12 декабря 2014

Мы летим на Луну!

В 2028 году Россия планирует совершить первый, в своей истории пилотируемый полет к ночному светилу

Александр Абрамов |
Мы летим на Луну!

В 2028 году Россия планирует совершить первый, в своей истории пилотируемый полет к ночному светилу.


На днях корпорация «Роскосмос» передала на утверждение в Правительство России долгосрочную программу освоения космоса.

 

По заявленным планам, в 2024 году (то есть всего через 10 лет) должны начаться испы­тания перспективного транс­портного комплекса нового поколения (ПТК-НП) на око­лоземной орбите. Еще через четыре года комплекс с космо­навтами на борту планируют отправить на встречу с есте­ственным спутником Земли. Наконец, до 2040 года на Лу­не хотят создать развитую ин­фраструктуру, приспособлен­ную для жизни, научных исследований и промышленных изысканий. Словом, планы что ни на есть амбициозные…

 

Грезы Циолковского


Как тут не вспомнить, что первым о покорении Луны начал говорить не кто иной, как наш земляк, прославлен­ный ученый Константин Ци­олковский. Он же впервые выдвинул идеи индустриа­лизации космоса, «его пре­образования в новую среду обитания и производствен­ной деятельности людей». В 1933 году, за два года до смер­ти ученого, увидел свет соз­данный им «Альбом косми­ческий путешествий» с мно­гочисленными эскизами пилотируемых космических станций, в том числе пред­назначенных для полетов к ближайшему земному соседу. В смелых мечтах Констан­тина Эдуардовича по лунно­му маршруту следовали мо­гучие космические крейсе­ры, каждый из которых был способен перевозить до ты­сячи пассажиров...


item_193_1.jpg

Выдающийся ученый Константин Эдуардович Циолковский


Что ж, столетие спустя гре­зы Циолковского, похоже, наконец-то начнут сбываться.


Энергетика завтрашнего дня


У простого обывателя, са­мо собой, может возникнуть резонный вопрос: а что, соб­ственно говоря, мы забыли на Луне? Для американцев в 1969 году покорение Луны было вопросом, прежде всего госу­дарственного престижа, пер­венства в космической гон­ке с Советским Союзом. Но теперь-то нам меряться дли­ной ракет и их количеством вроде как бы и не пристало - времена другие. Нынче что нас, что заокеанских ученых куда больше интересуют лун­ные ресурсы...


- Из-за магнитного по­ля Земли до нашей плане­ты не доходит солнечный ве­тер, - рассказывает препода­ватель физики и астрономии, основатель первой в регионе школьной обсерватории Алек­сандр Широков. - А ведь этот самый ветер несет в себе сол­нечное топли­во - изотоп ге­лия-3. В лун­ном грунте кон­центрация ге­лия-3 настоль­ко велика, что было бы впол­не целесообразно организо­вать его промышленное про­изводство. Гелий-3 не радио­активен, а кроме того, с точки зрения экологии, термоядер­ная реакция с участием это­го изотопа несоизмеримо без­опаснее для человека, нежели применяемые ныне на плане­те процессы углеводородной энергетики. Сегодня многие ученые сходятся во мнении, что гелий-3 - это энергетика будущего.


Будем подглядывать за инопланетянами?


Уникальной во всех отно­шениях может стать и первая лунная исследовательская об­серватория, в особенности, ес­ли построить ее на обратной стороне Луны. Ведь в этой ча­сти земного спутника отсут­ствуют какие-либо радиопо­мехи. Земные телескопы пока что позволяют распознавать планеты в звездных системах только по легким затенениям светил. То есть, если звезда в какой-то момент светит менее ярко, чем обычно, предполагается, что по ее фону прохо­дит планета. Астрономы уве­рены: если на обратной сторо­не Луны установить мощный радиотелескоп, ученые смо­гут увидеть другие планеты воочию!


Chertrg_Tsiolkovsky.jpg

Так, по мнению Циолковского должна была выглядеть первая орбитальная станция на Луне


- Наконец, Луна - это пре­красное место для создания космопорта, - продолжает рас­сказ Александр Широков. - Когда-нибудь в будущем уче­ные обязательно вплотную приступят и к освоению Мар­са. Так вот, при старте с Луны на полет до Марса потребуется затратить примерно в 20 раз меньше энергии, чем при стар­те с земной поверхности.


Космическая конкуренция


Стоит сказать, что по ны­нешним раскладам довольно острыми могут оказаться во­просы конкуренции между державами за лунные ресур­сы. Еще в 1979 году по инициа­тиве ООН было заключено со­глашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (кроме Земли), был провозглашен принцип мирного использования Луны, а так же равных прав всех государств на научные исследова­ния и промышленные разра­ботки. По этому соглашению, претензии со стороны какой- либо державы на суверенитет Луны или отдельных ее терри­торий считаются недопусти­мыми. Но закавыка в том, что сей памятный документ, под­писали представители толь­ко 17 стран (Франции, Индии, Бельгии, Мексики, Австрии, Австралии и ряда других). И только для этих держав дан­ный договор вступил в силу. Ни Советский Союз (равно как впоследствии и Россия), ни Соединенные Штаты Америки не фигурировали в качестве подписантов в 1979 году, да и позднее не выказывали заинтересованности в нерушимом лунной дружбе...


Впрочем, прогнозиро­вать лунные притязания ве­дущих мировых держав пока преждевременно. Для нас, по крайней мере, отрадно, что в настоящее время между рязанскими учеными, задей­ствованными в космических разработках, и их американ­скими коллегами нет полити­ческих разногласий.


Сегодня именно амери­канские университеты предо­ставляют рязанским студен­там опытные модели пико­спутников CubSat.  И, доско­нально изучив и усовершен­ствовав американские техно­логии, рязанцы сумеют запу­стить первый собственный спутник. Из США к нам уже скоро прибудет и новейшее антенное оборудование, ко­торое дополнит собой центр управления пико -, нано-, ми­кроспутниками рязанского радиоуниверситета. И хочет­ся верить, что сотрудничество это будет продолжаться и впредь, ведь в конце концов, наука – не самое подходящее поле для политического противоборства.


Мы вправе надеяться и на то, что опыт и наработки ря­занских исследователей смо­гут пригодиться в реализации лунной программы! Если уже сейчас ежегодно предприятия корпорации «Роскосмос» во­площают в жизнь порядка 30 научных проектов рязанско­го радиоуниверситета, что же может помешать нашим зем­лякам - специалистам в обла­сти космической связи, нави­гации, анализа и обработки информации взять лунные ру­бежи? И если наш земляк Ци­олковский в свое время пер­вым взглянул на Луну глазами не мечтателя, а ученого, стало быть, и мы обязаны последо­вать его примеру...


Александр Абрамов

"Вечерняя Рязань" № 34 от 12.12.2014 

 

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 74 75 76 77 78