Когда я обратилась в "Ростелеком", чтобы до­казать, что я действитель­но звонила спасателям в ту ночь, мне выдали абсолют­но пустую выписку, хотя те­лефоном я активно пользо­валась. Какой-то замкнутый круг! Но случилось чудо: один из документов попал в Роскомнадзор, началась проверка».


Ее результаты поверг­ли жителей Захарова в шок. Оказалось, что в ту зло­получную ночь на телефон «службы спасения» от жи­телей Захарова поступи­ло более 400 вызовов! Од­нако все они блокировались на местной АТС и не доходи­ли до диспетчера из-за не­исправности оборудования.


В решении арбитражного суда по этому делу значится, что «14.12.2014 г. отсутствовала входящая связь с частью абонентов, в том числе с экстренными службами, что фактически привело к приостановлению услуг связи для пользователей услуг связи и/или абонентов с. Захарово Рязанской области на 3 часа 35 минут».


Проверка Роскомнадзора показала, что оборудование устарело и изжило себя, арбитражный суд обязал компанию «Ростелеком» заменить его. Но, по словам жителей Захарова, это требование до сих пор не исполнено, в селе бывают перебои со связью.


Сколько ждать? 


20 минут - скорая помощь (только в экстренных случаях, при неотложной помощи время не регламентируется.)

10 минут - пожарный расчет. 

Время ожидания сотрудников полиции не регламентируется.


Плата за ожидание


Ровно год назад рязанцев взбудоражило еще одно громкое дело, касающееся работы экстренных служб. 16 декабря 2014 года жительница Рязани вызвала скорую для своего мужа, у которого случился приступ гипертонии. Женщина сообщила медикам, что у ее супруга высокое давление, боль в груди. Ответ фельдшера был: «Вызов принят». Мужчине с каждой минутой становилось хуже. Несчастная женщина, на руках у которой умирал муж, ожидая бригаду медиков, еще пять раз набирала «03», но на другом конце провода отвечали лишь одно: «Ждите». В итоге мужчина умер.


Прокуратура начала проверку этого инцидента и выяснила, что фельдшер передала вызов свободной бригаде скорой помощи только через 44 минуты после первого звонка женщины. Прокурорская проверка показала, что действия фельдшера привели к «невозможности оказания больному экстренной помощи», что и повлекло его гибель. Если бы медики приехали по первому звонку, возможно, мужчину удалось бы спасти.


Стоит отметить, что после этого происшествия фельдшер уволилась по собственному желанию.


- А что вы хотите? Зарплаты мизерные, машин не хватает, людей тоже, фельдшеры порой до полутора суток на ногах проводят... Кто пойдет работать в такие адские условия? - поделилась со мной одна из работниц скорой помощи, не пожелавшая называть свое имя на страницах газеты. - Мы понимаем весь ужас людей, у которых дома лежит человек, ему плохо, стараемся их успокоить, дать совет, но ничего сделать не можем.


Светлана Якунина, руководитель отдела по связям со СМИ администрации города Рязани:


folder-image-m18id319.jpg@240x320.jpg

-  Единая дежурно-диспетчерская служба города Рязани (ЕДДС) создана в соответствии с постановлением администрации города Рязани от 28.09.2012 г. №5 060. Сейчас в ее штате работают 34 человека.

На рабочих местах установлены средства объективного контроля за деятельностью диспетчерского персонала (аудиорегистрация разговоров).

За 2015 год от населения было принято 48 315 звонков, организованно реагирование экстренных оперативных служб:

- по линии «101» - 940 раз,

- по линии «102» - 2 457 раз,

- по линии «103»-6 266 раз, -по линии «104»-215 раз.

За этот год проведено 15 тренировок с Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС (ЦУКС ГУ) России по Рязанской области по ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводилась работа по созданию местной системы оповещения об угрозе ЧС.


Вместо помощи - катафалк


Маленькая зарплата, которая влечет за собой желание любым способом подзаработать, или какие-то другие причины (сами работники скорой всячески опровергают этот факт, говоря о прослушивании или перехвате сообщений), но в последнее время в Рязани участились случаи, когда быстрее медиков домой к умершим (и даже еще живым!) пациентам приезжают... агенты похоронных фирм.


Так произошло с отцом известного рязанского художника Алексея Акиндинова.


«19 июня примерно в 3.20 стало плохо моему отцу; он лежал поперек кровати и трясся в судорогах, было видно, что ему не просто плохо, а он умирает. Я позвонил в скорую помощь, сказал дежурной: "Моему отцу плохо, у него судороги, мне кажется, он умирает, он уже не дышит!" Женщина потребовала имя, фамилию, отчество и год рождения отца, также спросила номер моего домашнего телефона. Сказала: "Ждите".


Через пять минут приехала не скорая помощь, а... ритуальная служба, вернее, ее сотрудник. Он позвонил по тому номеру телефона, который я дал оператору скорой помощи. Сказал, что сейчас объяснит нам, какие нужно собрать документы и каковы должны быть наши дальнейшие действия. Я ему ответил "Подождите, я вызвал скорую помощь, она сейчас приедет, может быть, он еще жив и находится в коме!" Сотрудник ритуального агентства сказал: "А вы знаете, что скорой, возможно, не будет еще три часа?" Говорил он это с интонацией абсолютной убежденности», - об этом вопиющем случае Алексей написал на своей личной страничке в соцсети в «ВКонтакте» и Facebook.


Его престарелый отец умер, так и не дождавшись помощи. Медики приехали лишь через 1,5 часа после вызова.


Это звучит бесчеловечно, но, по словам Алексея, пока они с супругой ждали скорую, его телефон и домофон в квартире разрывались от звонков ритуального агента.


И спасти, и сэкономить


А между тем система «112» была предназначена для снижения смертности и более оперативного реагирования экстренных служб. Об этом говорится и в постановлении Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 223 «О федеральной целевой программе "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы"».


112.jpg

В единой диспетчерской службе Рязани трудятся 34 человека


Документ обещает «сохранение жизни более чем 29,5 тысячам человек», «общий экономический эффект - 23,5 млрд рублей (в 2018 году)». Завершить работу по созданию системы планируется к 2017 году. Ожидается, что тогда любой человек сможет позвонить по номеру 112 и вызвать любую экстренную службу как с мобильного, так и с городского телефона.


Конечно, сделать это уже (сейчас могут жители большинства населенных пункта области, и, скорее всего, спасатели, медики и другие экстренные службы прибудут на вызов вовремя и окажут всю необходимую помощь.


Те вопиющие примеры, о которых мы рассказали в статье, лишь показывают, что у экстренных служб как у саперов, нет права на ошибку, ведь за каждым вызовом стоит человеческая жизнь, чья-то трагедия, надежда на оперативную помощь в тот момент, когда важна каждая секунда.


И если руководители тех ведомств, которые реализуют данную программу в нашем регионе, станут уделять особое внимание этим вопросам, перестанут замалчивать проблемы и попытаются в краткие сроки решить их, рязанцы смогут спать спокойно и не бояться, что на их звонок с просьбой о помощи в трубке будет слышаться лишь холодная фраза диспетчера: «Ждите ответа».


Мария Ракчеева

«Дом. Строй» № 49 – 16.12.2015

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 37 38 39 40 41 ... 78