Поспешили - людей разозлили
Администрация г. Рязани приняла постановление, повышающее с 1 декабря 2017 года стоимость проезда в общественном транспорте. Вместо 19 рублей каждый пассажир должен будет выложить 23. Вот только в законности, обоснованности и своевременности такого повышения возникают сомнения.
БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ РЕШЕНИЯ
Неприятная новость содержалась в Постановлении администрации города Рязани от 13 ноября 2017 года № 4996, устанавливающем новые тарифы на услуги по перевозке пассажиров. Так, с 1 декабря каждая поездка в автобусе или троллейбусе обойдётся рязанцам на 4 рубля дороже. Проездной на месяц для граждан на один вид транспорта обойдётся в 1100 рублей (ранее 870), на оба — 1600 рублей (ранее 1290). За муниципальным транспортом подтягиваются и маршрутки: в некоторых уже появились объявления о повышении проезда с 1 декабря до 23 рублей. К слову сказать, частники могут повышать стоимость проезда, как пожелают, — ещё в прошлом году для них установили нерегулируемые тарифы. А бот муниципальный транспорт — нет.
Согласно решению Рязанской гордумы от 28 июля 2011 года № 223-I «О регулировании тарифов на территории муниципального образования — городской округ город Рязань», тарифы на проезд в муниципальном транспорте не могут меняться чаще, чем один раз в год. Но вопреки документу в текущем году рязанцы наблюдают уже второе повышение: с 1 января 2017 года — на 1 рубль и с 1 декабря — ещё на 4 рубля. В итоге за год проезд в Рязани подорожает на беспрецедентные 28%, что не идёт ни в какое сравнение ни с инфляцией (с начала года — 2,3%), ни с ростом тарифов на электроэнергию (+4%) или стоимости топлива (+5%).
Городская Дума, похоже, более осведомлена о собственных решениях предыдущих лет. Именно поэтому стоимость проездных для льготных категорий рязанцев депутаты предложили изменить не с 1 декабря, а с 1 января, чтобы соблюсти все формальности. Так, с 1 января 2018 года стоимость проездного для студентов может составить на один вид транспорта 570 рублей, на два вида транспорта — 800 рублей; для школьников — 300 и 400 рублей соответственно; для студенческих семей с детьми, студентов из многодетных неполных и малообеспеченных семей — 285 и 400 рублей; для школьников из малообеспеченных семей стоимость проездного составит 150 и 200 рублей; для пенсионеров и некоторых других льготников — 350 рублей, при этом количество поездок по транспортной карте «Льготная» ограничат — до 40 в месяц. Последнее решение тоже беспрецедентное: ещё ни разу пенсионерам, которые нередко пользуются транспортом, не имея физической возможности пройти две-три остановки, не вводили ограничения.
БАНКЕТ ЗА СЧЁТ ПАССАЖИРОВ
Зачем же нужно было так спешить с введением новых тарифов и ограничений? Администрация города объяснила это тем, что и УРТ, и Автоколонна 1310 находятся в трудном финансовом положении. Экономически обоснованный тариф на поездку в троллейбусе, приведённый в том же постановлении, сейчас составляет 29,22 рубля, поездка в автобусе обходится дороже — в 35,79 рубля. Интересно, что в марте администрация обосновывала цену на проезд иными цифрами: для троллейбуса экономически правильная цена составляла 27,08 рубля, для автобуса — 28,69 рубля. Что же могло произойти с рязанским транспортом за 7 месяцев, чтобы тариф так увеличился?
В № 45 нашей газеты мы писали о проверках Контрольно-счётной палаты г. Рязани транспортных МУПов, что выявило многочисленные нарушения, в т. ч. факты неэффективного расходования средств как УРТ, так и Автоколонной 1310, факты безвозмездного оказания услуг (а это и есть упущенная прибыль, так необходимая МУПам), а также необоснованное списание ГСМ. После таких сообщений якобы экономически обоснованный тариф в 36 рублей за поездку выглядит уж очень подозрительным. Косвенно о вполне вероятной накрутке обоснования говорит и тот факт, что при бешеном удорожании тарифа на проезд в Рязани стоимость проезда в автобусах пригородного сообщения той же Автоколонны 1310 почти не меняется: был тариф 2,36 рубля за пасса- жиро-километр, стал 2,4 рубля, при том что экономически обоснованный тариф на поездку остался прежним — 3,96 рубля за пассажиро-километр.
Выходит, что автоколонне невыгодно возить исключительно горожан? Или только в Рязани предприятие терпит убытки? Все попытки администрации объяснить тариф плачевным состоянием городского транспорта не находят понимания у рязанцев. Каждый год повышение тарифов связывали с обновлением парка автобусов и троллейбусов, но на маршруты так и выходят холодные «икарусы» и прогнившие «рогатые». Срок службы автобусов, между прочим, 9 лет, троллейбусов — 14. А на рейс выходят ещё «подарки» из 90-х.
НАЗАД, В ПРОБКИ!
Резкое повышение тарифа вызвало волну негодования среди горожан. На сайте change.org была размещена петиция, предлагающая установить стоимость проезда на уровне 20 рублей — собственно, сколько и готовы платить горожане, в т. ч. и за обновление парка. За 6 дней петиция собрала почти 12 тысяч подписей, и количество недовольных растёт.
Если петиция не сможет воззвать к здравому смыслу и тариф останется без изменений, стоит предположить, что с 1 декабря количество пассажиров в городском транспорте уменьшится. По крайней мере, в муниципальном. Администрация давно и планомерно забивает гвозди в крышку гроба городского некоммерческого транспорта. Сначала — пересадив льготников на маршрутки (и лишив тем самым МУПы основного контингента пассажиров). Теперь — повышением платы за проезд и ограничением количества поездок для льготников. Не секрет, что в основном пенсионеры использовали муниципальный транспорт как пересадочный. Теперь ездить по льготному проездному с пересадками станет невыгодно. И вновь выиграют коммерческие перевозчики, предлагающие куда более длинные маршруты и удобный график движения. А городские автобусы и троллейбусы будут считать растущие убытки.
Это первое. А второе: все попытки пересадить автолюбителей на автобусы, троллейбусы и маршрутки и разгрузить тем самым дороги явно пойдут прахом. При такой стоимости проезда выгоднее будет ездить на личном авто. Если взять средний расход топлива в городе (порядка 11 л на 100 км), то выходит, что стоимость проезда в автобусе превысит стоимость бензина, потраченного на 5-6 км пути. Это расстояние примерно 10-12 остановок общественного транспорта, или дорога от больницы № 11 до Театральной площади, или от Южного, улицы Костычева до Первомайского проспекта, или от Ворошиловки до ОКБ. Вместо возрождения общественного транспорта эффект будет прямо противоположным: пассажиры муниципального транспорта пересядут на маршрутки, что заставит пассажиров маршруток, в свою очередь, пересесть на автомобили. И прибавит время стояния в пробках.
Галина Смирнова
Панорама города №47 – 22 ноября 2017 г.